Кормилец - этимология

Сергей Колибаба
И передают книгу тому, кто читать не умеет,
и говорят: "прочитай (К.Р.) ее"; и тот отвечает:
"я не умею читать"
Исаия 29:12

Исследователи отмечают, что любому «естественному» языку недостаёт разумности, слово (единица языка) перегружено лишними буквами, подчас конструкцией из 2-3 букв обозначают один звук (франц., немец.). Много омонимов - одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению слов, например в русском: коса-прическа, коса-инструмент, коса-отмель;  синонимов - разные по звучанию, но одинаковых по значению терминов. С древнейших времен человек наряду с умением манипулировать орудиями, формировал способность – манипулировать знаками-словами, вводя искусственные элементы, за счет чего собственно  и происходило развитие мышления, непрерывное пополнение запаса понятий.

Значительную роль в развитии человеческого интеллекта сыграла иудеохристианская религия, заложив основы процедурных знаний - о действиях, планах, процессах и инструкциях. Они превращались в понятную всем команду, в отличие от декларативных знаний языческого мира - описание фактов и явлений, которые невозможно преобразовать в команду. Вспомним Скрижали Моисея: «не имей других богов, не убий, не укради, не возжелай дома ближнего, и т.д.». Этот алгоритм (Программа) закреплен в сознании человечества как последовательность команд, которыми необходимо пользоваться в деятельности по простой причине – выживания рода человеческого.
Мы предполагаем, что масса терминов в европейских языках были заимствованы из Святого Писания и послужили моделями для образования европейских понятий, библейский алгоритм вводился в общественное сознание через составное понятие, образованное из нескольких корней иврита.

1) Этимология и примеры употребления термина в русском языке

а) Повесть временных лет под 945 г. (далее ПВЛ)

* «Ольга же бяше в Киеве съ сыномъ своимъ детьском Святославомъ, и кормилець бе его Асмудъ, и воевода бе Свинделдъ, — то же отець Мьстишинъ».

* «В лето 6454. Ольга съ сыномъ Святославомъ събра вои многы и храбры, и иде на Деревьскую землю. И изыдоша древляне противу. И снемъшемася обема полкома на скупь, суну копьемъ Святославъ на деревляны, и копье летевъ сквози уши коневи и удари в ногы коневи, бе бо велми детескъ. И рече Свенгелдъ и Асмудъ: «Князь уже почалъ, потягнемъ, дружино, по князи»».

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М, 1980

* Кормилец (кръмильць), 1. Воспитатель, дядька (945): Ольга же бъ в Киевъ с сыном своим Святославом, бъ бо мал еще, и кормилец у него тогда бъ именем Ясмуд, воевода. Арханг. лет., 23 (1152): Володимера же не пусти кормилець его, зане млад бъ в то время. Лаврент. лет. 2. Тот, кто кормит животных. 3. Благодетель.

* Кормильство (кръмильство). Управление, руководство, наставление.

в) Словарь Академии Российской 1789 г.

Кормилецъ. В старинном употреблении означало дядьку, пестуна.

г) Викисловарь

Корень: -корм-; суффиксы: -и-л-ец-. Значение и этимология – нет.

д) Словарь В. Даля

Кормилец, кормовец м. кормилица ж. кто кормит кого, дает пропитание, насущный хлеб; благодетель, милостивец, покровитель, добродей: ласкательный привет старшему, по летам и по другим отношениям.

2) Культурное и языковое пространство 

Сложилась общая тенденция связывать ранний период Руси со славянами и варягами, с обществами более низкого культурного уровня. Славяне и варяги - традиционные общества, где все воспроизводится в рамках традиции, традиция господствует над культурой, общества развиваются медленно. Русь – открытое общество (многонациональное), где создаётся новая культура и язык, в первую очередь элитарная, имеющая международные связи.

