Будем смотреть жизнь-4

Натали Соколовская
По   вечерам,   после   работы,   Коля   иногда   заезжал   за   Кларой,   возил   её   к   Марку.   Марк   -   режиссёр   драмтеатра.    Ему   тридцать   лет.   С   тех   пор,   как   Клара   познакомилась   с   Марком,   она  несколько   раз   была   на   его   спектаклях.   Ей   нравилось.   Но   особенно   за   душу   не   брало.   Были   хорошие   постановки,   ей   случалось   раза   два   присутствовать   на   таких.   Клара   любила   театр   и   иногда   думала   о   том,   что   если   бы   она   была   режиссёром. . .
Но   нет,   режиссёром   она   не  будет.   А   кем?    А   если   вот   так   вся    жизнь   продёт   в  примерках :  что   же   моё? . .
- Тебе    не   хватает   смелости,   -   говорил   ей   Марк.
Обаятельный   и   добрый,   он   был   Кларе   очень   симпатичен.   Удивляла   его   эрудиция.   И   при   этом   совсем   не   сноб.   Это   подкупало.   Марк   был    холост.   Но   его   бывшая   жена   часто   появлялась   на   его   вечеринках.   Не   одна,   конечно.   Марк   и   его  бывшая   жена   дружили.   А   их   дочь   дружила   с   бабушкой.   И   мама   с   папой   иногда   ездили   к   дочке   в   гости.
Кларе   было   хорошо   среди     интересных  людей,   которые   собирались   у   Марка.   Им   импонировала   её   напичканность   всевозможными   сведениями     из   области   литературы.   А   когда   она   читала   присутствующим   Хименеса   или   Элиота,   всех   просто   завораживал   её   какой-то   детский   восторг   перед   поэзией.
- Клара,   ты   сама   не   пишешь   стихи, -   спросил   как-то   Марк
- Нет,   -   слишком   торопливо   отвечала   Клара.   -   Бог   миловал.
- Может   быть,   ты   их   не   пишешь,   говорил   Марк.   -   На   бумагу   не   записываешь.   Но   они   в   тебе   живут.   Думаю,   придёт   время,   и   они   вырвутся   из   тебя.
Никто   ничего   про  меня   не   знает,   думала   Клара.   Я   и  сама   ничего   не   пойму.   Кто   я?   Что   я   такое?   Я   ничего   не   боюсь.   Но   что-то   меня   держит.   Я   иду   по   тонкому   льду.    Знаю,   что   если   провалюсь   в   ледяную   воду,   не   испугаюсь.   Я   даже   хочу   этого.    Меня   будоражит   мысль   о   том,   что   я   в   любую   минуту   могу   соприкоснуться   с   жутким,   останавливающим   сердце,   холодом.   Но   я   всё-таки   иду.   А   люди. . .   Я расстаюсь   с   ними   без   сожаления.   Но   они   остаются   во   мне.   Все   остаются.   Они   со   мной.   Я   почему-то   не   могу   с   ними   расстаться.

В   один   из    вечеров    у    Марка   Клару   попросили   почитать   что-нибудь   из  её   любимых.   И   она   читала   Тао  Юань  Мина.   Первый   раз   он   звучал   вслух   для   этих   людей.   Клара   не   была   уверена,   что   стихи   понравятся.   Всё-таки   к   китайской   поэзии  у   нас   не   очень   привычны.    Но   читая,   она   чувствовала   особое   вдохновение    -   любимый   поэт.   Каждый   стих   вызывал   такое   разнообразие   ощущений   и   мыслей,   -   завораживал!   .И   это   её   погружение   в  мир  чувств    и   еле   уловимых   нюансов   мироощущения    автора,   передался   слушателям.   Как   Клара   любила   эти   божественные   минуты   слияния   с   душами   таких   разных   -    таких   разных!   -   людей. . .

Все   молчали.   Кларе   хотелось   ещё   и   ещё   читать,    сохраняя   это   особое    состояние   душ,   проникновения   слова   в   душу.   Открытия   тайны   слова,   его   музыки. . .
- Клара,   -   ты   играешь   с   огнём,   -   обнял   её   Марк,   растроганный.   -   Ты    же   нас   всех    нахально   обаяешь.   Ты   видишь,   мы   все,   как   кобры   под   дудочку,    вытянули   шеи   и   глаз   с   тебя   не   спускаем.   Умница!    Спасибо   тебе,   дорогая.

