Матрос с Находки

Станислав Сахончик
 



Во время войны  на море отнюдь не все совершают громкие и заметные подвиги, попадающие на страницы  газет и мемуары флотоводцев. Есть такие морские специальности, о которых редко пишут, но, тем не менее,  на их счету немало  славных дел. Это  морские спасатели, аварийно-спасательная служба флота. Они поднимают затонувшие  корабли и подводные лодки, работают на  больших  и малых глубинах в акваториях портов и военно-морских баз, устраняют последствия  пожаров и радиационных аварий. Среди них особое место занимают водолазы. Мне пришлось участвовать в одной из спасательных операций  АСС ТОФ в бухте Чажма в 1983 году  и работать с  ними. Это были громадного роста мичманы, участники подъема  кораблей пакистанского флота из реки Карнапхули, разминировании порта Читтагонг в 1977 г.,  и других громких  и не очень спецопераций  военно-морского флота. Они круглые сутки, посменно, спускались под воду, герметизировали корпуса  затопленных кораблей. Тяжелая и опасная мужская работа. Корабли подняли. С тех я всегда с большим уважением отношусь  к ним и их  нелегкой и опасной работе.  Об одном из них, водолазе войны 1945 года, и  рассказывается здесь.

  Пролог

После завершения боевых действий с Японией советский флот приложил значительные усилия для устранения минной опасности. В 1945-1946 гг. тральщики Тихоокеанского флота очистили полосу прибрежных вод Северной Кореи от американских донных мин. Американская авиация в июле-августе 1945г. ставила мины с индукционными взрывателями (М-9 и М-11), акустические (А-3 и А-5) и индукционно - гидродинамические (А-6). У порта Расин (Нанджин) было поставлено 420 мин, у порта Сейсин – 208, у Сейкосин - 19 и у Гензан (Вонсан) – 139 мин, причём у Гензана последняя постановка была проведена 11 августа 1945г., что можно объяснить только просчётом нашей дипломатии, которая не обеспечила интересов флота при заключении в Ялте соглашения о вступлении СССР в войну и допустила образование разрыва между зонами сухопутных войск и флота.
Самоликвидация мин должна была произойти через 140-200 суток после постановки. К тому же, мины были обнаружены и вне районов, переданных нам 30-м авиакорпусом США, и если бы не тральные работы советского флота, то десантные операции в северокорейских портах пришлось бы отложить не менее чем на полгода.
Американские мины являлись основной причиной потерь корабельного состава ТОФ время боевых действий с Японией. 9 августа у Расина на минах повреждены два торпедных катера типа «А-1» (погибло 4 и ранено 5 человек). 14 августа у Расина на мине подорвался и был повреждён тральщик «Т-279 (погибло 2 и ранено 27 человек). 15 августа на минах подорвались: у Сейсина   тральщик «Т-280», у Расина   транспорты «Сучан», «Камчатнефть» и танкер «№ 1».
 16 августа у Расина погиб на мине торпедный катер «ТК-565» (погибло 4 и ранено 10 человек), там же подорвались и получили повреждения пограничный катер типа МО-4 – «ПК-42», и тральщик «Т-281», вторично   транспорт «Сучан». У Сейсина подорвались и были повреждены транспорты «Ногин» и «Дальстрой». 19 августа у Сейсина на мине подорвался и погиб гидрографический моторный катер (1 член экипажа погиб и 1 ранен). 23 августа у Гензана подорвался тральщик «Т-277» (ранено 12 человек). 26 августа у Расина в третий раз подорвался транспорт «Сучан».
 После окончания войны флот продолжал там нести потери - погибли ГИСУ «Партизан» и гидрографический катер «ГОК-22» у Гензана. Тральщиками Тихоокеанского флота для обеспечения судоходства у корейских берегов пришлось пройти с тралами 16769миль, а с учётом бомбометания – 26500миль, сбросить 21372 глубинные бомбы для уничтожения 416 мин: у порта Расин – 184, Сейсин – 90, Сейкосин – 4 и у Гензан – 138 мин.
В этих условиях пришлось вести работу  водолазам Тихоокеанского флота, обнаруживая и обезвреживая мины, выставленные американцами и японцами в корейских портах. Были и жертвы.
Один из участников событий Булгаков Анатолий Александрович, в прошлом матрос-водолаз, со спасательного судна ТОФ «Находка» поделился своими воспоминаниями.
Он родился  в с.Жариково Тамбовского района Амурской области  6.12.1927 года. Был призван на флот в 1944году, закончил  электромеханическую школу на Русском острове, затем курсы водолазов  и прослужил на «спасателях»  до 10.03.1951года.
Бригада АСС (в/ч 20293)дислоцировалась тогда на 37 причале  Владивостокского порта. Командовал бригадой капитан 1-го ранга Кроль.
Спасательное судно «Находка», на котором довелось служить матросу Булгакову, было относительно небольшим-50м длиной,15м шириной и 800т водоизмещением, двигатель паровой, на угле. На юте  находилась и небольшая двухместная барокамера для  водолазов-глубоководников. Вооружение -1х 45мм пушка, 2  12,7мм пулемета «Браунинг».
Многие матросы и старшины на  корабле  служили еще с довоенных времен, и Булгаков  среди них был самым молодым по возрасту. Однако занятия классической борьбой  до флота здорово ему помогли. Особенно зауважали, когда он уложил на лопатки всех старослужащих. Да и особой дедовщины в то время не было - война уравнивала всех.
О работе спасательного   судна «Находка» известно не так много, фотографий самого судна найти не  удалось. От одного из ветеранов АСС ТОФ  капитана 3 –го ранга Ю.Ткачева было получено такое короткое сообщение:
« 31 августа 1943 года во время ночных торпедных стрельб в заливе Америка из-за нарушения командиром подводной лодки «Щ-128» правил навигации, лодка на полном ходу нанесла таранный удар в борт другой лодки «Щ-130».
Командир «Щ-130» В. Стеценко, видя неизбежность удара, успел задраить люк рубки и отдать команду «Аварийная тревога». В результате столкновения лодка получила пробоину размером 1метр на 30сантиметров в прочном корпусе и затонула на глубине 38метров, зарывшись кормой на 6метров в ил. В аварийном кормовом отсеке остались старшина группы трюмных И. С. Орлов и старшина 2-й статьи В. Носик.
Воздушный пузырь, оставшийся в затопленном смесью воды и топлива отсеке, некоторое время позволял им дышать и, ныряя, закрыть клапаны осушения трюма. Когда подошло спасательное судно «Находка» и к лодке спустились водолазы, стало ясно, что на подъём корабля потребуется не менее пяти часов и надежда на спасение двух запертых моряков пропала. 2 сентября «Щ-130» была поднята. Люди погибли».