* Авторы труда "Хазарско-еврейские документы X века", Норман Голб и Омельян Прицак, не смогли оторваться от узаконенного штампа в языкознании и переводят проблему формирования русского государства в иранское (?), тюрко-болгарское русло: "Можно спорить о том, мог ли хазарский язык использоваться какое-то время для официальных целей после завоевания (Русью). Однако немыслимо, что правители Руси могли читать еврейские тексты" (с. 64).

 Русские князья знали и использовали иврит (другого письменного языка не было) в целях централизации территории и  формирования единого религиозно-торгового языка на пути «из варяг, в греки». Приведенные в ПВЛ факты указывают на то, что Святослав, не признававший христианства ("А дружина моа смъятися начнуть"), обучался с детского возраста. Очевидно, что рядом с юным князем находился опытный учитель, трудно представить себе взрослого дядю с ложкой в руках кормящего Святослава (таков поздний русский смысл термина "кормилец"). «Кормилец» - это конечно воспитатель и учитель, и, судя по результатам деятельности ученика - Асмудъ был замечательным педагогом.

"Удивительным" образом  имя Асмуд (ивр. Асмодей) связано с еврейским эпосом, в русской исторической традиции трактуется как скандинавское и как распространенное не встречается. "Асмодей - злой дух, глава демонов в вавилонской агаде (сказания). Агада передаёт, что Соломон использовал этого демона при строительстве Храма. Асмодей обладает даром предвиденья, он объясняет это так: "судить о людях и предметах надо по их действительным свойствам, а не потому, как они представляются глазам человека". Асмодей в легендах связанных с Соломоном, не является всецело зловредным духом разрушения, он низвергнут и более не страшен. Асмодей популярный объект народного юмора и иронии» (ЕЭБЕ, т. 3, с 298).

3) Дела исторические (930-946)

Надплеменное образование на Днепре – Русь, формируется по утверждению летописца в период 882 (захват Олегом Киева) по 904/11 (поход на Константинополь, точной даты нет), принятие христианства произошло в 988 году. Переход от обычного права к государственному и церковному законодательству не мог произойти на "пустом" месте, об этом говорит летописец: "и живяше Володимер по устройству отьню и дедню" - а кто отец и дед?
По мнению древнего летописца, Святослав (отец) и Игорь (дед) заложили библейскую модель жизни в древнерусское общество. Число евреев в Киеве к нач. XII в. возросло, в 1113 г. они уже играют большую хозяйственную и политическую роль - в 1117 г. русские летописи отмечают  значительное переселение хазар и евреев в район Чернигова, в 1124 г. евреи населяют в Киеве уже целый квартал у "Жидовских ворот".

а) Кембриджский аноним, 945/9 гг.

Источники сообщают, что византийский император Роман I (правил в 920-45), привлек русские дружины для борьбы с хазарами, в 930 г. руссы захватили крымские владения Хазарии и Самкерц (Тмутаракань): «А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная».  Хазарскими войсками командовал еврей-военачальник Песах, которому удалось отбить нападение и подчинить войско русов, анонимный автор пишет: «Тогда стали Русы подчинены власти казар».

Князь Игорь в 941 г. организовал  поход на Константинополь, который закончился катастрофическим поражением русского войска, большая часть кораблей была сожжена «греческим огнем». Игорь бежит в Крым, к хазарам, где видимо,  заручился их поддержкой. Вернувшись в Киев, он снова занимает княжеский престол (князя лишившегося войска обычно изгоняли), после этого поражения Русь  20 лет не воевала, пока не подросли «отроки». По существующей в то время практике отношений между сюзереном и вассалом, на подвассальную территорию высылались представители государства-победителя, которые контролировали  деятельность побежденных вождей. Детей элиты на завоеванных территориях обычно отправляли ко двору монарха как заложников, где их воспитывали и обучали в духе преданности правителю. Сын кн. Игоря Святослав родился в 942 году, и к ребёнку (будущему князю) видимо был представлен хазарский опекун-военачальник, который в ПВЛ обозначен именем - Асмудъ.   

