Вера и богатство

Сергей Михалев
Однажды на отдыхе мы с женой познакомились, а потом и подружились с дамой, как сказал классик, прятной во всех отношениях. Мы встречались за обедом в ресторане и на пляже и проводили время в беседах. Домой в Москву летели, сидя рядом в самолете, и продолжали разговоры на разные темы. В какой-то миг она почувствовала доверие к нам с женой и разоткровенничалась,  поведала историю о том, как несколько лет встречалась с женатым мужчиной, как переживала и как страдала, и как, наконец, нашла в себе силы бросить его. Правда, он тоже что-то там не сделал из обещанного, но главное не в этом. Когда после своего рассказа Елена (так звали нашу попутчицу) сказала, что она верующая, Анна, моя жена, чуть с кресла не упала. И мне не удалось ей ни тогда, ни потом доказать, что Елена действительно может быть очень верующим человеком. Многие почему-то думают, что верующий обязательно должен быть и безгрешным.
Я легко  поверил Елене на слово. Но когда она вытащила свой маленький молитвослов, я был раздавлен. Мне хоть и не доводилось видеть книг, по которым читают молитвы святые, но я читал где-то, что преподобный Серафим Саровский коленями выбил углубления в каменном полу, так усердно он молился. А тут женщина, которая, по нашему разумению, откровенная грешница и распутница, вытащила молитвослов, зачитанный (или замоленный?) едва ли не до дыр. Значит, греша, она раз за разом доставала свой молитвослов и когда-то читала, когда-то прижимала к груди, находя в нем силы. Для меня ее молитвослов был красноречивее щита Одиссея. Кстати сказать, Елена вполне обеспеченная женщина.  Значит, богатые тоже веруют.
… А какая огромная ноша на нашем Президенте Владимире Путине? Я даже подумать боюсь, какой тяжеленный это крест. И верю, что он рассматривает свою работу именно как тяжкий крест. Наверное, есть и неизбежная гордость за высокий пост, но главное, убежден, он осознает ответственность своего Креста. Не знаю, почему я так уверен в нем. Отчасти потому что слышал, как отзывался о нем режиссер Никита Михалков, но больше – потому что сам верю ему. Я верю, что Президент – человек верующий. А настоящая Вера подразумевает ряд обязательных действий и поступков. Это раскаяние, работа надо собой, ответственность. Его развод с женой, конечно, оттолкнул его от многих верующих, но кто без греха, пусть тот бросит в него камень.
…Только ли с просьбами ходим мы в храм? Я заметил, что стал внимательнее слушать общие молитвы на Литургии и со всеми вместе просить «кончины мирной и непостыдной и благоприятного ответа на страшном судище Христове». Но можно ведь и ничего не просить, если это не идет от гордыни. Можно просто прийти «в гости» к Господу в храм. Можно вообще не знать, зачем пришел. Ведь Господь – отец наш небесный.  А мы, как родителей своих навещали, не зная почему, так и Его навещаем, не зная зачем. Мне кажется, самое правильное, это когда не знаешь, почему туда идешь. Идешь и все. И замечательно, если Встреча состоялась. Ее ведь может и не быть. Одного увидел, с другим обнялся, отвлекся от молитвы, и ушла благодать. Вернее, не пришла Благодать. Не дал Господь Благо. И кого тут винить, как не себя?
… Стою как-то в очередь на исповедь, а рядом то ли молодые муж с женой, то ли парень с девушкой. Идет литургия, а они все время шепчутся. Шепчутся, смеются, не переставая. Обыкновенно люди  волнуются перед исповедью, я – тоже. Ведь Господу буду сейчас рассказывать о грехах. Они – не волнуются, весело общаются, потом идут к священнику на Исповедь, а потом и ко Причастию. Что тут скажешь? А ничего. У каждого своя вера. Они вообще могли быть в притоне для наркоманов, но в свой выходной день пришли в храм. Не думаю, что они богатые. Но разве богатый не может так же идти? Я всегда знал, что к богатым повышенный спрос. Может, потому всегда мне было немного жаль Абрамовича и Ходорковского. Как оказалось, последнего – не спроста. Они ведь всегда на виду. И большинство народа смотрит на них, мягко говоря, без любви и наверняка  подвергает сомнению их веру. А кто-то откровенно считает их плохими людьми, потому что убежден, что деньги портят человека. И по такой логике, чем больше у человека денег, тем сильнее они его испортили. А до какой низости могут падать бедные? Давно когда-то читал, как дерутся нищие за место на паперти.
У нас почему-то всегда принято считать, что бедные лучше, чем богатые. А почему они лучше? Потому что пили и ленились? Потому что опускали руки, когда надо было работать и идти вперед? Когда я строил дом, у меня работал мой однокашник по университету. Я взял его, чтобы он мог как-то вылезти из ямы, в которой оказался. Он два года ковырялся на доме, больше пил, чем работал, и, наконец, я нанял паркетчика. Он налетел на своего «конкурента»:«Чего ты приперся, кто тебя сюда звал?» Так что богатство и бедность – это не характеристика человека. Это лишь показатель его обеспеченности. И богатый может быть вполне щедрым человеком и делиться с ближними, и душа его может разрываться от боли за другого. А бедный может быть полным скрягой, который умирающему человеку кусочка хлеба не даст, а то еще и пнет более слабого.
Почему у нас на Руси больше любят бедных? Может, потому что богатым чаще завидуют. А бедных любят, потому что рядом с ним сами выглядят вполне сносно. В нашей деревне мужики любили поговорить со Степаном Максимычем, которого называли Степан-дурак. Он был юродивым, но вовсе не дураком, а мужики рядом с ними видели свое величие и превосходство. Рядом с другими этого их величия было незаметно.   
2012 год.