Ленточка Ленинградской Победы

Морской Профсоюзный Телеграф
27 января исполняется 70 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Это памятная дата, прежде всего, ассоциируется с беспримерным подвигом защитников и жителей города на Неве. Все, кто сражался за Родину в осажденном Ленинграде назло врагу в голод и холод при непрекращающихся артобстрелах, налетах фашистcкой авиации, продемонстрировали мужество, стойкость, несгибаемую волю к победе.
Она досталась дорогой ценой. Точные цифры погибших назвать очень сложно. На Нюрнбергском процессе звучала цифра 632 тысячи человек. Причем 97% из них умерли от голода... Но несмотря ни на что, израненный город держался и выстоял.
Слава защитникам Ленинграда, пережившим все тяготы блокады, и вечная память павшим героям! Совершенный Вами подвиг вписан золотыми буквами в историю Великой Отечественной Войны (ВОВ).
День снятия блокады города Ленинграда - значимое событие в городе на Неве. Ведь память о тех суровых испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в блокадные дни, живет в каждой петербуржской семье.
У капитана Романа Евгеньевича Федорова, родившегося в Ленинграде, дедушки по отцовской и материнской линии прошли всю войну. С ним мы пообщались непосредственно на борту т/х «Baltic Meadow», ошвартовавшегося, как и другие суда в преддверии празднования годовщины снятия блокады в питерском порту, которые посещали представители БТО РПСМ, в том числе и с тем, чтобы раздать российским морякам «Ленточки Ленинградской Победы».


«Baltic Meadow» работает по колдоговору РПСМ. Кстати, у членов экипажа судна недавно появился повод для радости: с 1 января 2014 года комсоставу и рядовым подняли зарплату.

- Мне хотелось бы сказать большое спасибо всем ветеранам, блокадникам за то, что отстояли наш город, - сказал капитан, когда мы передавали членам экипажа судна "Ленточки Ленинградской Победы". - День снятия блокады это еще и дань памяти всем тем, кто сражался за Родину во время ВОВ.

Иван Митрофанович Федоров, дед капитана, дошел до Берлина, служил в артиллерийской разведке. Второй дед моряка, Евгений Иванович Антошихин, тоже прошел всю войну. Причем судьба у него сложилась весьма необычно. Евгений Иванович был политзаключенным, а потом, когда началась война, оказался в одной из штрафных частей. Они направлялись на самые опасные участки фронтов, несли большие потери в личном составе. Евгений Иванович был ранен, но Бог словно все время его берег от смерти. Сейчас он проживает в Петродворце.
С блокадным Ленинградом также связаны воспоминания петербуржцев Александра Валерьевича Муравейникова и Алексея Рэмовича Лепенича, чьи близкие и родные защищали осажденный город.

- У меня две бабушки пережили блокаду, - говорит Александр Муравейников. - Одну звали Фруза, другую по маминой линии - Антонина Петровна. Это было страшное время, которое не должно никогда повториться.

Все предки Алексея Лепенича из Питера.

- Мой отец, Рэм Павлович, блокадник, - говорит старпом. - Он родился в 1929 году. Когда враг приближался к Ленинграду, началась эвакуация населения. Его должны были вывезти из города вместе с младшим братом. Однако он просто не успел уехать. Так отец остался в Ленинграде с моей бабушкой - Любовью Алексеевной.

Летом 1941-го начались бомбардировки Ленинграда. Особую опасность для города представляли зажигательные бомбы. Они не взрывались как фугасные, а лопались, разбрызгивая вокруг термитные заряды.
Ситуация усугублялась еще и тем, что дома в основной своей массе имели деревянные перекрытия, для которых такие «зажигалки», если их вовремя не погасить, были смерти подобны. Делалось это следующем образом. Бомбу находили, потом обычно сбрасывали с крыши и там уже её подцепляли специальными щипцами и бросали в ведро или ящик с песком. «Зажигалки плевались» во все стороны, крутились, подпрыгивали. Справиться с ними - задача не из легких. И вот эти смертоносные бомбы тушили жители Ленинграда, включая детей, среди которых был и Рэм Павлович. Таким образом удавалось избежать многих серьезных пожаров.
Зенитные установки, расположенные в разных частях города, обеспечивали противовоздушную оборону Ленинграда. Младший лейтенант Любовь Алексеевна входила в расчет одного из них, который нес боевое дежурство недалеко от Николо-Богоявленского Морского Собора. Она была стрелком. Всего их расчет сбил 17 самолетов.


