1

Виктор Кондратьев-Лутковский
                СЕБЕ ОТ СЕБЯ

                Пускай свой хлеб по водам, потому               
                что по прошествии многих дней
                опять найдешь его.
                Екклесиаст


Обычно мы сначала думаем, а потом уже делаем не думая, либо наоборот — сначала делаем, а потом уже думаем (типа: зачем? почему? А ведь могли по другому и т.д.). Задача же заключается в том, чтобы «думать» и «делать» стало единым актом, чтобы это было одним и тем же.
 ___

Греки брак считали гражданским долгом, а вот любовь искали на стороне, среди проституток и мальчиков. Христианство не смогло изменить этого, разве что заменило долг гражданский долгом нравственным, препоручив последний Церкви, то есть всё тому же гражданству. Так и хочется все слова здесь взять в кавычки, однако не иронии ради, а как некий иероглиф, чья суть — культура (терпеть не могу!). Я «за» греков хотя бы потому, что они стояли у истоков этой самой «культуры» (каверзный вопрос: а были ли «культурными» сами греки, коль скоро они стояли у истока культуры?) и, значит, были нравственно чище (в смысле отсутствия духовного у них фарисейства).
___

На зло способна лишь «часть» души, а на добро — вся душа целиком. Целая душа и есть сама душа. У части её совсем иное имя: легион.
___

               
                В Е Н О К    К. И.

                - 1 -

            Наш ум орлом парит в лазурной шири,
            где воздух чист как слезы, и размах
            его крыла становится все шире,
            да крепнет мощью каждый новый взмах.

            Опасен путь к заоблачным вершинам.
            Полет с оглядкой предвещает крах.
            Но больше всех на том пути страшны нам
            химеры чувств — они внушают страх,

            сгущая воздух в образ исполина
            со взглядом грозным, что стирает в прах.
            И стынет кровь. И меркнет взор орлиный.
            Страстями ум раздавлен, как в тисках.

            Поджав свой хвост паршивый, торопливо
            шакал рассудка рыскает в песках.


                - 2 -

            Шакал рассудка рыскает в песках,
            смакуя кость сухую теорем.
            Он знает много их. Но вместе с тем,
            что толку в этих знаниях? Тоска

            с ума стирает пыль любых систем.
            Чиста доска. Но, мел роняя на пол,
            мы снова чертим знаки новых схем.
            Лукавый Сфинкс, поджав жеманно лапы,
   
            Джокондой томно из-под век глядит,
            и человек, с умом от взгляда ватным,
            как ученик перед доской, твердит
            одно и то же с видом виноватым.

            А между тем — таким же словом Рима
            распята Плоть на древнем древе мира.


                - 3 -

            Распята Плоть на древнем древе мира.
            Притихли стоны, крик надрывный, смех.
            И только правый умирает с миром.
            А тот, что слева — матом кроет всех.

            Распята Плоть. Той Плотью Слово было.
            И Слово было с нами. Сон утех
            издревле правит миром. Лишь у тех,
            кто жить не может снами, если шилом

            на дне желаний совесть их лежит,
            не дремлет слух. Для них с высот эфира
            нисходит Речь. И сон, как вор, бежит
            стеречь добычу в сумрачных местах

            сердец дремучих. Время кровь взбурлило,
            и шум веков пульсирует в висках.

                - 4 -

            И шум веков пульсирует в висках,
            и кровь бурлит, и тонет плоть в истоме,
            и ноет грудь, и сердце сладко стонет,
            когда весна покажется в листках

            и нежно нас, как струны пальцем, тронет.
            Взыграет дух. Не так ли мощь мазка
            однажды немощь бледную куска
            холста простого сделает шедевром?

            Пришла весна и возбужденьем нервным
            прогнала сон. Созвездий сонм у трона
            луны собрался. Ветер замки строит
            из глыбы туч в лучах ее короны.

            Лаская слух, от сна восстав, для мира
            поет поэт. И сладкозвучна лира.


                - 5 -
          
            Поёт поэт, и сладкозвучна лира
            его души. За это рой Менад
            терзает плоть поэта. Где-то над
            лазурной ширью мирного эфира

            бушует море. Волны зла незримо
            ласкают скалы гнева там. На нем,
            сверкая ночью и мерцая днем,
            воздвигнут трон из цельного сапфира.

