День рождения Мосфильма. Памяти В. Нахабцева

Татьяна Гармаш
Вспомним день основания нашей знаменитой киностудии Мосфильм.
Эту дату 30 января 1924 года, когда на экраны страны вышел фильм режиссера Бориса Михина
"На крыльях ввысь", принято считать днём основания Мосфильма.

В день 90-летия нашей любимой киностудии мне хотелось бы рассказать своим читателям о том, как однажды мне посчастливилось побывать на Мосфильме.

Всё началось с того, что в 1988 году на экраны страны вышел фильм Исаака Фридберга - "Куколка", снятый по рассказу Игоря Агеева "Неспортивная история". В кинотеатре "Космос" (г.Тольятти), где я работала киномехаником, состоялась его премьера.

Представлять фильм к нам приехал  кинооператор Владимир Нахабцев.
 
Цитата из Интернета.

 "Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Народный артист России (2001).
Окончил операторский факультет ВГИКа (1961, мастерская А.В. Гальперина). Преподавал во ВГИКе. Лучшие фильмы снял в творческом содружестве с режиссёром Эльдаром Рязановым ("Дайте жалобную книгу", "Берегись автомобиля",  "Зигзаг удачи", "Ирония судьбы, или С лёгким паром", "Служебный роман", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово") и Марком Захаровым "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Убить дракона". Работал с режиссёрами Эмилем Лотяну, Евгением Ташковым, Александром Миттой, Витаутасом Жалакявичусом.
 Фильмы, снятые Нахабцевым, отличались тонким чувством стиля, живописностью, выразительностью портретных характеристик. Оператор мастерски применял многокамерную съёмку. В 1981 году избирался секретарем Правления Союза кинематографистов СССР. Иногда выступал и как актёр".

***
 
Познакомилась я с этим замечательным человеком в кабинете директора нашего кинотеатра Татьяны Николаевны Овсянниковой. В разговоре с ним обмолвилась, что давно работаю в кино, но побывать на киностудии не доводилось.
А ведь в молодости даже мечтала стать кинооператором… Тогда Владимир Дмитриевич сказал:

- Приезжайте в Москву, и я устрою вам экскурсию.

В 1990 году моя мечта сбылась! Договорившись по телефону о встрече, мы с десятилетним сыном Антоном приехали к проходной киностудии "Мосфильм".
Помню, пока мы ждали нашего благодетеля, возле киностудии  встретили очень известного тогда артиста – Андрея Харитонова. Я не растерялась и подошла взять автограф на маленький календарик, поскольку под рукой ничего больше не было. Он с удовольствием расписался. А я хорошо зная, что после нашумевшего фильма "Овод", он почти нигде не снимался, сказала:

- Мы Вас очень любим и помним!

Он благодарно улыбнулся в ответ, сказав спасибо. А потом к нам вышел Владимир Нахабцев и, оформив нам пропуска, повёл по территории киностудии. Многое уже из памяти стёрлось, но хорошо помню, что побывали мы в нескольких павильонах. Даже были в гараже, где хранятся автомобили всех времён и народов. Проходили мимо выстроенной итальянцами декорации Венеции (поскольку уже тогда довольно большие площади Мосфильма сдавались в аренду). Одним словом, этот добрейшей души человек уделил нам столько внимания и посвятил два часа  своего драгоценного времени. Мы были на седьмом небе от счастья! Особенно эта экскурсия понравилась моему сыну.

Помню, при прощании я подарила Владимиру Дмитриевичу одну из только что купленных книжек –
Поль Вайнцвайг "Десять заповедей творческой личности", второй экземпляр остался у меня.
Весь проштудированный, вот он сейчас лежит передо мной…
 
К великому сожалению, прекрасный человек, подаривший всем нам столько замечательных фильмов, уже давно покинул этот мир… (16.07.1938 – 10.03.2002)

Похоронен Владимир Нахабцев на Троекуровском кладбище в Москве.
 
Светлая ему память!

***