В августе 1945 год корабельная группировка Тихоокеанского флота под командованием адмирала Юмашева вышла в море для проведения десантной операции по  захвату корейских портов и уничтожению японского флота. Вышла в море  и «Находка». Три дня в штормовых  условиях, корабли десантной  группировки пробивались к Корее.
Ветеран вспоминал, что для несения вахт на боевых постах приходилось даже привязываться.
 Затем, после артподготовки и авиационных ударов, началась высадка десантов. Завязались кровопролитные бои, закончившиеся  поражением и капитуляцией японских войск.
«Находка» подходила  к порту Гензан в составе третьего эшелона десантных сил. Катер «морской охотник», патрулировавший   район, сообщил, что  неподалеку находятся якорные и плавучие мины. Командир приказал сбавить ход и выставил впередсмотрящих с биноклями. Принятые меры оправдались - через час была обнаружена плавающая мина, качающаяся  на волнах. Ее, с третьего выстрела,  уничтожили комендоры бакового орудия. На месте мины поднялся громадный столб воды, по судну гулко ухнул гидродинамический удар.
Судно вошло на рейд Гензана. Горел город и портовые сооружения, повсюду слышались выстрелы- десантники добивали несдавшихся японцев. Командованием флота была поставлена задача по обследованию акватории порта и дна у причалов, где могли быть японские мины. Водолазы судна сразу приступили к работе, причем работали и в легководолазном снаряжении и, на глубоких участках, в «трехболтовках». К счастью, японцы не успели  заминировать причальный фронт на глубине, и с работой справились обычные саперы. А  авиационные донные мины американцев пришлось разминировать уже тральщикам и катерам «морским охотникам», используя глубинные бомбы.
Дальше  «Находка « переходила из порта в порт ( Юки, Расин, Сейсин), занимаясь своей опасной работой  по обнаружению мин, обследованию   и подъему  поврежденных боевых кораблей.
Эта работа  длилась еще несколько месяцев, после  чего судно вернулось во Владивосток
За участие в войне  Анатолий Александрович был награжден медалью «За победу над Японией». Служба на флоте продолжалась до 1951 года. Затем была  работа  электромонтером в г. Свободный, женитьба, учеба в институте. И вся его дальнейшая жизнь была связана с  энергетикой. Работать ветеран закончил только в 2012 году в возрасте  85 лет. Жив он и поныне - крепкая флотская закалка помогает в жизни.На  фото- матрос А.Булгаков,1944г.