            На троне Ангел в огненной порфире
            роняет алчный свой на землю взгляд
            зерном раздора, и цветет разлад,
            как плесень, в сердце. Этот гнили рад.

            И спесь пред ним слагает песнь на лире,
            но ей не ведом миротворный лад.



                - 6 -

            Но ей не ведом миротворный лад,
            поэта песне, если с криком диким
            он струны рвет тугие нервов. Дике          
            стоит с ключами у небесных врат

            и ждет Орфея. Звуки крика сникли
            травою смятой под ногой. Назад
            идет он молча. Тенью Эвридики
            слова его растаяли, и взгляд

            ушел в себя испуганной улиткой.
            Но в этот миг, когда свернулся свитком
            весь мир пред ним и канул в пустоту,
            поэт внезапно поднят в высоту

            небес иных был духом, где незримо
            хранят печати мира Серафимы.



                - 7 -

            Хранят печати мира Серафимы,
            и крылья их лучистые чисты,
            как в книге жизни первые листы.
            Они шестого неба сферу ими

            укрыли плотно. Рядом Херувимы
            скрижали держат ветхие. Пусты
            для взора смертных тайные посты
            чинов небесных. Но для веры в Имя

            открыты двери знания. Лежат
            за ними свитки первозданной Торы.
            И те, кто знают, древние узоры
            читают в сердце. Трепетно дрожат

            все семь небес, когда их чтенью вторя,
            осанну в вышних Ангелы вершат.


                - 8 -

            Осанну в вышних Ангелы вершат.
            Не хватит рифмы, слов не хватит, мысли,
            чтоб охватить стихами и осмыслить,
            все то, что смертным свыше предрешат.

            Созревших душ срывает ветер листья
            и смертью крестит, в пыль тела стерев.
            Умрет — кто жил, до осени созрев.
            Кому вся жизнь его лишь снится —

            судьба вернуться в тело. Возвратиться
            они не смогут в отчий дом сынами.
            Отца им отчим заменяет. Снами
            он в мир заманит снова возвратиться.

            Дух учит слову мудрости надмирно.
            А здесь кричат учителя надрывно.



                - 9 -

            А здесь кричат учителя надрывно.
            Учений тьма. И тьма в сердцах. Людей
            прельстила тень подобием идей.
            Химеры мыслей скрыли свои рыла

            под маской знаний тайных. Обалдев
            от Сумм и логий, всевозможных измов,
            от Кабалы, И-цзина афоризмов,
            мы тонем в мутной мертвых слов воде.

            Наш дух — нигде. Душа, увы — везде.
            Она, как девка, глазки строит миру.
            Жених напрасно ждет невесту к пиру,
            Ее другие лапают, раздев –

            пока немея и едва дыша,
            пророки днесь нас судным днем страшат.


                - 10 -

            Пророки днесь нас судным днем страшат,
            а мы не верим в эти злые сказки.
            Венец терновый тесен нам, но царский
            как будто впору. Все его спешат

            себе на темя натянуть, по-царски
            воссев однажды каждый на свой трон.
            И с этих пор владенья наши тронь
            пойди, попробуй: мы убьем за цацки.

            Возможно все в именье нашем. Там
            и днем, и ночью каждый, вроде, сам
            себе хозяин и, как бог, свободен
            в своих поступках и желаньях, вроде.

            А кто же раб? В ком, чувствуя разлад,
            томится дух и пасть боится в ад?



                - 11 -

            Томится дух. И пасть боится в ад
            лишь тот, кто слышал о паденье. Слово
            услышать мало. Осознать и снова
            собраться в путь, умом поднявшись над

            безумьем мира, взгляд расправив, словно
            крыла два мощных, это, право, не
            по силе многим. А иным — вдвойне.
            Блажен, кто смеет. Кто зевает сонно,

            и к сонму вышних кто взывает лишь
            когда в смятенье оттого, что тишь
            его болота теребит тревога,
            тот не расслышит в риске голос Бога,

            и не шагнет его с вершины мира
            душа, как в омут головой с обрыва.


