Реплика к писательству

Сергий Чернец
Реплика.
Одним из крупных завоеваний критического реализма было отражение связей между человеком и социальной средой, воссоздание того воздействия, которое оказывают условия и обстоятельства жизни на формирование характеров людей.
Есть у Чехова рассказики. Маленькие. Но объемные в тоже время. В двух словах отражено так много. А иногда и одно слово выражает такой объем информации, что если выразить её подробно получится большой текст!
Вот, к примеру, «Толстый и тонкий» - такой сатирический рассказик. Встретились два приятеля на вокзале. И тут характеристика одного героя, толстого: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».  Вот последнее слово выражает очень много. Во первых оно незнакомо простым людям того времени. Даже если купцы или более состоятельные, по тем временам, люди, заходившие в рестораны, обедали там. Они не могли себе позволить тратить деньги и заказывать блюда с таким названием. Само название говорит уже о том, что этот человек, «толстый», не просто богат, но богат более чем. И другое, что этот богатый человек достаточно осведомлен в иностранной кухне. Потому что слово «флердоранж» известно не каждому богатому человеку. Слово это в рассказ поставил Чехов не случайно и с одной стороны оно сатирично, а с другой дает характеристику человека. Уже не надо объяснять, что «толстый» богатый человек не раз бывавший в ресторанах, раз знает названия блюд, не простой. Вот так в одном слове Чехова, которое может быть непонятно читателям «из простых», сразу выражается огромная информация. Именно для рядового читателя это и будет понятно - именно из-за непонятности слова. Богатым же дворянам это слово более знакомо и в меньшей степени удивительно, и информации даст меньше, они пропустят его, не заметив. А вот простенькие люди среднего класса - сразу поймут. Вот ведь как надо бывает с ответственностью и пониманием оперировать со словом!