К   Кларе   подошёл   незнакомый   парень.   Кажется,   его   звали   Дима.
-  Вы   в   Театральном?   -   Спросил   он.
- Нет,   я   не   учусь.   Увлекалась   театром,   думала   поступать   в   Театральный,   но, . .   нет.
- Хорошо   читаете.   Даже   слово «профессионально»   грубо   звучит,   не   то.   Это   дар.
- Да?   Может быть.   Не   знаю.   Люблю. . .
- Любите   поэзию  или   вот  так ,  всех   под  себя?
- Читать   кому-то  это   редко.   Это   всегда   случайно.   Вас   зовут   Дима?
Он   махнул   головой.
- Вы    журналист?
- Нет,   -   Дима   рассмеялся.   -   Я   не   журналист.   Моя   работа   никак   не   связана   с   литературой.   Я   работаю   мастером   в   СПТУ.
- Мастер   в   СПТУ ?   А   что   это   такое?
- Что   это   такое ?   Что   это   такое. ..    Если   честно   и   коротко,   это   безобразие.
Оба   засмеялись.   Кларе   нравился   Дима.
- Что   же   вас   заставляет   заниматься   этим   безобразием?
- То   же,   что   и  многих   других.   Поступить,   куда   хотел,   не   смог.   Но   работать   где-то   надо.   Вот   один   добрый   человек   и   помог.
Подошёл   Коля   и   увёл   Клару   танцевать.
- Не   уходите   надолго,   я   буду   скучать,   -   бросил   ей   вслед   Дима,   и   Клару   согрела   тёплая   волна   от   кончиков   до. . .   кончиков,   всю.
- Ничего,   поскучаешь,   -   бросил   через   плечо   Коля.   Но   Дима,   конечно,   не   слышал.   Это   было   больше   сказано   для   Клары.
- Ты   что,   знаешь   его ?   -   Спросил   Коля   с   таким   видом,   что   Клара   невольно   рассмеялась.
- Над   кем   смеёмся ?   -   Колины   брови   удивлялись,   как   никогда.   Я   смешон?
- Да,   немного.   -   Клара   ужасно   любила   сейчас   Колю   за   его   брови,   за   то,   что   была   равнодушна   к   нему   и   не   лгала.
- Коля,   ты   знаешь   Диму?
- Первый   раз   это   слово   здесь   слышу,   -   раздражённо   пробормотал   Коля.   -   Он   что,   понравился   тебе ?
- Да.
- А !   Ну – ну. . .   Их,   таких-то,   ещё   много   будет   крутиться   вокруг   тебя.
-   Ну   ты   и   злюка !
- Я   не   злюка.   Просто   хотел   бы,   чтобы   ты   была   разборчивей   и   внимательней.
- Знаешь,   у   меня   есть   мама   и   папа.   С   меня   их   наставлений   довольно.
Они   разошлись   в   разные   стороны,   недовольные   друг   другом.   Но   спустя  какую-то   минуту   Коля   опять   подошёл.
- Ты   принимаешь   меня   за   подружку,   Клара.   Ошибаешься.   Я   никак   не   могу   быть   твоей   подружкой.   И   нечего   нашёптывать   мне   свои   любовные   тайны.   Я   ухожу.   Ты   идёшь   со   мной?
- Нет,   -   сказала   Клара.   -   Нет.
И   Коля   ушёл.   Клара   тоже   поехала   домой.   И   больше   никогда   не   бывала   у   Марка.

Отца   Клары   положили   в   больницу,   и   она   каждый   день   ездила   к   нему.   А   однажды   приехала   вместе   с   мамой.   Мама   уже   знала,   что   с   отцом.
Он   вышел   к   ним   на   аллею   больничного   сада,   и   у   Клары   защемило   сердце.   Какой   он   стал   худой   и   беспомощный.   И   взгляд    растерянный,   как   у   маленького   ребёнка.   Мама   заплакала   и   обняла   его,   такого   жалкого   в   больничном   халате.
- Ну ,  чего   ты ?   -   Сказал   он   наигранно   бодро.   -   Я   не   собираюсь   умирать.
                А   потом   и   сам   заплакал.
-   Не   плачь,   -   теперь   уже   мама   его   утешала.   -    Всё   будет   хорошо.   Хочешь,   мы   заберём   тебя   отсюда ?    Поедем ?   Нечего   тебе   тут   делать.
- Ну   вот,   -   сказал   он.   -   Теперь-то   чего . . .   Пусть   подлечат,   раз   уж   лёг.   А   потом,   если   ты   согласна,   я   вернусь   домой.
- Согласна,   конечно,   согласна,   -   мама   всё   никак   не   могла   успокоиться.
Клару   такая   вдруг   злость   взяла,   что   будь   на   месте   мамы   кто-нибудь   другой,   девчонка   какая-нибудь,   уж   отхлестала   бы   по   щекам :   нечего   сырость   разводить !   А   мама      обернулась   и   говорит:
- Клара,   иди,   погуляй   немного. . .
Клара   ходила,   ходила   и   оказалась   на   противоположной   аллее,   и  сквозь   деревья   видно   было   их   двоих,   сидящих   на   скамейке.   Мама   положила   голову   папе   на   колени,   и   он   гладил   её   волосы.
Он    скоро   умрёт,   -   подумала   Клара.
Разве   это   может   быть ?   Она   ещё   раз   внимательно   присмотрелась   издали   к   отцу.   Да,   выглядел   он   неважно.   Но   как   это   -   умереть ?   Нет.   Не   может   этого   быть.   Не  получается   представить.
Слёзы   высохли   сами   собой.    Клара   вернулась   к   родителям   и   повисла   на   плечах   отца.
Он    шутил,   рассказывал   о   соседях   по  палате,   Расспрашивал   о   разной   ерунде.   Потом   они   прощались   с   ним   в   воротах.   И   Клара   махнула   рукой   и   беспечно   бросила :
- Прощай !
Она   увидела,   как   отец   посмотрел   на   неё.   Его   будто   ударили.   Ударили   больно.   А   он   виду   старается   не   подать.
Всю   обратную   дорогу   Клара   дёргалась   от   этого   взгляда   и   ругала   себя.   Дурацкая   привычка.   Она   всем   в   последнее   время   при   расставании   бросает   это   словечко,   просто   прилипло.
И   вдруг   этот   его   взгляд.
Хоронили   его   через   месяц.   Сделали   операцию,   то   есть   разрезали,   посмотрели   на   разлагающийся   желудок   и   зашили.
Последние   дни   перед   смертью   он   был   тихим   и   очень   разговорчивым.   Всё   время   что-то   вспоминал.   То   детство   своё,   -   Клара   никогда   раньше   этого   не   слышала.   То   детство   Клары.   То  их   с   мамой   свадьбу   и   рождение   Клары.   А   ночами,   говорила   потом   мама,   -   она  все  те  дни   была   рядом   с   ним,   он   страшно   кричал   от   боли.   Уколы   уже   не   помогали   ему.

