Глава 37. Хмельники

Иван Григорьев
Продолжение.


- Папа, а где теперь памятник находится? - спросила Мария.
- Я уехал из Петербурга ещё до революции, поэтому не могу сказать куда он пропал. Вот если Иван Григорьевич слышал об этом? Он недавно приехал из Ленинграда.
- Пожалуйста, я отвечу. Не только слышал, но и видел место хранения памятника. В начале памятник хотели перелить на что-то современное. Но Сергей Мироныч Киров не разрешил. Тогда как музейную редкость убрали во внутренний двор Зоологического музея, что на углу площади Пушкина и набережной Университетской. Обратите внимание: царица Екатерина - в сквере на Невском, царь Николай тоже за Исаакиевским собором, Петр, "Медный всадник" - на Сенатской площади, Павел I в Павловске: все они вид города не портят. Но памятник Александру, действительно как пугало, каждому горожанину противен своим видом. Ни у кого еще не вышло из памяти - "жандарм".

Все слушали рассказ Отца внимательно, много смеялись над происшествием с бабушкой Татьяной.
- Алексей Алексеич, вы обещали дать ружьё, чтобы я сходил на охоту.
- Конечно! Позавтракали, дождя нет - можно и в лес. Серёга, принеси ружьё! Патроны с той избы... Знаешь, где всё лежит?
- Люблю я бродить по лесу. Кажется слышишь как земля дышит, деревья шепчутся между собой, в ручейках водичка шумит на перекатах или тихая в омутах блестит как зеркало. Птицы поют - так заслушаешься, что самому петь хочется. Не велика букашка муравей, а что они творят, диву даёшься! Часами можно любоваться на их работу. Миллионы их и все работают без драк, отчаянно защищают свой дом, если кто их потревожит.

Взяв ружьё, я отправился в лес, состоящий из берёзовых, ольховых, осиновых зарослей с редкими ёлками и кое-где соснами. Ходил, ходил и всё впустую. Тогда стал подкрадываться к вОронам, но они, чуя запах ружья, близко не давали подходить - с криком улетали в лес.

Проходил я около трёх часов и вернулся, не сделав ни одного выстрела. Подходя к крыльцу, меня увидел Пётр.
- Ну, как, охотник, жаркое будет? - он знал заранее, что я приду пустой, просто решил пошутить.
- Нет, ни какого жаркого нам есть не придётся. Я ведь пошел погулять по лесу. Быть в лесу - для меня удовольствие.
- Пойдём с нами вечером на беседу? Там, наверное, будет интереснее, - пригласил меня Петя.
- Я согласен сходить. Одежда-то у меня не праздничная, но интересно, как гуляет тверская молодёжь. Как новгородская - знаю хорошо.
Услышав наши разговоры, вышла на крыльцо Мария. Петя к ней с вопросом.
- Сестра, приглашай парня на нашу беседу, не домоседничай!
- Маруся, вы не обидитесь, если я так буду вас звать? Я уже Пете дал согласие, а тебя прошу составить с нами компанию.
- У меня нога болит... но за компанию - не откажусь.
И мы пошли на местную беседу.
- Что у вас с ногой?
- В реке рассекла колено об острый камень. Лежала в больнице долго, рану сшивали. Теперь зажило, но боль ещё осталась.
- Мы с вами по ранениям похожи... У меня в детстве была разрублена топором чашечка левого колена. Срослась и уже не болит, но лечили долго.
- Да!... В жизни всего можно ожидать...
- Маруся, у вас были парни, которым вы нравились?
- Был один! Я ему нравилась, и он - мне. Хотел посвататься... Но уехал жить в Москву и забыл... Я такую нетвёрдость в слове не люблю и вспоминать о нём не хочется.
- А ещё были?
- Скрывать не стану. Ухаживает свой деревенский - Ваня Болтушев, но я его не уважаю... Так, для провождения времени...

С такими разговорами мы подошли к избе с огнями нескольких керосиновых ламп. По шуму было слышно, что там танцуют. Стучат об пол каблуки и в трёх окнах мелькают фигуры танцующих.