б) Хронология ПВЛ

«В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».

Игорь женился на Ольге в 903 году, в это время в обычае были ранние браки, девочек выдавали замуж в 13-14 лет, следовательно, Ольга родилась примерно в 890 году, а сына Святослава родила в 942 году (т.е. в 52 года), что маловероятно.  Русские князья имели по несколько жен, брак с дочерью племенного  вождя закреплял за наследниками династические права на территорию, за счет чего происходило расширение государства.  Скорее всего, князь Игорь имел несколько жен (жизнь женщины в средневековье была коротка), возможно, возвращение его на киевский престол в 941 году было связано  династическим браком с хазарской принцессой или со знатной еврейкой. Даты  поражения русского войска (941) и год рождения кн. Святослава (942) совпадают; Асмуд очевидно был послом хазар и одновременно наставником (учителем) Святослава. 

в) Подобные ситуации в истории

* С.А. Плетнева. Хазары

«Хазарский каган Ибузир Гляван обещал помощь экс-императору (Юстиан II, 695 г.) и даже выдал за него замуж дочь, которую крестили и нарекли именем Феодора».

«Венгры помогали хазарам "во всех войнах", а хазарский каган отдал венгерскому воеводе в жены знатную хазарку».

* Болгарский царь Иван Александр (1331-1371), был женат на тырновской еврейке Саре, принявшей христианство и провозглашенной болгарской царицей, их сын Иван Шишман (1371-1395) стал болгарским царем.

4) Обобщение и вывод

Имя Асмуд употребляется в ранних русских летописях дважды, как воспитатель и наставник князя Святослава и как воевода. Святослав в повести выведен как жестокий языческий князь, он воюет с христианами (византийцами и болгарами (христианство с 865 г.)). Поэтому и выбран христианским летописцем еврейский демон (ироническое выражение, очевидно бытовавшее во время летописца, обобщенный образ) для показа результатов "влияния"  иудаизма и зависимости Руси от еврейско-хазарского государства.

Вывод

Из исторических фактов ясно, что Хазарский каганат (иудаизм, иврит) в Крыму и Причерноморье в указанный период занимал доминирующее положение. Киевская Русь только начинала формироваться как государство, древний термин «кормилец»  должен быть связан логически, лексически и исторически с терминологией иврита. 

5) Терминология иврита и образы иудаизма

а) Терминология

Приведем термин «кормилец» в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – КОР+МИЛЕЦ или КОР+МИЛ+ЕЦ. У нас сразу же выявляются корни иврита соответствующие смыслу термина.

* КОР = ивр. КОРЭ читатель, чтец, глашатай (лектор); КАРА читать, знаток, чтец Библии.

Источник

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_427.htm

См. стронг иврита 7121, КАРА



* МИЛЕЦ = ивр. корень М.Л.Ц. обладать хорошим поэтическим стилем; МЕЛИЦ  переводчик, наставник, посол, заступник на суде (от корня ЛИЦ).

См. стронг иврита 3887, ЛИЦ (МЕЛИЦ)

* Вариант. МИЛ+ЕЦ = ивр. МИЛА слово + ЕЦА совет, мысль.
 
Общий вид

Русск. КОР+МИЛЕЦ = ивр. КОРЭ  чтец (знаток) Библии + МЕЛИЦ переводчик, наставник, посол, заступник.

б) Библейские образы

* Даниил 5:8: «И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать (К.Р.) написанного и объяснить царю значения его».

* Бытие 42:23: «А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик (МЕЛИЦ)».

* 2 Пар. 32:31: «Только при послах (МЕЛИЦ) царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце».

Таким образом, у нас формируется представление о смысле древнего термина «кор+милец» употребленного по отношению к Асмуду, наставнику кн. Святослава - это знаток Библии, переводчик и одновременно представитель (посол) Хазарского каганата при молодом князе.

Уточнено, 5.3.2017 г.