Ход конём

Наталья Довженко
                Ход конём

     Свадьба была в самом разгаре, её торжественная часть завершилась. Гости пожелали молодым счастья, благополучия, здоровья и детей, подарили подарки, а тамада, не давая возможности передохнуть, начал развлекательную программу: забавные конкурсы с вручением шуточных призов. Гости, принявшие на грудь горячительные напитки, закусив разнообразными салатами и разносолами, веселились.
     Молодой, некрасивый, крепкого телосложения парень, подошёл к одиноко сидевшей девушке и спросил:
- Отчего барышня грустит? Давайте познакомимся? Меня Николаем зовут, я - брат Наташи, невесты. Приехал из деревни на свадьбу единственной сестрички.
     Девушка оглядела юношу, он ей не понравился. В нём не было лоска ухоженного человека, изысканных манер, он был обыкновенный, мужиковатый, немного неуклюжий. Галстук на нём был немодный, воротник рубашки неправильно заутюжен, волосы коротко пострижены.
- А я подруга вашей сестры, зовут меня Сашей, Александрой значит, - в унисон ответила девушка и, прищурив лукавые глаза, хотела отвернуться от собеседника, но юноша настойчиво продолжал.
- Мне тоже очень приятно, - улыбнулся парень, - Пойдёмте на свежий воздух, Сашенька, здесь так душно и шумно, подышим немного, познакомимся поближе.
     Умная и привлекательная Александра решила не отказываться от предложения, она и сама хотела передохнуть от  свадебного фарса. Девушка не любит шумных мероприятий, но не прийти на свадьбу своей единственной подруги не смогла. Не имеющая знакомых среди гостей Александра загрустила и почувствовала себя неуютно.
- Пожалуй, можно передохнуть, - согласилась девушка.
     Ещё тёплое сентябрьское солнце, успевшее согреть за день землю, исчезало. То ли сумерки, то ли вечер набирал бархатную силу. Задумчивые, галантные деревья чинно выстроились в сквере и наблюдали за медленно идущими вдоль них молодыми людьми.
- Какой замечательный сентябрь в этом году выдался, - Александра глубоко вдохнула, - некрасиво, конечно, уходить со свадьбы, но мне хочется домой. Проводите меня, Николай.
- Если позволите, хоть на край света, - улыбнулся юноша.
- Даже так… Чем вы занимаетесь в деревне?
- Я, Сашенька, механизатор, работаю на тракторе и комбайне. Выращиваю зерно и овощи, выполняю продовольственную программу.
- Я так и поняла. А чем занимаетесь в свободное от работы время? Какой у вас досуг?
- Досуг? В деревне не бывает досуга. Я работаю с раннего утра и до ночи. Когда посадочная и уборочная работаем без выходных. Такая специфика, надо успеть убрать урожай без потерь. Вы лучше о себе расскажите. Мне интересно.
- Интересно? Учусь в Университете на филфаке. Люблю литературу, музыку и шахматы.
- Шахматы? – удивился юноша, - вы, Сашенька, умеете играть в шахматы?
- Да, я получила звание - кандидат в мастера спорта по шахматам. Я - азартный человек. Шахматы требуют внимания, логики, аналитики.
     Молодые люди удалялись от кафе, где продолжалась шумная и весёлая свадьба. Александра рассказывала о себе, об учёбе и о дружбе с Наташей, сестрой Николая. Она не задавала вопросы молодому человеку, он её не интересовал. Сердце Александры было занято,  просто сейчас ей хотелось, чтоб её проводили до дома.
      Николай предложил девушке погулять по вечернему городу, но Александра отказалась.
- Николай, вы приехали на свадьбу сестры, наверняка, вырвались из деревни с большим трудом, уборочная в самом разгаре, почему ушли из кафе?
- Сашенька, лукавить не буду, я, может, не азартный человек, но решительный. Вы мне понравились. Выходите за меня замуж, предлагаю руку и сердце.
- Хорошая шутка, но неуместная, вы меня не знаете, и ничего не знаете о моей жизни.
- Я не шучу. Я увидел вас в кафе и решил, вот эта девушка будет моей женой.
     Александра рассмеялась, развернулась на каблучках, шагнула к двери подъезда и была такова.
     Неделя пролетела незаметно. Александра не вспоминала о Николае, все её мысли были заняты учёбой и надеждой на встречу с её первой, единственной, неземной любовью, но Николай дал о себе знать. По дороге в университет Александра встретила Наташу.
- Наташка! Здравствуй, моя дорогая подруженька, - Александра обняла подругу, - ну, как семейная жизнь, справляешься? Завтраки-обеды, стирка-глажка, - рассмеялась девушка.
- Ой, Сашенька, всё хорошо, я такая счастливая! Мой Костик-хвостик мне во всём помогает, мы и готовим вместе и стираем. Слушай, а ты как? Ты решилась?
- Да, Наташа, сегодня после лекций я иду к Сергею Васильевичу, заниматься шахматами там и открою ему все карты, я скажу, что люблю его, что нам надо быть вместе, я так решила.
- Дело, конечно, твоё. Саш, а тебя не смущает, что он  женат и тебе никогда ничего не обещал? Вряд ли он оставит свою жену, мне всё-таки кажется, он её очень-очень любит. Если он до сих пор не оставил её, почему ты думаешь, что он это сделает сейчас?
- Нет, Наташа, он её не любит, просто жалеет из-за того, что у них погиб единственный сын, я уверена, что он чувствует мою любовь. Мы же созданы друг для друга. Он любит литературу, музыку и я, он увлечён шахматами и я. Нам есть о чём поговорить, он такой замечательный.