                - 12 -

            Душа, как в омут головой с обрыва,
            шагнула в смерть. И жатвы срок настал.
            И вышел Жнец. И острый серп достал.
            И срезал колос, словно пуповину

            обрезал врач. А кто терпеть устал
            и гонит смерть, как палача, с порога,
            тому с начала предстоит дорога
            и до конца — до сохлого листа

            на голом поле. Вот такая доля
            у нас, у смертных. Но бессмертен смех
            у тех, кто с песней вышел на раздолье
            и ждет, резвясь, туда прихода всех.

            Рыдает тот, кто сам себе не рад,
            когда у сердца с разумом разлад.


                - 13 -

            Когда у сердца с разумом разлад,
            и дух с душой не смогут ладить тоже.
            Владенье наше на Бедлам похоже,
            где правит хам, и где царит разврат.


            Разрушен храм. Отрезан путь назад.
            Шатер небес раскидистый с овчинку
            глазам незрячим кажется. Возврат
            туда немыслим. Свернут ум личинкой.

            Не можем мы и малую искринку
            в истлевшем сердце для людей раздуть
            и светом тем тернистый сгладить путь,
            иль просто словом проложить тропинку

            к тому пути. Не властны мы над миром.
            Нам совесть гнойным кажется нарывом.



                - 14 -
         
         
            Нам совесть гнойным кажется нарывом,
            и это значит: мы сошли с пути.
            Но разум тщетно тужится найти
            дорогу сам и кружится по миру
   
            бесплотной тенью. Жизнь чревата срывом.
            Свободы нет. А значит — нет греха.
            Не спорит тот, кто помнит петуха,
            слова Христа, и взгляд Петра трусливый.

            Кому судьба, тот расправляет крылья.
            А прочим то, что так и не раскрыл я.
            Возможно все. Но кто же сможет сам
            пылинку сдвинуть? Только небеса

            нам кожи ближе. Это там, не в мире,
            наш ум орлом парит в лазурной шири.


                - 15 -

            Наш ум орлом парит в лазурной шири,
            шакал рассудка рыскает в песках;
            распята плоть на древнем древе мира,
            и шум веков пульсирует в висках.

            Поёт поэт, и сладкозвучна лира,
            но ей не ведом миротворный лад.
            Хранят печати мира Серафимы,
            осанну в вышних Ангелы вершат.

            А здесь кричат учителя надрывно,
            пророки днесь нас судным днем страшат.
            Томится дух, и пасть боится в ад
            душа, как в омут головой с обрыва.

            Когда у сердца с разумом разлад,
            нам совесть гнойным кажется нарывом.

p.s: «К. И.» здесь – позывные Музы (Комиссаровой Ирины)
___

Он всё время скользит по поверхности мысли, а я пытаюсь нырнуть в её глубину — что не лучше и не хуже, просто иначе — но его всё это ужасно раздражает, как если бы муха, что нагло ползает по лицу, залезла вдруг в нос. Вот именно — он чихать хотел на мои «глубины».
___

Господи, как это точно: «он думал и, конечно, не знал, о чём» (Достоевский, «У Тихона»). Об этом же проговорился говорливый, но прозорливый Розанов (редкий случай, когда одно вытекает из другого): лишь рассеянный сосредоточен, ибо он озабочен не тем или иным    —     мелочами — а   своим.  Дерзну свидетельствовать: дума — она вообще и всегда ни о чём (впрочем — и о чём угодно тоже). В думании главное — не содержание, не то, о чём оно, а само это сосредоточенно собранное в себе самом «состояние», в котором как раз и просматривается наше исконно-духовное (не душевное) устроение.
___

Умники третируют «русскую» философию — мол, мало того, что «настоящая» философия вообще ничья, так русские умудрились ещё и мимо неё пройти. А я так скажу: если где и была философия, так это именно у русских, у этих, по слову Достоевского, «созерцателей», которые думали-думали, и сами не знали, о чём. Вы-то все, надо полагать, прекрасно знаете «о чём», «зачем» и «почему», но вот вопрос вопросов: а думали ли вы вообще? Если выразить эту «проблему» в терминах эзотерического христианства, тогда можно сказать и так: думает (вне дискурса) дух, а мыслит (рационально) душа. И тогда станет понятной претензия русских мыслителей на сугубую духовность — вверну-таки столь ныне модное — нашего отечественного «менталитета».
___

