Глава 38. Война с тараканами

Вячеслав Вячеславов
                То и дело в бригаде рассказывали, что у кого-то обворовали квартиру. Я тоже опасался. Несколько раз, когда в скользящий выходной тихо сидел в квартире, печатая на машинке, в квартиру кто-то звонил. Я открывал дверь и видел убегающего парня. Однажды я догнал его у седьмого подъезда. Симпатичный парнишка лет 16-ти вежливо поздоровался.

Тонкий психологический ход, после которого не станешь бить. Да и не за что. То звонила красивая девица с напарником. Предлог – ищут такого-то. Но, когда ищут, то точно знают, где искать. У этих же, другая цель. Но, не пойман – не вор.

Хотя у меня в квартире, как у Ивана Малькова, который однажды сказал: «Если воры придут, то скажут, что перед ними уже побывали воры – всё обчистили». У меня не лучше. Но, все равно, неприятно, если воры залезут и всё переломают, потому что брать нечего.

Через проходную многие выносят доски разбитых ящиков из-под станков. Кто-то сказал, что начальство дало указание не препятствовать, понимая, что рабочим негде взять доски, чтобы соорудить антресоли в новых квартирах, что-то соорудить. Стал таскать и я. Сделал антресоль в туалете, в кладовой. Настелил на лоджии.

Но после того, как тараканы начали интенсивно размножаться, Вика заставила разобрать полки в кладовой, где тараканов особенно много, и заставила вынести на чердак доски с лоджии. Их быстро прибрал Витя с восьмого этажа. Но опять же, не пойман, не вор, не докажешь. Коль вынес, значит, не нужны. А он плотник.

С тараканами нескончаемая война. Два раза вызывали специальную службу с распылителем ядов. Но через месяц тараканы приходят от соседей и обживают незанятую территорию. Мы уж думали, что никогда от них не избавимся, но постоянные попытки подействовали им на нервы, ушли.

В последние годы всё чаще раздаются голоса, мол, экологическая обстановка в городе настолько плоха, что из города ушли даже тараканы, мол, даже на заводе в заводских раздевалках их не стало. Да, намного меньше, но они все же есть там. Раньше их было больше.

Чуть ли не год не работал лифт. ЖЭК не включал, чтобы новоселы не поломали своими громоздкими вещами, а когда все вселились, то не спешили включать. Никто не жаловался, все молодые, не так уж и трудно подняться на девятый этаж в свою квартиру, откуда открывался прекрасный вид, с одной стороны на сосновый лес, с другой стороны видна школа со спортивной площадкой.

Правда, через год вид на лес закрыл новый кирпичный дом, но, всё равно, нравится приподнятость над землей. Не то, что у Хлебниковых, когда земля рядом, и прохожие под окнами. К ним приехала тетя Нюра, и с тетей Пашей не поленились прийти ко мне, с трудом подняться на девятый этаж.

Вика на работе. Дети в школе. Они посидели на софе, поговорили со мной. Я не стал накрывать стол по такому случаю, да и не подумал, что они пришли ко мне кушать. Даже ради приличия нечем угощать. Разве что супом? Вслух я посетовал на мать, на её невыносимый характер. Нюра покивала головой, но ничего не сказала. Скоро они ушли, а мне надо было собираться на работу во вторую смену.

Через несколько лет Гена проговорился, что кто-то из родственников недоволен моей скаредностью, мол, пришли к нему, а он даже не угостил. Я стал перебирать, кто же это мог быть? У нас были Нюра да Костина дочка, из-за которых я не счел нужным суетиться, не голодные чай пришли? Да я и не придавал этому значение. Условности. Если бы я знал, что они хотят кушать, нашел, чем покормить. Но нет, им нужно показное внимание, уважение, которое этим оказываешь, когда накрываешь стол. 

Мои школьницы два раза уже были в пионерском лагере, и оба раза досрочно забирал, скучали по дому, да и погода в июне дождливая, сильно похолодало. Вожатым у них Володя Грунский, с которым я работаю в одной бригаде.