- Ой, Саша, я совсем забыла тебе сказать, Коля приехал, и сегодня к тебе придёт, он хочет с тобой встретиться.
- Коля? Какой Коля?
- Да брат мой, Николай.
- Аааа, Николай, забавный такой, смешной. Неужели ты, Наташа, думаешь, что твой брат может составить конкуренция Сергею Васильевичу? Он простой мужик, а Сергей Васильевич образованный, умный, красивый, профессор всё-таки. У него такие манеры. Ах, - девушка закрыла глаза и вздохнула.
- Сашка, не дури, он старше тебя почти на 40 лет, и жену он свою никогда не оставит, он порядочный человек, и тебе не стоит надеяться на взаимность.
- Это мы ещё посмотрим. Я сделаю ход конём!
- Ну-ну, делай, воля твоя.
     Вечер выдался жутко омерзительный, моросил нудный сентябрьский дождь, Александра брела по безлюдной мостовой, девушка никуда не спешила, она остановилась около своего подъезда, подняла лицо навстречу холодным каплям осеннего дождя. «Зачем он меня оттолкнул, он обманывает меня и себя, он её не любит, он любит меня, меня, меня!», - твердила Александра.
- Саша, Сашенька, - прозвучал нежный, но твёрдый знакомый отрезвляющий голос, сумевший вернуть девушку в реальность.
- А. Николай. Что вам от меня нужно?
- Сашенька, я приехал за тобой. Поедем со мной. Выходи за меня замуж. Я хочу быть с тобой. Переведёшься на заочку, начнём жить вместе. По сердцу ты мне. У тебя характер жёсткий, а я таких люблю.
- Каких таких? Николай, исчезни из моей жизни, очень тебя прошу. Я не хочу тебе грубить. Я тебя не люблю, уйди.
     Николай понял, что сегодня разговора не получится, он исчез на несколько недель. Затем снова приехал и сделал девушке предложение руки и сердца, но ответ вновь был отрицательным. Юноша каждый месяц приезжал в город из деревни и пытался уговорить Александру быть его женой, но девушка и слышать не хотела о браке без любви.
     Александра, закончив учёбу в университете, решила уехать подальше от дома, от несчастной неразделённой любви, от назойливого ухажёра Николая, лучше бы на край света. Выбор пал на Китай. Отработав там шесть лет, Александра, залечив душевные раны, вернулась в родной город. Создавать семью не решалась, да и шансов таких ей судьба не предоставила. Вернувшись, она не сразу узнала, что Сергей Васильевич овдовел, но, узнав об исчезновении соперницы, молодая женщина решила нанести ему визит. Это был замечательный шанс, реализовать свою мечту,  выйти замуж за свою любовь. Александра решила не упускать такую возможность.
     Сергей Васильевич был рад увидеть Александру, расспросил о её жизни и планах. Девушка осмелилась и ещё раз объяснилась в любви. Александра предложила себя в качестве жены, но профессор решительно отверг это предложение.
- Деточка, я старый больной человек, имеющий за плечами нелёгкую жизнь, наполненную потерями близких мне людей. Вы молоды и прекрасны, у вас вся жизнь впереди. Я вас очень люблю, но как дочь.
      Александра поняла, что её шансы выйти замуж за её любимого Сергея Васильевича исчерпались.
     «Я сделаю ход конём!» - решила Александра.
     Воскресным утром Александра, собрав в сумку подарки, направилась в гости к своей студенческой подруге Наташе.
     Наташа и её семья очень тепло встретили гостью. Александра рассказала, где работала и  побывала.
Перед уходом домой Александра попросила у Наташи адрес Николая.
- Саша, зачем тебе адрес Коли?
- Я, Наташенька, хочу сделать ход конём, Николай меня любит и не может без меня.
- Сашенька, прошло 7 лет! Коля стал офицером, он женился у него две дочки. Ты с ума сошла?
- Дай мне его адрес. Пусть он сам решит.
- Да он давно всё решил, у него семья, дети, карьера. Не проси, Саша, адрес Колькин не дам. Семью его разрушать не позволю. Эх, Сашка-Сашка… Ход конём, ход конём. Шахматы – вещь великая, логика-логикой, аналитика-аналитикой, а как на счёт совести? Не случайно говорят: «Смотри на весло, чтоб тебя не снесло». Я тебе так скажу, Саша, у коня твоего оказался строптивый характер, сбросил он тебя из седла, и теперь, моя дорогая, топай пешком.
- Наташа, давай не будем портить отношения, просто дай мне адрес Николая и всё.
- Послушай, Саша, подумай, ты второй раз пытаешься встать на грабли под названием подлость. У Коли есть семья, ты меня слышишь? Нельзя свои эгоистические интересы и желания ставить выше жизни и судьбы других людей. Сашка, что ты делаешь? Твой поезд ушёл. Колька почти год бегал за тобой и уговаривал выйти за него замуж. Как он тебя любил! А когда понял, что не ты его судьба, смирился, нашёл в себе силы жить дальше. Теперь у него хорошая жена и замечательные дочки.
И ещё, Саша, не приходи больше ко мне, я не хочу общаться с тобой. Ты никогда не изменишь своего потребительского отношения к жизни, я этого уже поняла. Зато ты хочешь испортить жизнь моего брата, а вот этого я тебе позволить не могу.
      Знаешь, Саш, ты неоднократно пытаешься сделать «ход конём», хорошо это или плохо – не знаю, но, по-моему, шахматистка из тебя не получилась. Вижу другое: жизнь, тебе поставила шах, а может поставить мат.
 
23.01.2014