Последний пассажир

Илья Герович
Часть 1.

Что может быть спокойнее пустого перрона? Тех скрытых террасами окон, тех пустых затёртых до блеска скамеек, тех причудливых теней от деревьев, той непроглядной темноты из-под железных навесов и тех равнодушных камер наблюдения, за которыми прячутся красные глаза охранников? Когда отключены все рекламные надписи, и единственное что продолжает работать, это большие вокзальные часы с номерами посадочных путей. Ничего лишнего. Невымышленный рай для аскетов. Только там, глядя на полную серебряную луну, понимаешь, что этот безумный мир всё-таки умеет останавливаться. Пусть и на короткие мгновения.
Слегка ослабив галстук, ты вошёл в совершенно пустой тёмный вагон. Пассажиров в поезде было настолько мало, что машинист даже не счёл нужным включать свет. Впрочем, так было даже уютнее. Новые, обшитые синей тканью кресла располагали. Где-то на столиках стояли пустые бутылки из-под воды. Ты решил разместиться посередине, рядом с окном. Кондиционер ещё не успел прогнать духоту, и первым делом ты снял пиджак, аккуратно сложив его на соседнем кресле, затем, ловко манипулируя цифрами на замке, открыл чемодан. Пистолет и два заряженных магазина лежали над папкой с документами. Ты провёл руками по холодному металлу (тебя всегда успокаивало и расслабляло это движение). Но на тот момент тебя интересовало не оружие, а лежащий рядом ноутбук. Ты аккуратно выложил его на стол, закрыл чемодан и вновь привёл бегунки с цифрами в беспорядочное состояние.
Секундная стрелка не стала делать лишних оборотов, и время отправления не заставило рейс стоять на месте. Последняя электричка тронулась. Фонарные столбы в окнах медленно задвигались справа налево, и не было понятно, то ли это ты отправился в сторону своей конечной станции, то ли окружающий мир вновь куда-то побежал, оставляя тебя наедине с собой.
Яркое металлическое яблоко замелькало в свете проносившихся мимо столбов. Подсвеченная кнопка в углу запустила операционную систему, пошла стандартная загрузка с включением антивируса для безопасной проверки текущих данных. Работая представителем в одной из крупнейших в мире фармкомпаний, ты быстро усвоил одно правило: «Продвижение по карьерной лестнице пропорционально отношению свободного времени, к тому, что ты проводишь с толком». Задачи были просты: держать постоянную связь с офисом, получать заказы и назначать встречи, ехать три дня пути для пятиминутного разговора, затем не забыть отчитаться и всё по новой. Словом, ты являлся винтиком в большой системе, задача которого никогда не ломаться.
Он подсел к тебе на следующей станции, весь измотанный и запыхавшийся. На маленьких междугородних станциях бег за вагонами обыденное явление. На вид ему было лет шестьдесят. Из-под черной с полями шляпы торчали вымоченные потом седые волосы. Чёрный длинный плащ был похож на те, что одевали в двадцатых годах прошлого века в Америке, или же в Англии. Ты не разбирался так хорошо в одежде. Но было ясно, что выглядит он иначе. Не ходят так в конце августа, здесь… Человек из другой эпохи - по неизвестным тебе мотивам выбрал именно твой вагон.
-Вы не возражаете, если я присяду напротив?
-Ну что вы, садитесь. Вам нужна помощь?
-Нет, что вы. Просто сердце уже не позволяет скакать вприпрыжку за поездами как раньше. Не волнуйтесь, со мной всё будет в порядке. Вот только достану свои лекарства,– как и у тебя, у него с собой был чемодан, необычный. Из настоящей кожи, которую уже успели потереть годы, но которая до сих пор не теряла своего делового шика. На золотой ручке висело несколько маленьких металлических замков, которые старик кропотливо открыл, ловко манипулируя едва заметной в полумраке связкой ключей. Едва приоткрыв её, он достал оттуда таблетки, и папку с распечатанными листами.
-Так, где же у меня тут затерялся август тринадцатого года. Ага, вот он.
-Что это?
-Стихи?
- Хм, классика или современный автор?
-Всё хорошее когда-нибудь становится классикой. Возможно, и эти когда-нибудь станут.
-Что-то я вас не совсем понимаю.
