Культуры и государства Колумбии

Сергей Малухин
9.   Культуры и государства Колумбии.

Территорию нынешней Колумбии индейские племена заселили не позднее 12 тыс.лет до н.э. На севере региона обитали: куна, карибы, гоахиро; в центре – чоко, мусо, панче. Но главным народом был, проживавший на плодородных горных равнинах, народ чибча. Многочисленные чибча заселили большую территорию от Никарагуа до Сев. Эквадора. Они быстро развивались и уже со II века начали создавать союзы племён и раннеклассовые государства.

Люди древнейших культур в 4 – 3 тысячелетиях до н.э. на территориях Панамы, Колумбии, Венесуэлы, Эквадора освоили производство керамики и гончарное дело, примитивное земледелие, создали первые оседлые поселения. С середины 2 тысячелетия до н.э. они стали выращивать маис. Во 2-й половине 1 тысячелетия до н.э. индейцы, сначала в прибрежных горных районах, научились обработке металлов: золота, сплава золота и меди «тумбача» (подобие бронзы).

Древнейшая вещественная культура «Сан-Агустин» существовала с 1000 г. до н.э. до 0 года. Это была культура с развитым культом воды.  Позже она имела продолжение, существовавшее до нач. II тыс.л. н.э., в верховьях р. Магдалена в южной Колумбии. От неё остались каменные сооружения и около 300 больших каменных статуй людей с короткими ногами, бесформенной головой и с клыками (возможно, ягуара). Сохранились и двухголовые статуи, с одной головой человека, другой (рядом или выше) животного. По берегам рек, озёр, остались каменные изваяния саламандр, лягушек и прочих существ, отражающих культ воды. Основы этой культуры и переняли во 2-м тысячелетии чибча-муиски.
В V - III веках до н.э. имеет начало археологическая культура Тьерро-Дентро (Террадентро) в верховьях рек Каука и Магдалена, западнее Центральной Кордильеры. На 1-ю половину 1-го тыс.л. н.э. пришёлся расцвет этой культуры с центром, находящимся между современных городов Нейва и Попаян. Здесь имелось высокоразвитое земледелие, производство керамики. До наших дней сохранились шахтовые гробницы – овальные камеры с росписью по стенам и до сотни урн с прахом в каждой.

В середине 1-го тыс.л. н.э. возникли новые культуры: «Калима», «Толима», «Кимбайя».
Кимбайя – самая известная из этих культур. Её основу составил союз 6 племён, пришедших из Венесуэлы и расселившихся до среднего течения р. Каука. Они освоили металлургию и стали лучшими мастерами по золоту во всей Америке. Расцвет этой культуры был ок. 1000 г. Но довольно быстро начался закат – ок. 1100 г. и упадок. От её осталась золотая утварь и украшения, а также шахтные гробницы глубиной до 30 метров.

Племя тайроны обитало на севере Колумбии у подножия гор Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Они строили из камня дороги, мосты, плотины. Их города занимали площадь до нескольких кв. км. и имели в центре храм, а дома стояли на каменных террасах. У этого народа тоже были шахтные гробницы, а умершим они дарили золотые украшения и драгоценные камни.
Археологическая культура в бассейне р. Сину, с развитым производством керамики, металлургией золота и меди, существовала в X - XV веках.

Племя муиски, языковой семьи «чибча», в начале н.э. пришло с Карибского побережья в страну «золотого короля» (по-испански «Эль-Дорадо»), в Центральную Колумбию, в бассейн рек Богота и Согамосо, правых притоков Магдалены. Это плодороднейшее горное плато на высоте 2600 м., обладает не жарким климатом, почти безлесное, но с регулярными дождями и десятками озёр (лагун). Оно имеет размеры: 270 км. с севера на юг и 150 км. с запада на восток, площадь 15000 км2, и со всех сторон окружено хребтами Анд. Люди заселяли эти земли издавна. В начале XVI века здесь проживало до 1 млн. человек, а по плотности населения – 60 – 70 чел./км2, плато занимало 1-е место в Америке. Всего здесь существовало 42 индейских города, крупнейшим из которых был г. Богота.
Муиски создали свою цивилизацию в VI - XII веках, а к 1200 г. у них образовались первые государства.

Во главе пантеона муисков стоял бог Чибчачум, покровитель торговли, ремёсел, земледелия. Он рассердился на людей и решил наказать их потопом, но был свергнут богом Бочикой, спрятан под землю, и с тех пор держит мир на своих плечах, но иногда трясёт его, вызывая землетрясения. Также, почитаем был бог Чакен – покровитель посевов.

