Длинная рука Москвы

Виктор Санин
От Москвы, говорите, пользы никакой? Командует, да кровь, в смысле деньги, пьет и всё?

Не знаю, мне кажется, что польза есть от всего. Даже от Москвы. У меня, кстати, есть факты, когда она дела делает. Вот и случай, о котором пойдет речь, не только лишний раз доказывает, что когда не удается вину загладить, приходится что-нибудь зализывать, но и о том, как Москва помогает.

СССР еще бодрился. Он все еще был оплотом мира и страной социализма, победившего полностью и окончательно, которая неутомимо строила развитой социализм. Идеологи неутомимо объясняли, что это за штука. И уже близился 1980 год – тот, в котором по обещанию Хрущева наступит коммунизм. Чем меньше оставалось ждать, тем длиннее становились очереди.

Но по-прежнему четко работали принципы и нормы. Нормы поведения, потребления и распределения. И одной из непреложных установок была та, что выпускники ВУЗов обязаны были ехать работать туда, куда попали по тому самому распределению. Поколению, которое не знало слов: «мобильник», «айпад», «айфон», «аллергия» и многих других, но понимало, что такое «дефицит», «блат» и «талон», ничего не нужно объяснять. А последующим поколениям, которые наоборот… им уже и не надо грузиться проблемами давно ушедших дней. У них своих по горло.

В общем, двое московских студентов за несколько месяцев до окончания института образовали ячейку общества. Молодожены не имели влиятельной родни, поэтому покинули столицу и добросовестно поехали в город Н…ск по тому самому распределению. Не будем называть населенный пункт исключительно из-за того, что воды много утекло.

Плохо ли хорошо ли, но в то время молодым давали жилье. Как молодым специалистам им дали комнату в общежитии. А это само по себе немало. Крыша, над головой, как ни крути, защита для той самой ячейки. И все было бы хорошо, но комендант наотрез отказался прописать жену по новому месту жительства. Так уж карта легла, что из студенческого общежития беспрепятственно выписали. А тут и рады бы, но не могут: нет фотографии в паспорте. Ну, не совсем её нет, а нет на той странице, где ей уже 25 лет. Так совпало, что ей на новом месте надо жить новую четверть столетия.
Муж как истинный рыцарь взял на себя хлопоты. У жены (как и у многих из нас) всегда был ступор перед казенными учреждениями. Поехал в паспортный стол. Там сказали, что и рады бы, но есть препятствие. Дескать, служит здесь несгибаемый капитан. Из тех, о которых складываются легенды. Типа того самурая, который на Филиппинах тридцать лет после войны не сдавался и склад охранял.

Пришел наш муж. Объяснил ситуацию, что сейчас ей и в Москве никто не пойдет навстречу и не вклеит фото: не москвичка уже, и здесь – увы – не помогают. Капитан вежливо выслушал и сочувственно развел руками. Как бы и рад помочь, но полномочий таких не имею.
- И куда мне идти?
- А куда хотите.
- Я пойду к начальству, - как будто не знал, что капитан в таких случаях никого не боится.
- Да хоть к господу богу… - недобрым блеском сверкнули очки капитана. По лавреньепавловчевски…

В кабинете начальника историю выслушали тоже внимательно. После чего начальник посочувствовал и объяснил, что закон – есть закон. Даже в такой глухомани как Н-ск. И он не может толкать подчиненного на нарушение закона. Посоветовал ехать в Москву.

Вышел молодожен, опечалился. Не близко ехать, да и не на что. И тут вспомнил, что есть у него в столице большой (по должности) друг. Их случай по службе в армии свел. В те годы «звонок другу» давался сложнее, чем сейчас. Мобильных телефонов в природе еще не было…

Однако, дозвонился, прорвался через заградотряд секретарей, коротко, поскольку автомат глотал монетки с большим аппетитом, рассказал о своей проблеме. На той стороне выслушали, хмыкнули и отправили.
- Ровно через десять минут в 13.15 ты должен зайти в кабинет к капитану.

Совет большого человека, да в таком деле не обсуждается. Положил парень трубку на рычаг, глянул на старенькие наручные часы, как раз от почты добежать… поспешил.
В очереди в кабинет еще был народ. Ровно в 13.17 задом вышел из кабинета очередной посетитель, аккуратно закрыл дверь, а наш герой, не обращая внимания на предостережения, туда вошел.

Капитан стоял, вытянувшись в струнку, с плотно прижатой к уху трубкой телефона.
- Так точно… презерватив.
- …
- Виноват, товарищ генерал! Гандон!
-…
- Так точно, товарищ генерал, штопаный!
Капитан дослушал, отнял белую трубку от красного уха, недоверчиво посмотрел на нее, стал осторожно укладывать трубку. Внезапно ему показалось, что на том конце провода еще что-то говорят. Он дернулся всем телом и скорее не трубку приложил, а всем телом приложился к ней. Нет. Звучали гудки отбоя.
- Давайте ваши документы! - протянул он руку, не глядя на столичную штучку. – Получите паспорт завтра после 17.00

А вы говорите, нет пользы от столицы...