-Видите ли, это не стихи одного автора, а многих людей, что живут вокруг нас. Разного возраста и профессий. Обычно они лежат где-нибудь далеко и долго в столе. Большую часть из них мы даже никогда не увидим, но всё же некоторые из них попадают ко мне. Вы только не подумайте, что я ворую их. Всё, что находиться в этой папке авторы сами отдали мне. Вы когда-нибудь писали стихи?
-Нет. Не припомню
-Никогда, никогда никому ничего не писали?
-Никогда не испытывал в этом надобности.
-А хотите я вам почитаю?
-Нет, спасибо.
-Я не буду отнимать у вас много времени, всего парочку минут.
-Нет. Спасибо, не надо. Я деловой человек и у меня есть очень много работы. Сами понимаете.
-У кого её сейчас нет. Если причина вашего отказа только работа, то я ничего не могу возразить. Ведь это как с морем.
-Что значит как с морем?
-С тем самым морем, которое находится возле нас.
-Вы всё время разговариваете метафорами и загадками?
-Простите, издержки профессии. Сейчас объясню. Море – это не метафора. Это правда море. Скажите, что вы видите за окном? Вот конкретно, за этим.
-Степь. Кустарники, фонари, иногда огни домов.
-Всё правильно, а за этой степью не более чем в десяти километрах находится всем нам известная река, так? Замечательное место для рыбалки. Наверняка вам там приходилось бывать.
-Ну да. Когда-то мы приезжали туда отдыхать с палатками. Было здорово.
-Ну так вот. А теперь можете открыть карту на вашем смартфоне и посмотреть расстояние от города, в котором мы с вами живём, и до моря. И увидите что оно меньше 50 километров! А теперь я задам вам риторический вопрос: вы там часто были? Готов спорить, что нет. Скажу даже больше, никогда не были. Хотя вы столько лет прожили в этом городе, посетили Петербург, Москву, возможно даже объехали полмира в связи со своей работой, но не были на море, которое находится у вас под носом! А знаете почему? Потому что у вас никогда не было на это времени. Вам не нужно море, вам достаточно реки, на которое вы всегда сможете его уделить.
-Хм, вы действительно правы. Я там никогда не был. Но это не значит, что оно мне не нужно. Я обязательно окажусь там, когда будет возможность.
-Но если вы сможете найти время для моря, то может, найдёте время и для стихов. Возьмите эту папку с собой и почитайте дома. Я дарю вам её.
-Нет, их скорее всего будет ждать участь тех, про которые вы только что сказали, я отложу их в сторону и скоро совсем забуду об их наличии, так и не прочитав.
-Как и забудете и меня и то, о чём мы с вами вели беседу. Попутчики никогда не запоминаются надолго. Берите, поверьте, у меня есть ещё много образцов. К тому же, я почти всех их помню наизусть. Когда вы ещё встретите человека, который предложит вам задаром стихи. Возможно я последний такой пассажир. Я прошу вас,– не в твоих правилах было менять ответ. Но было в этом незнакомце что-то располагающее, что-то искреннее, что-то такое, что подвигло это сделать. Ведь он не играл с тобой, не имел никакой выгоды, и тебе от него тоже ничего не было нужно. Чуть позже ты вдруг осознал, что совсем отвык от обычного неделового разговора. Ты закрыл свой ноутбук. - Хорошо. Я возьму эти стихи с собой, наверное. Но в начале, вы мне их прочтёте.
-С удовольствием, слушайте и смотрите. - И он начал читать их, один за другим. Не нужно было иметь литературного образования, чтобы понять, что прочитанные строчки действительно написаны не профессионалами. Рифма и количество слогов в них не везде ложились ровно, но твой собеседник то ускорял темп, то более эмоционально окрашивал, сглаживая эти места. Ты смотрел на горизонт степи, представляя, как параллельно вашему поезду течёт река, с которой у тебя так много связано. Ты не обманул, когда сказал, что не писал стихи, ты просто действительно забыл, что когда-то делал это. И та, которой они были посвящены, как и море в городе уже много лет жила совсем недалёко от тебя.

Часть 2

Тебя разбудил щелчок в ноутбуке; на электронный ящик пришло сообщение из главного офиса. С годами ты научился засыпать в любом месте и положении, какой шум не стоял бы вокруг, но на этот звук не мог не отреагировать. Писали нечасто и всегда по делу. Переписка всегда была крайне короткой. Ты даже никогда не мог определить, кто это пишет, мужчина или женщина.
