Фотография из прошлого

Мария Волынская
Ноябрь 1952 года выдался очень холодным.

Розалия попросив няню, Клавдию, которая жила в их семье с момента рождения дочки, уложить девочку спать, вышла во двор встречать мужа с работы. Семён приходил поздно. На заводе не ладилось с выпуском деталей на новых станках, и он очень переживал, что его - инженера по оборудованию, обвинят во вредительстве. А тогда...страшно было даже представить...

Увидев прогуливающуюся вдоль дома Розалию, Семён удивился и забеспокоился.
- Что случилось, Роза? Что ты тут делаешь в такой холод?
 Розалия была бледна, но глаза как-то отчаянно блестели.
- Слушай меня внимательно. Только не перебивай, и не возражай.

У меня в отделении родился мёртвый ребёнок. Асфиксия. Пуповиной обвит был. Ты знаешь, что сейчас творится. Мне уже кричали сегодня, что я - жидовка специально уничтожаю русских детей. Скорее всего, завтра-послезавтра меня арестуют.
Немедленно бери отпуск с последующим расчётом, завтра же, забирай Клаву с ребёнком, и уезжайте к ней в деревню. Если я не вернусь, подавай на развод, разведут сразу, коль я - вредитель. Женись на Клаве, она очень хорошая женщина, бери её фамилию, и пусть она удочерит манюню. Клава её, любит, с пелёнок выпестовала. И Солнышко очень к ней привязана. Ей всего три годика, она не будет страдать по маме...Спасай ребёнка, Сеня, и сам спасайся! Меня спасти уже нельзя...
Клавдия сказала, что днём приходили, меня спрашивали, я поэтому вышла тебя встречать. Неизвестно, кто приходил, и не подложили-ли что-то для прослушки...

Семён стоял, бессильно опустив руки.
- Мы все пешки в какой-то дьявольской игре.
Они стояли, обняв друг-друга и плакали...
Розалию забрали утром, при выходе из дома.

                ******
Галина звонила домой родителям в приподнятом настроении.
Вчера она самостоятельно успешно провела сложную операцию, и её очень хвалили на оперативке. Сегодня ей утвердили тему будущей диссертации, а час назад они с Сашей подали заявление в ЗАГС.
Саша побежал за цветами, она на Междугородку - звонить родителям, а потом они идут на обед к Сашиной маме. Сашина мама - Нина Васильевна, заведует в их больнице отделением родовспоможения, куда и распределилась полтора года тому назад, Галина.

- Мама, вам с папой нужно бы уже познакомиться с родителями Саши.
- Ну пусть приезжают тебя сватать,- засмеялась Галина мама.
- Сашин папа вернётся из командировки, и приедут, и я приеду, поможем тебе с Иришкой гостей встречать.
- Приезжай доченька, мы уже все по тебе соскучились.

Нина Васильевна встретила Галину очень тепло. Ей нравилась эта красивая молодая девушка, которая была, как и она сама, увлечена своей профессией. А как искусно она провела операцию! Какая  умница!
И  хорошо, что Саша выбрал в жёны именно её. Они коллеги, у них много общего, Галина хорошо воспитана, приветливая, доброжелательная, не избалованная.

Обед прошёл в тёплой семейной обстановке. Галина и Саша помогли Нине Васильевне убрать со стола посуду, и не успела та оглянуться, как Галина её уже перемыла.

Галочка, у меня к тебе есть серьёзный разговор,- взяв Галину за руку, сказала Нина Васильевна. Я вижу, что из тебя получится отличный специалист, ты интересуешься всеми новинками по нашей специализации. Мне нравится выбранная тобой тема  диссертации. Она и подсказала мне, что я должна сделать тебе необычный подарок. Но сначала, я кое - что тебе расскажу.

...Это было более двадцати лет тому назад. Тогда наша семья жила в другом городе, и я работала в отделении патологии беременности. Мы были тесно связаны с родильным отделением, ведущим специалистом в котором была замечательная женщина! Она была врач от Бога. Ей приходилось и роды принимать, и оперировать, и всё всегда было на "отлично".
Мы были дружны, и по работе, и вне её, так как и по возрасту подходили друг-другу, и по интересам, и жили в соседних домах. Лучшего друга и советчика у меня не было...

Слушай дальше...
Слышала ли ты о так называемом "деле врачей"?
- Конечно. Я читала об этом. Это ужасно, хорошо, что  правда восторжествовала, и их реабилитировали.
- Так вот, в это страшное время в родильном отделении умер ребёнок.
Его нельзя было спасти, он уже родился мёртвым, но мою подругу обвинили в предумышленном вредительстве.

Она была умной женщиной, и понимала, чем ей грозит этот несчастный случай. Поэтому, идя с работы, буквально на несколько минут, заскочила ко мне, и вручила свою авторскую монографию, куда, записывала все результаты проводимых ею исследований о причинах патологий во время беременности и родов.
- Ниночка, сохрани это, прошу тебя. Я вряд ли вернусь, но может быть кому-то, кто захочет глубоко изучить эту тему, пригодятся мои наблюдения, исследования и выводы. Отдай тому, кто этим всерьёз займётся.

- Вот я и решила, что пришло время выполнить просьбу покойной подруги. Ты этого достойна!
- Она не вернулась?
- Рассказывали, что её посадили к уголовницам, чтобы сговорчивее была на допросах, а те, узнав в чём её обвиняют, ночью удавили подушками. Расправились с "детоубийцей".
- Какой ужас!- Галина закрыла лицо руками, - даже рассказы об этом страшно слушать, а пережить...Светлая ей Память!
- Светлая Память! - Нина Васильевна смахнула набежавшую слезу,-сейчас принесу тебе монографию.

 Галина углубилась в чтение.
- Нина Васильевна, да это же всё по моей теме! Вы себе представить не можете, какой Вы сделали мне подарок! Это же готовая диссертация, вся практическая часть!
- Считай, что это подарок от моей подруги. Я лишь выполнила её волю.

Сейчас покажу тебе фотографию. Я с ней и с детьми, она с дочкой, а я с Сашей. Это было Седьмого ноября, мы купили детям по флажку и шарику, а фотограф нас сфотографировал. Она, бедная, так и не увидела это фото. Я забрала его из ателье уже позже, и спрятала...
- Ой, покажите, конечно, очень интересно посмотреть на эту женщину! И Сашу маленького увидеть!- Галя улыбнулась.

Нина Васильевна принесла фотографию 9X12, и дала Галине в руки.
-Дети впереди, а мы за ними, узнаешь меня?
Галина всматривалась в фотографию, потом закрыла глаза и побледнела...
- Галя, Галочка, что с тобой???
Сглотнув подкативший к горлу комок слёз, Галина показала пальцем на улыбающуюся девочку: "Это я, Нина Васильевна, это я на фотографии..."

Нина Васильевна схватилась за сердце. А Галина продолжала:
- Я маму никогда не видела, теперь я понимаю, почему все фотографии уничтожили. Мне просто рассказали, когда я закончила институт с отличием, что мама бы мной гордилась, она тоже была врачом, но умерла от болезни, когда я была совсем крошкой. Не хотели, чтобы я тяжело переживала из-за её страшной судьбы...
               

                ******

Галина блестяще защитила диссертацию.
В списке использованной литературы была указана монография её мамы - Гринберг Розалии Яковлевны.