Нравственность и вера: здесь нет связи по необходимости, нет и логического перехода: если «А», то «В».
___

Кто видит обстоятельства, тот не видит себя самого.
___

Любое представление самого себя есть уже тем самым и выход из себя самого, вопрос лишь в том: куда?
___

Плотин: практикой занимается тот, кто обессилел для созерцания. Умник здесь огрызнётся в том смысле, что, мол, и созерцание — это тоже практика. А как же иначе, ведь он вполне понимает, о чём речь! Тогда как созерцатель – тот  не понимает и не знает. Даже не изрекает. Он именно созерцает так что самое «это» и является его «делом», его «словом» и его «мыслью», за вычетом самого этого «его»
___

Человек выстраивает (изменяет) свою жизнь именно и только так, чтобы неизменным оставалось его – всемерно и всенепременно позитивное – отношение к себе самому, вот почему человек(а)ом правят не так называемые «обстоятельства» (естественный отбор, среда, идеи, etc) но всегда и только его образ самого себя; однако не следует забывать что всякий позитив есть не иначе как «перевёртыш» негатива
___

«Любовь к Богу и ближнему — в этом весь Закон и Пророки». Суть всех Вед тоже сводится к двум-трём речениям (“То Ты Еси”, “Этот Атман – Брахман”). Весь опыт православия так же заключается в двух наставлениях: «держи свой ум во аде и не отчаивайся – иди в свою келью, она тебя всему научит».
___

Сделать (подумать) то же самое, но как именно своё; быть самому началом и концом любого действия (думания), тем более такого, которое, казалось бы, прекрасно может обходиться без тебя и, более того, происходит наилучшим образом как раз и только «само по себе» – без твоего в нём «сознательного» участия как со-участия:
-Кого Мне послать и кто пойдёт для Нас?
-Вот я, пошли меня!
В этом эзотерический нерв декартовского «метода», который работает тогда только, когда именно осваивается в таком вот – «пророческом» – смысле, а вовсе не в том, что вы за него и вместо него навыпридумывали.
___

На вопрос о том, кто же такой этот мой «ближний» — все эти торопыги из евангелического макдональда услужливо тыкают своим пальчиком в Лк.10:29-36, забывая о том, что это всё-таки Притча, а не параграф из их ликбеза, и дабы разуметь её, необходимы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать. А чтобы захотеть это увидеть и услышать, скользните-ка пальчиком дальше — Мф.5:46-47 — и прочтите: «если вы любите любящих вас – а разве тот же Иисус, которого вы склоняете к месту и не к месту, разве он не любит нас? – и приветствуете приветствующих вас, какая в том ваша заслуга? Не так ли поступают мытари и язычники?»
Открыв свои глаза и уши вы увидите здесь, быть может, открытыми и подлинные тайны Царствия Небесного, среди которых есть и та, что вы не единожды рождаетесь на этой проклятой за вас Земле потому именно, что любили как всегда не то и не того
___

И только племя мелких собственников никак не может понять, что выход из земли Египетской как и вход в землю Обетованную говорит совсем не о том пятачке земли, за которую они проливают (о, если бы только свою!) кровь, а о том именно, что им дарована подлинная вера взамен языческих суеверий. Земля в Библии как раз и является символом «веры», как, например, камень – символом «закона», и лишь тупой до кровожадности язычник мог «понять» заповедь побивания виновных камнями — то есть обличение совести тех Законом — как призыв к их буквальному и физическому уничтожению.
___

Мужчина в отношениях с женщиной ценит отношения, а женщина — мужчину. Поэтому для него важна, например, честь, тогда как для неё — он сам ( однако желательно при этом «честный»)
___

Если у мысли есть тело, почему бы это тело не наделить ещё и душой со всеми присущими ей атрибутами тела? Тогда ведь получится — что? Это, как говорится, сильный вопрос.
___

Понимать — ещё совсем не значит: мочь объяснить.
Однако же умение объяснять исходит из понимания.