-……015315, что с вами? Как только прочтёте это сообщение, немедленно включите GPS на своём устройстве, чтоб мы нашли ваше положение.
-Диспетчер, со мной всё в порядке. Я в поезде. Здесь плохая связь, GPS включил. Почему вы спрашиваете?
-…….015315, начальство ждёт вашего доклада.
-Диспетчер, да. Но у меня есть ещё больше суток, чтобы его прислать.
-……015315, это так. Но в базе данных вы всегда сдаёте доклад, в течение 12 часов после завершения командировки. Вот система и отреагировала на сбой в вашей работе.
-Диспетчер, это не сбой, а всего лишь небольшая задержка. В течение 4 часов доклад будет у вас. Раньше система не заботилась о моей безопасности. Давно ввели функцию анализировать работу сотрудников?
-……015315, _______ - пустое сообщение говорило о том, что разговор закончен.
За окном уже мелькали ржавые цистерны вагонов на фоне грустных разрисованных граффити заборов. Поезд уже начал тормозить перед твоей остановкой. Рядом с ноутбуком лежала открытая на последней странице папка со стихами.
-Это моя станция. Вы уж извините, что не смог дослушать до конца. У вас очень упоительный голос. Я начал думать о чём-то своём и сам не заметил, как уснул. Эти стихи напомнили мне… – но твой недавний собеседник уже не слушал тебя. Он сидел, облокотившись на спинку сиденья, сжимая бледными окаменевшими  пальцами  драгоценный чемодан. Шляпа съехала ему на лицо, рот был слегка приоткрыт. Движения поезда слегка покачивали тело, а свет фонарей то освещал, то погружал его во мрак. Было неловко. Вы ведь даже решили не представляться друг другу. Причём сделали это по обоюдному согласию.
-Эй, вы меня слышите? Просыпайтесь? – Краем рукава ты снял с него шляпу. Глаза были закрытыми. Голова беспомощно склонилась к груди.
-Подайте знак если вы меня слышите! Что с вами!? – ты повторил два раза настолько громко, насколько это можно сказать не прокричав. Но звуки тормозов, казалось, поглотили твои старания. Он ещё чуть подался вперёд и вновь откинулся назад, замерев окончательно. Поезд прибыл по твоему месту назначения. Старик, он ведь так и не выпил лекарство, о котором говорил. А вместо этого так увлёкся своими стихами, что забыл про собственное сердце. Неужели такая оплошность может стать последней в жизни? Ты не решился проверить голыми руками пульс, вместо этого поднёс руку к его носу, но всё равно не смог определить дышит он или нет. А поезд здесь стоял всего лишь пять минут.
-Я постараюсь позвать кого-то на помощь. Держитесь,– сказал ты то ли себе, то ли ему. На главной странице папки со стихами, ручкой неразборчиво были нанесены его инициалы. Выходя из вагона, ты решил захватить её с собой, вдруг пригодится. По пустому перрону ты прошёл быстрым шагом, надеясь найти хоть кого-то. Все камеры поворачивались и провожали тебя до максимального угла действия. Не было сил, чтоб не бросить на них раздражённый взгляд. Внутри, вокзал был полностью закрыт. Единственный проход долгим лабиринтом провёл тебя к выходу, и всякий раз, когда ты пробовал свернуть, через два-три поворота обязательно натыкался на железные ставни. «Медпункт», «Администрация», Даже «Пост охраны» были закрыты! Ни единой души. Хочешь, пой песни. Хочешь, ночуй, если у тебя нет крова. А хочешь, зови на помощь; никто тебя тут не услышит. Когда ты поднялся из подземного перехода и вышел к воротам, поезд уже тронулся. Ты растерянно провожал уходящие вагоны. Свет так и не включили, поэтому разглядеть в них что-либо было нельзя. Бедняга его же найдут только утром.
-Куда едем? – единственный таксист у выхода уже успел оценить тебя и заранее решил сколько возьмёт за дорогу.
-А? Что? Там…
-Куда едем, спрашиваю? Или ты забыл чего в поезде. Садись, довезу. Я знаю короткий путь к следующей станции.
-Не надо. Я ничего не забыл. До юго-западной сколько будет стоить?
-Смотря, как будешь расплачиваться, по счётчику или так?
