Пакетички или социальный патруль для бездомных

Алиса Болотова
Что предстоит пережить людям, приехавшим на заработки в Москву? Какое отчаянье заставляет их искать в этом городе заработок, без гарантий на трудоустройство и выплаты по итогам работы, без страховки и элементарной санитарии? Летом во дворах как грибы начинают расти бытовки, где размещаются без элементарных норм гигиены строители и другие мастера. К осени на привокзальных площадях ярославского и др. вокзалов можно увидеть множество людей мужского пола, приехавших из далека, чтобы хоть что-нибудь заработать. Зимой этих людей начинает собирать "социальный патруль для бездомных граждан", или автобус выделенный администрацией города Москвы, чтобы хоть как-нибудь поддержать людей оставшихся без работы и без жилья. Трудно представить весь ужас положения этих людей. Всё больше слоняется по Москве бомжей не русской национальности. И даже если всё не так плохо, и может быть есть работа и какое-то койко-место, без сомнений, эти люди испытывают колоссальный стресс и психологический дискомфорт, оказавшись в чуждой и агрессивной к ним культуре. Как же они реагируют на людей, которые не такие как они? Надо сказать не агрессивно, демонстрируя уважение, иногда с достоинством.... Приведу примеры.
Ситуация 1. В магазине "Пятёрочка" глазам натыкаюсь на овощи вполне себе приличного вида, которые перекладывает парень с целью разместить их на прилавке. Пытаюсь выбрать несколько штучек на салат. И слышу его добродушное: "Пакетички". Смотрю на мужчину и вижу, что он с улыбкой протягивает мне рулон пакетов, чтобы я могла упаковать овощи. Просто, по человечески, с желанием сделать добро. Вижу, что у парня отсутствует глаз....... он отступает,  в стеснении закрывая лицо. Без комментариев.
Ситуация 2. Пытаюсь сэкономить время и, с профсоюзной сажусь в трамвай, чтобы быстрее оказаться на университетской. Час пик и народу в трамвай набилось очень много. Слышу рядом: "Ты чо меня толкнул?" Вижу мужчину с восточными чертами лица, а рядом с ним коротко стриженного парня с раздвинутыми локтями.  Становится понятно, что парень не в адеквате и  ему необходим выброс адреналина.  "Слушай, ты тоже меня задел, может сначала со мной разберёшься?" - обращаюсь к бритому парню.  Он посмотрел на меня мутными глазами и протиснулся в глубь салона, продолжая донимать "своего обидчика". С другой стороны его тоже кто-то пытается осадить. Но безуспешно. Понемногу народ начинает рассеиваться и, за ситуацией следит уже весь трамвай. На перилах  висит парень восточной внешности, а рядом с ним стучит себя в грудь неадекват. "Обидчик" не говорит ни слова, видимо уже давно оценив ситуацию. После нескольких остановок напряжения, неадекват выходит и  в последний момент вновь заскакивает, решив закончить все дела в трамвае. Народ с ужасом заспешил поближе к выходу....  Без комментариев.    
Ситуация 3. На одном из семинаров с представителями бизнеса, одна из участниц, менеджер по персоналу в строительном бизнесе рассказывает: "Сдаётся дом, остаётся для отделки один этаж.... два таджика устраивают пожар и весь дом перед сдачей сгорает. Что делать? Их ведут ко мне", говорит она, и я с грозным видом начинаю их спрашивать, как это могло произойти. "Госпожа!", - говорят таджики, - "мы не хотели!". Без комментариев.
Но готово ли наше общество к такой сегрегации? Безусловно, нет! И совершенно точно, что социальный патруль для бездомных необходим для российского общества, а не для натерпевшихся таджиков.