При входе в избу, поздоровавшись, Петя уселся на лавку между девчонок. Мы с Марусей остановились у русской печки. Она стала знакомить меня, показывая глазами на девушек, сидящих по лавкам. От них до меня долетел шёпот:
- Смотри, какого Манька подцепила! И где только она выискала... Ничего паренёк! Если жених, то под пару...
Подбежала к нам Марусина двоюродная сестра. Маруся с ней познакомила.
- Это Нюрка!
Нюра, растолкав девчонок и парней, пригласила нас сесть. Гармонист заиграл кадриль и круг танцующих вырос. Парни приглашали девушек. К Марусе подошел высокий русоволосый парень в чёрной рубашке-косоворотке, подпоясанной кавказским ремешком (бывшем тогда в моде).
- Ваня (Болтушев), ты спросил разрешения у моего соседа? - сказала Маруся.
Иван сконфузился, но поклонившись попросил разрешение у меня. Пляска началась. Я с любопытством стал изучать девушек и парней, а сидящие изучали меня, не стесняясь показывать пальцами. Танец кончился. Кто нашел место - сели, а кто остался стоять по углам.

Маруся, усевшись около меня, пояснила:
- Танцевал со мной Ваня Болтушев. Он и есть второй ухажёр.
- Ну и как он отнёсся к моему приходу с тобой?
- Всё выспрашивал: "Кто, да откуда? Зачем появился у вас?". Я ему сказала, что не знаю. Он работает с Отцом. Вот и приехал на выходной погостить.
Гармонист куда-то вышел, оставив свою трёхрядную "минорку" на лавке рядом с нами. Я спросил Марусю:
- Могу я для вашей молодёжи что-нибудь сыграть?
- Разве ты гармонист?! Во, здорово! В таком случае поиграй! Не заругает Костя.
Я взял гармонь и начал перебирать гаммы. Все на меня вытаращили восхищённые глаза. И вот, запустил я в молодёжь для начала тверские частушки. Запели не громко на всех лавках. А Нюрка встала к Марусе и запела.
Деревенскую гуляночку
Забросил дорогой,
Нажил в городе кухарочку -
Не едет и домой.
. . .
Я понял - это в адрес Маруси, ведь её ухажёр уехал в Москву и не является. Закончив петь, Нюрка села рядом с Марусей, обняв её рукой за талию. Я перестал играть частушки, перейдя на польку. Все как будто этого и ждали - повскакали с мест и кто кого ухватил себе в пару без разбору - пошли танцевать. Марусю опять выдернул за руку Болтушев. Притопывая вёл её красиво...

Пришёл гармонист. Не удивился, что взял гармонь, но, смотря на танцующую Марусю, спросил:
- Не ревнует вас её партнёр?
- Напуганный огнём боится кочерги. Я не затем приехал, чтобы от вас девок уводить! Пусть между нами будет мир и спокойствие.
Кончив играть, передал гармонь хозяину, а Марусе сказал:
- Наверное на радостях танцевала, что и нога не болела?
- Болела, конечно болела! Но такой вечер в нашей деревне не часто бывает.
- А как насчет: домой?
- Конечно давно пора. Вон Петька уже давно сбежал. Пошли!
Мы с ней направились к двери, а нам вслед:
- Почаще приезжайте к нам!..

Выйдя из сеней, я Марусю взял под ручку и так мы пришли домой. А дома Мать не спит, беспокоится, что загулялась девка.
- Мама, в своей-то деревне чего беспокоиться?
- Ладно уж, ложитесь отдыхать!
- Мама, а наш гость оказался гармонистом!
- Что ты говоришь? Неожиданное веселье на вас нашло...
- У нас и свой гармонист есть, да он уже поднадоел, а тут - новенький. Все девчонки как помолодели! Танцевали и пели. Особенно, Нюрка Степанова.
Хозяйка погасила огонь и мы нырнули в свои постели.

Провел я и воскресенье, гуляя с Марусей по деревне. Ходили на берег Мсты. Любовались с ней на реку, как она, шумя, перекатывалась через крупные валуны, раскидывала искры брызг при солнечном освещении. Я рассказывал о своём детстве, нелёгкой жизни.

Вечером с Алексеем Алексеичем уехали в Бологое. Маруся просила приезжать ещё. Я пообещал. Прощаясь я спросил.
- Хорошо ли провела со мной время и понравилось ли моё общество?
- Я увидела в тебе культурного и повидавшего жизнь не по возрасту. У нас таких парней нет. Пожалуйста, приезжай.
Мысль о следующей поездке уже засела в моей голове.