6. Дворяниново

Татьяна Рогожина
               
Месяц-июль, так и не справившись с депрессией из-за затянувшихся дождей, с некоторой мстительностью уступил место августу. Теперь его очередь делать лето.
Август растерялся и тоже начал с серых красок.

Но нас дождем не испугаешь.

Усмотрев в плотных облаках несколько просветов, с оптимизмом отправляемся в путь, выбрав маршрут не слишком дальний, но обещающий новые впечатления. Едем в деревню Дворяниново, что находится в Заокском районе Тульской области, чтобы познакомиться с музеем-усадьбой Андрея Тимофеевича Болотова, личность которого для нас пока что полностью не раскрыта.

— Он – писатель, — уверенно сообщаю я, выудив из памяти кое-какие сведения, которыми когда-то поделился сын, побывав с классом на экскурсии. 

— А, по-моему, архитектор, занимался ландшафтным дизайном, помнишь, в Богородицке мы видели ему памятник, он там работал управляющим,  – сказал муж, но спорить не стал.

Скоро приедем и все узнаем.

Усадьба началась с небольшого живописного пруда, в котором среди осоки резвились тритоны и мелкие рыбки. Асфальтированная дорожка вывела нас к огороду с овощами и лекарственными травами по одну сторону и ягодным кустам по другую, а чуть в стороне виднелся деревянный одноэтажный дом, скромного для усадьбы размера, но утопающий в зелени и цветниках.

До начала экскурсии оставалось полчаса, которых вполне хватило, чтобы обследовать близлежащую территорию, где нашлось немало лирических пейзажей и просто милых уголков.

Маленький пруд возле раскидистого дерева, что полощет свои ветви в тихой медленной воде, сторожит ажурная беседка.

Разбитый молнией еще при жизни Болотова дуб, упав на вяз, образовал арку, через которую мы и прошли, чтобы согласно воткнутой рядом табличке обрести долголетие и здоровье. Обеспечив себе долгую жизнь, спустились ниже к небольшой речушке с чудесным названием Скнига, а потом по ступенькам поднялись обратно к дому, чтобы наконец-то узнать всю правду о хозяине усадьбы.

Нацепив при входе неудобные тапочки огромного размера, я тут же забыла о них, увлекшись рассказом экскурсовода. Оказывается, Андрей Тимофеевич Болотов, родившись в тысяча семьсот тридцать восьмом году и не дожив до своего девяносто пятилетия всего лишь несколько дней, оставил потомкам более трехсот пятидесяти томов различных произведений. Помимо этого он экспериментировал с растениями, способствовал распространению картофеля, одним из первых начал употреблять в пищу помидоры, до этого они своими желтыми цветочками и красными плодами украшали клумбы. Составил три тома акварельных рисунков с описанием сортов яблок и груш, писал статьи на сельскохозяйственные темы и напечатал первое русское «Руководство к познанию лекарственных трав».

И это еще не все.

Болотов изготавливал инструменты и приспособления, изобрел кодовый замок, соорудил электрическую машину, с помощью которой можно было лечить некоторые заболевания, организовал первый детский театр, для которого сам писал пьесы, изготавливал декорации и даже играл некоторые роли. К тому же Андрей Тимофеевич, переживший «восемь царствований» от императрицы Анны и до императора Николая Первого, по свидетельству очевидцев сохранил пытливый ум и добрый отзывчивый нрав. 

Философ и писатель, энциклопедист и историк, агроном и естествоиспытатель, земледелец и лесовод, художник и драматург, мемуарист, эколог, ландшафтный дизайнер, изобретатель…   

— А ты говорила «писатель», — тихо шепнул муж.

— Да,да, — откликнулась я, — и архитектор.

Экскурсия завершилась в небольшой гостиной, где нам предложили чай с буквицей и тульскими пряниками. Буквицу мы уже видели в других комнатах, где она сушилась на больших листах. Оказывается, рецепт чая с этим удивительно полезным растением, придумал сам Болотов, добавив в отвар сливки и мед.

Рядом со столом на диване крепко спит, никак не реагируя на наши банальные «кис-кис», темно-серый кот Василий Дмитриевич, подаренный директором музея-усадьбы «Поленово». Василия не интересуют чаепития и разговоры, он отдыхает после ночного дозора, как и положено служивому коту.

Для того и подарен, чтоб мышей по норам гонять.

Чай, пряники, спящий кот в уютной комнате дарят нам иллюзию, что хозяин дома отлучился на пару минут и вот-вот вернется за стол, чтобы рассказать нам, например, о прелестях сельской жизни или поделится с восторгом, как хороши были вчера после дождя мальвы, освещенные вечерним солнцем.

Несмотря на заметно потемневшее небо, уезжать не хочется, и мы идем изучать парк, который несколько диковат и запущен, но бесконечно притягателен своей естественностью и покоем. Полюбовавшись на прощание каскадными прудами, садимся в машину, и в ту же секунду начинается дождь.

Привычный штрих этого лета.

— Понравилось? — спрашивает муж.

— Угу, очень, — откликаюсь я, — вот только как-то неловко за свою неграмотность. Ведь мы о Болотове практически ничего не знали, хотя масштаб его личности потрясает. Как так получилось, непонятно. Я ведь и книг его не читала…

— Стыдись!

Я и стыжусь, но обещаю исправиться.

Исправляться, правда, буду дома, когда доберусь до интернета, чтобы прочитать «Записки», названные автором «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков».

Но, увы, старинный стиль повествования с характерными для того времени словами и оборотами легко мне не дался, хотя раньше любое сложносочиненное предложение, растянувшееся на всю страницу, я легко разворачивала словно фантик.
Последствия нашей чересчур информативной жизни, когда сознание, чтобы приспособиться к сумасшедшему ритму жизни и прочим изменениям, стало клиповым, то есть удерживать внимание на долгое время стало сложнее.

Придется чаще тренироваться на старинных текстах, чтобы восстановить утраченные способности.

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/03/16/1010