 Как-то, он мне рассказал про гибель своей жены, которая у ПТО перебегала через дорогу и угодила под КРАЗ. Через пять лет, узнав, что он снова женился, я поинтересовался:

— Какая жена лучше, первая или вторая?
— А ты думаешь, я её помню? — удивился он.

Я же ахнул про себя. Для меня любовь связана с незабываемыми переживаниями, а он не помнит свою жену! Это меня так поразило, что дома я на одном дыхании написал рассказ «Забыть и вспомнить».

http://www.proza.ru/2011/06/07/317

 В лито на очередном собрании прочитал. Какая-то девушка, из новеньких, больше её не видел, сказала с укором:

— А мне герой не понравился.
— Это было моей задачей.

Почему-то все читатели ассоциируют героя с автором, забывая, или не зная, что у автора свои задачи.

Когда вышел альманах с этим рассказом, я подарил Володе Грунскому. Книгу он взял. Но реакции от него не дождался. Промолчал. То ли не знал, что можно сказать в такой ситуации. Кстати, вторая его жена из станицы Лазоревская под Сочи, и каждый год он ездит туда на автомобиле без остановок. Это почти сутки за рулём.

18 ноября 1983 года в Тбилиси произошел захват самолета ТУ-134, собиравшегося лететь по маршруту Тбилиси—Батуми—Киев—Ленинград. Дети высокопоставленных чиновников. Тамара Патиашвили и Сосо Церетели под видом свадебного путешествия прошли через депутатскую комнату без досмотра, в букетах цветов пронесли оружие, гранаты. С ним был главарь, неоднократно судимый Гиви Кобаидзе, в прошлом актер. Кажется, говорили, что был и сын писателя Константина Гамсахурдиа, который через восемь лет станет президентом Грузии. Они потребовали от властей, чтобы им разрешили лететь в Турцию. Я бы разрешил. Они бы себе сделали хуже.

Но последовала стремительная атака, занявшая одну минуту и 27 секунд. В этой атаке погиб отец моих одноклассников, братьев-близнецов Иосифа и Ивана Абоян. О чём я узнал уже с появлением у меня Интернета.

Лида, сестра Вики, рассказывала, будто там был и сынок художника Ладо Гудиашвили. Все дети преуспевающих родителей. Что бы они делали за границей? Мыкались. Золото и драгоценности быстро бы проелись. А потом запросились бы назад.

Позже следователь спросил:

— Почему вы не поехали за границу обыкновенными туристами, как все это делают?

— Если бы мы таким путём сбежали, то нас бы приняли за простых эмигрантов. Чего стоят наши фамилии, деньги наших родителей там, за границей? Вот когда отец и сын Бразинкасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли Сергей Сергеевич… Из Турцию в США отправили. Чем мы хуже?

(Подробно об этом написано в журнале «Чудеса и Приключения» №8 за 2008 год).

Мать ещё в первый год нашего отъезда узнала наш адрес и иногда высылала посылки, которые помогали нам, потому что каждый рубль на счету. Она же брала курортников, жила экономно, иногда присваивала понравившиеся вещи своих гостей и присылала нам. Мы же этого не знали. Писала, что она святая, что Грузию ожидает Великий потоп. Это вызывало у нас улыбку.

Не подозревали, что странным образом она окажется пророчицей: не потоп, а хуже случится с Грузией. Когда мы получим трехкомнатную квартиру, она приедет и год проживет в нашей семье, вместе с девочками, устроится на работу в школу, где они учатся. И Влада, уже семиклассница, будет ей помогать проверять тетради. Потом она уедет и скоро поменяет свою квартиру на двухкомнатную квартиру в живописном, Комсомольском районе. Но года два не вмешивалась в нашу жизнь.

Денег постоянно не хватало, и я записался в кассу взаимопомощи. Удобно. Насобирали 600 рублей и купили цветной телевизор, чтобы смотреть зимнюю олимпиаду. Гена ещё год назад купил «Славутич» и я поражался насыщенностью красок. До чего дошёл прогресс! Не прошло и четверти века, как цветные телевизоры появились в свободной продаже, насыщая бездонный рынок.