Клара   видела   его   в   палате   мёртвым.   С   подвязанной   челюстью.   Она   понимала :   умер.   Но   всё   равно   что-то   не   получалось.   Казалось,   мысль   об   этом   никак   не   может   проникнуть   в   её   сознание.   Все   ходы   накрепко   закрыты.
Она   ехала   трамваем   по   тихому   городу  и   всё   видела   и   понимала.   Всё   отмечала   сознанием.   Но   всё-таки   оно   было   запечатано.   Она   говорила   себе :   папа  умер.    И  не   понимала.   В   какой-то   момент   её   кольнуло   что-то.   Она   даже   привстала   от   неожиданности.
   Как   будто   от   мысли,   что  так   настойчиво   хотела   раскинуться   в   ней   вольно,   подчинить   её   всю,   можно   убежать.
Клара   тут   же   села   и   беспомощно   оглянулась.  Нет,   -   подумала   она.   Нет.   Всё   на   своих   местах.   Люди,   Трамвай.   Машины.   Улицы.   Я.   Мама. 
Нет.   Это   невозможно.
Когда   она   заказывала  венок,   и   её   попросили   на   листе   бумаги   написать   текст,   
ЭТО   И   СЛУЧИЛОСЬ . . .
ОНО   вдруг   вошло.   И   ничего   Клара   не   могла   сделать.   Но   вошло   в   неё   вместе   со   словами,   которые   должны   были   быть   на   его   могиле :   от   жены   и   дочери.
Клара   вдруг   всё   поняла :   это   НАВСЕГДА.
Это   НЕВОЗВРАТНО.
Это   НАВСЕГДА.
Она   плакала,   не   соображая   ничего.   И   ничего   не   могла   написать.
Она   не   помнила,   как   возвращалась.   Страшный   ком   стоял   в   горле,   и   слёзы   не   могли   его   вытолкнуть.
А   когда   она   вышла   на  остановку   около   дома,   она   увидела,   что   небо,   странно   чёрное,   покосилось.   Как   будто   сползло   набекрень. . .

Отец   лежал   в   гробу   посреди   комнаты   в   чёрном   костюме   и   белой   рубашке.    Клара   подошла   к   нему   и   внимательно   посмотрела   в   его   лицо.   Умер,   подумала   она.   Умер. 
Волосы   его,   в   капельках   воды,   торчали   вихрами.   Как   будто   только   что   после   ванны.   Клара   провела   рукой   по   его   волосам   и   ощутила   странную,   неживую   тяжесть   головы. Умер.
И   всё,   что   было   потом    зафиксировалось   в   её   памяти,   как   немые   кадры   на   плёнке.
Умер.

Очень   долго   потом   Кларе   снился   один   и   тот  же   сон.   Отец   возвращается   после   своей   смерти.   Как   же   они   радовались,   что   опять   все   вместе.   Довольный,   он   занимался   разными   домашними   делами,   хотя   всегда   терпеть   этого   не   мог.   И   был   весёлым   и   беспечным.   А   Клара   с   мамой   вдруг   вспоминали,   что   он  болен  и  скоро   умрёт,   и   просили   его   поберечься.   А   он   отмахивался :  а !   ерунда   какая ! . . 
Какое-то   время   после   смерти   отца   Клара   и  мама  старались  держаться   вместе,   всё   время   говорили   о   нём,   плакали.   Горе   сдружило   их.   Сделало   вдруг   очень   нужными.   Но. . .  Это   продолжалось   недолго.   И   постепенно   они   опять   стали   каждая   сама   по   себе.