Трудотерапия – лучшее лекарство всех душевных недугов; Нельзя ошибиться с дозировкой и практически не даёт побочных эффектов. Досаждают грустные мысли, иди работать. Есть страх, что тебя преследуют, посади себя за стул и начни работать. Не можешь уснуть, делай тоже самое… Чтобы не думать о случившемся, ты начал делать обещанный доклад уже в машине. Водитель пробовал тебя завлечь своими бытовыми разговорами, но почти сразу понял тщетность своих попыток.
Твоя последняя командировка продлилась куда больше чем обычные, тебя не было дома больше месяца. Достаточное время, чтобы соскучиться и обрадоваться старым знакомым улицам. Но ты слишком хорошо успел изучить это временное чувство «радости возвращению», и на своём опыте знал, что оно тает быстрее мороженого на солнце. И чем чаще возвращаешься, тем сильнее греет солнце.
-По счётчику вышло 150. Давай только без сдачи, а то я только начал работать. – Конечно же, у него была сдача. Просто ты ему не понравился по тем или иным причинам. Ты потянулся в потайной карман пиджака, потом начал проверять другие карманы по нескольку раз. В конце концов, открыл чемодан и  внимательно посмотрел там. Кошелька нигде не было.
-А я ведь сразу понял, что-то ты забыл в поезде. Больно уж, растерянным выглядел.
-Да не сказать чтоб забыл. Впрочем, какое это теперь имеет значение? Ты долларами возьмёшь?
-Здесь тебе не штаты. Может ещё что-нибудь найдётся…
Таксисту пришлось оставить под залог часы. Бедолага подумал, что раз ты в таком костюме, то как минимум должен носить роллексы или что-то не менее дорогое. Обидно было даже не за деньги и кредитные карточки. Застрахованное имущество ты терял не в первый раз. Как-то в Гонконге на улице посреди дня ты сам отдал грабителю свой телефон, несмотря на то, что прежде вырвался из под его ножа, и уже успел наставить на него пистолет. Жизнь единственное, что в случае утраты по страховке вернут не тебе. Обидно было другое. Каким хитрым образом этот аферист сумел тебя провести. Как тонко он всё просчитал. Ты ясно помнил, как расплатился за билет и положил кошелёк обратно туда, где он всегда лежит, в потайной карман, на замке. Поэтому его пропажа до встречи с незнакомцем исключалась. И весь этот внезапный разговор о поэзии, оказывается, был нужен лишь для того, чтобы привлечь внимание; твоё, трудоголика со стажем, которого сослуживцы часто обвиняют в излишнем цинизме. А дальше гипноз. Ему поддаются лишь двадцать процентов людей, но тебе несказанно повезло, ты в них входишь. А ведь на лицо напротив тебя сидел профессор филфака или философии или что-то ещё похожее, судя по замысловатым фразам. Ещё было не поздно, что-то предпринять. Обратиться в полицию, заставить их позвонить на станцию, чтобы узнать имя последнего пассажира, купившего билет. Но ты ничего этого делать не стал, лишь заварил себе чашку кофе и вновь достал ноутбук. На сегодняшнюю ночь, тебе было достаточно слов.
Ты достиг просветления в 6 утра. Организм перестал требовать сна, настроившись на первые солнечные лучи. Город за окном потихоньку начал оживать. Ты вдруг вспомнил, что о папке со стихами, что взял с собой. Инициалы на титульном листе оказались не более чем каракулями. Возможно, автор любил оставлять свой фирменный знак на память своим обманутым собеседникам. «Попутчики никогда не запоминаются надолго»- как же верно подмечено. А стихи были очень хорошие. Настоящие чувства, чьи-то откровения, вознесение и разоблачения, невысказанные мысли и сожаления о сказанном были в твоих руках. Перечитав несколько из них, ты убрал папку со стихами к себе в стол, там, где им и было место.
-Диспетчер, примите мой доклад. Документ называется «Лиссабон 5.10.20…».
-……015315, доклад принят и отправлен в главный офис. Будет рассмотрен и оценен через 5 часов 14 минут.
-Диспетчер, прошу закрыть все карточки, что есть у меня в наличии. Четыре часа назад я обнаружил, что у меня их украли.
-……015315, просьба выполнена. Новые карточки доставят вам в течение недели. За это время мы просим вас воздержаться от покупок в интернет магазинах. Желаете оформить заявление о краже в местные правовые органы?
-Диспетчер, я сделаю это сам.
-………015315, желаете подать ещё заявки или оставить вопросы?
-Диспетчер, есть всего лишь один вопрос. Вы любите стихи?
-………015315, _________.