Наша «Ладога», которую поставил в спальную и очень редко включал, «сдохла» через месяц после покупки заместителя. Через полгода отдали соседке за 45 рублей, которая сдала его в зачет покупки нового телевизора «Темп», как я посоветовал, наивно доверился лживой прессе, которая писала, что телевизор этой марки признан самым надёжным. Хорошо хоть соседка попалась вменяемой, глаза не выцарапала после первой же неисправности.

Мы тоже недолго наслаждались и восторгались буйством и насыщенностью красок. Особенно нам нравился яркий оранжевый цвет, которого не было ни на каком другом телевизоре, он делал лица живыми, с румянцем на щеках, а не бледной немощью, как на остальных экранах.

«Радуга» Ленинградского производства не выдержала и шести месяцев, перестал показывать. Вызванный мастер сказал, что нужно менять кинескоп. Подозреваю, что они просто решили подзаработать, причина отказа была не в кинескопе, и нам заменили вполне исправный кинескоп, чтобы продать тем, у кого действительно накрылся медным тазом. Затем, чтобы не рисковать, поставили на гарантийное самообслуживание, четыре рубля в месяц, что за 11 лет составило сумму сопоставимую с покупкой нового телевизора. Но за это время нам ещё два раза поменяли кинескоп, и каждые три месяца приходили по вызову и устраняли неисправность.

И я на собственном опыте убедился в низком качестве советских телевизоров. С удивлением читал в нашей прессе о том, что японцы выставляют на улицу вполне исправные телевизоры, и не понимал, в чём смысл подобного действия? Для меня главное, чтобы изображение было хорошего качества, а дизайн — дело второстепенное.

И лишь в новом веке сам понял, что хочется выставить на улицу работающие японские громоздкие телевизоры и купить плоские, почти невесомые, и ещё лучше — стерео, но пока в продажу не поступили такие, чтобы можно было смотреть без очков.

В проливе Скагеррак в марте 1984 года западногерманская лодка зацепила за трал и утащила под воду  датское рыболовное судно «Ане Катрине». Трое рыбаков погибли.

31 августа в СССР случилась ещё одна позорная история: «Адмирал Нахимов» прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

В этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко, который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец, посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».
В 23:12 произошло столкновение.

«Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты.

Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка».
Оба капитана были в здравой памяти и рассудке. Эта катастрофа не должна была случиться, но она произошла. Почему? У меня единственное объяснение: так было угодно небесам. Человек вдруг теряет остатки разума, способность, соображать, предвидеть будущее.

«Оба капитана допустили вопиющие нарушения правил судовождения и получили по 15 лет, максимальный срок. Но уже в 1992 году после распада СССР и всплеска либеральных настроений они были амнистированы президентами России и Украины. Наказание судьбы: капитан Ткаченко сменил фамилию, вновь попал в аварию и в 2003 году вместе с экипажем затонул в Атлантике. Родственники жертв говорили, что судьба жестоко подтвердила поговорку «Кому суждено утонуть, того не повесят».

В  самарском аэропорту «Курумоч» лётчик вдруг решает похвастаться своим мастерством перед вторым пилотом, и решает, сажать самолёт вслепую. Днём! Закрыл шторки на окнах. Не знаю, откуда и зачем нужны шторки в кабине лётчика, но так писали газеты, а мы привыкли им верить. В результате — самолёт разбился.

Нечто подобное происходит со всеми. Было и со мной, когда я, юнец, в родном селе вёз на велосипеде кузена Гену, сидящего впереди меня на раме. В какой-то миг мне втемяшилось, что управлять рулём совершенно не нужно, велосипед сам катился по грунтовой дороге. И я отпустил руль, на который опирался Гена, а мы с горки въезжали на небольшой деревенский мост, и нам навстречу катила телега, с одиноким возницей на передке. 

И, по закону подлости, велосипедное колесо наскочило на малейшую кочку — руль вильнул, и мы с Геной упали на землю. Хорошо, не под копыта лошади. Повезло.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/05/26/1212