Часть особого батальона зенитчиков, ноябрь 1941 г., голод уже начался. На уникальной фотографии улыбающийся мальчишка в ушанке никто иной, как Рэм Павлович. Любовь Алексеевна третья справа, сидящая в первом ряду (с сумочкой).

- Когда начались налеты вражеской авиации, то сначала по сигналу тревоги мой отец и бабушка все время спускались в бомбоубежище, находившееся в подвале дома, - рассказывает Алексей. - Но потом у них, как и у многих блокадников, притупилось чувство страха. К тому же, налеты совершались нескончаемым потоком. Поэтому они перестали укрываться в подвале, предпочитая оставаться дома.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам защитникам Ленинграда постоянно снижались. Чем сильнее сжималось кольцо блокады, тем труднее становилось доставлять столь необходимые продукты питания в город. Особенно тяжелая ситуация сложилась в конце 1941 года, когда размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,
Войскам первой линии — 500 граммов.

Стоит отметить, что до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки.

- Знаете, как отец и бабушка делили хлеб? - говорит дрогнувшим голосом Алексей. - Каждый из них старался тайком подсунуть другу другу грамульку от своего скудного пайка. Когда они вместе ходили за водой, повсюду лежали трупы людей, скончавшихся от голода и холода, которые буквально умирали на их глазах: у костров, прямо в трамваях.

Но, пожалуй, самым страшным днем, который мог оказаться последним для отца и бабушки Алексея, стал тот, когда они проходили мимо дома, в который угодил снаряд. Разлетевшимися осколками погибла вся семья, которая находилась от них всего в 20 метрах.

- Прорыв блокады 18 января 1943 года стал самым радостным событием в жизни моего отца и бабушки, - говорит Алексей. - Все защитники города обнимались, их глаза светились от счастья!

По глубокому убеждению Александра и Алексея, все, что связано с ВОВ, необходимо свято помнить. Одолеть такую фашистскую машину, когда порой приходилось рассчитывать на винтовку Мосина, ходить в штыковую атаку под пулеметным огнем ввиду отсутствия боеприпасов, дорогого стоит. Но раз отстояли Родину, значит сражались не зря, и жертвы были не напрасными.

- Бабушка моя скончалась в возрасте 105 лет, - говорит Алексей. - Отцу сейчас - 84 года. Однако он находится в прекрасной физической форме.

Ветеран занимается специальной гимнастикой и подтягивается 15 раз. По признанию самого Алексея, ему да таких рекордов - далеко.



ИЗ АКТА ГОРОДСКОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ ОБ УЩЕРБЕ, ПРИЧИНЕННОМ ЛЕНИНГРАДУ ВОЙНОЙ И БЛОКАДОЙ /МАЙ 1945 Г./
Немецко-фашистские захватчики за весь период блокады систематически обрушивали свою авиацию и огонь своей артиллерии на вокзалы и железнодорожное хозяйство, на Ленинградский торговый порт и речное пароходство, стремились причинить им максимальный ущерб.
Огромный ущерб был нанесен техническому флоту Балтийского моря. Врагами затоплено или повреждено 218 землечерпалок, буксиров, плавучих доков, кранов и т. п. Ущерб речного транспорта составляет 88 пароходов, 640 барж и шаланд и 74 судна специального назначения, уничтоженных или поврежденных немецко-фашистскими захватчиками.
На территорию торгового порта было сброшено 13920 авиационных бомб и 15700 артиллерийских снарядов. Разрушались стоящие у причалов торговые суда, портовые сооружения и механизмы. Общий ущерб, нанесенный Ленинградскому торговому порту, составил 141 454 850 рублей.

«Ленточка Ленинградской Победы» - это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников. «Ленточка» распространяется в рамках общегородских мероприятий, приуроченных к полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной Войны.

Идея провести акцию возникла благодаря успеху в стране и в Санкт-Петербурге акции «Георгиевская ленточка».