Чибча-муиски в XIV - XVI вв. создали на плато Богота (центр. Колумбия) несколько раннеклассовых государств, и достигли высокого уровня цивилизации, приближаясь в этом отношении к ацтекам. Значительных успехов достигли земледелие, ремёсла, торговля. Сначала образовались 9 племенных союзов – королевств «усака». Практически они состояли из населения одной долины и объединяли 80 – 120 деревень. Крестьян объединяла поземельная община – «сибин». В каждой деревне был свой вождь. Во главе государства стоял наследственный верховный вождь «сипа» или «саке». Население составляли свободные земледельцы. Они выращивали: картофель, кукурузу, киноа (злак), батат, коку, томаты, табак. Из домашних животных были только собаки. Много рабов из военнопленных, которых поставляли частые междоусобные войны.
У муисков были хорошо развиты ремёсла: ткачество, грубая керамика, добыча драгоценных камней (особенно изумрудов), плавка металлов – золота, серебра, меди. Однако, сами они золото не добывали. Зато добывали соль.
Достаточно развиты торговля и ярмарки, внешняя торговля. Муиски продавали соль, изумруды, ткани, а покупали золото. Только у этого народа в Америке были деньги – круглые золотые «техуэлос». Дорога на север к морю называлась «дорога соли». По этому же пути пришли испанцы в XVI веке.

Итак, в XVI в. существовало 9 государств чибча-муисков: Сачика, Тинхака, Чипата, Сабойя – небольшие и слабые; Гуанента, Тундама, Ирака, Тунха, Богота – более крупные и сильные.

Гуанента – объединяло 12 племён, но было тоже довольно слабым государством.
Тундама (Дуитама) – находилось на С-В.плато в бассейне р. Суарес, объединяло 11 племён, в т.ч.: чикамоча, суата, суса, серинса, тутаса, турачоке, икабеско и другие. Завоёвано испанцами в 1538 году.
Ирака (Согамосо) – находилось на востоке, объединяло 5 племенных союзов: ГомЕса, Фирафитоба, Бусбанса, Тобаса, Тока-и-Песка. В этой стране было 8 городов. Обитало много жрецов.

Тунха (Дхунсакуа) – на севере, включало 9 племенных союзов: Тута, Мотафита, Рамиргоки, Туриеке, Тибана, Тенса, Гарагоа, Семондоко, Сора. Столица – город Тунха. Первый мифический правитель (предположительно жил до XV века) – саке (царь) Унсауа.

Богота (Баката) – на юге, объединяло 18 племён, 13 больших долин с населением в сотни тысяч человек правителя называли «сипа», их родовое княжество – Чиа. В конце XV века это государство усилилось завоеваниями соседей и союзами с мелкими княжествами и королевствами.

Сипа Сагуанмачика завоевал и включил в состав своего царства два независимых княжества: Фусагасуга и Тибакуй. Но тут восстало вассальное княжество Гуатавита и запросило помощи у царства Тунха. Однако, сипа сумел быстро усмирить Гуатавиту и все силы броил против армии Тунхи. Вооружение воинов состояло из деревянных дубин, копий, пращей. Лук и стрелы индейцы знали, но на войне не использовали из принципа. Решающее сражение произошло в 1490 г. В нём приняло участие более 50 тыс.воинов с обеих сторон и потери были ужасные. Погибли и оба царя: сипа Сагуанмачика и саке Мичиа.
Следующий сипа Немекене (Кость Пумы) – 1490-1522 гг. присоединил к своему царству новые земли, но в очередной войне с Тунхой снова потерпел поражение. Его армия в 1522 г. в сражении у города Чокона встретилась с армией саке Кемуэнчаточа и была разбита. Сипа был тяжело ранен и вскоре умер.
Его племянник – новый сипа Тискесуса – 1522-1538 гг., укрепившись во власти, в середине 30-х годов готовился к новой войне с Тунхой. Но вторжение испанских конкистадоров, во главе с Хименес де Кесада, в 1537-38 гг. закончилось покорением всех индейских царств и гибелью Тискесусы.

Все правители муисков считались потомками богов: «сипа» - бога Луны, «саке» - бога Солнца и проч. У них было всё: власть, величие, роскошь, неограниченное число жён. Наследником обычно становился сын его старшей сестры, или другой родственник по завещанию. Наследник 6 лет готовился к правлению, живя в храме, в воздержании в еде и в женщинах. В княжестве Гуатавита находилось «священное» озеро муисков, где новый царь смывал с себя золотой порошок и бросал в воду драгоценности. Это было «Эль-Дорадо» испанцев. Однако, подобные обряды были и на других водоёмах.

Религия:  Солнце и Луна жили в глубине небес до появления людей. Затем, когда люди заселили землю, с востока пришёл бог Бочика – белокожий, бородатый, в плаще, украшенном деревянными крестами. Он учил добру, любви. Он стал богом воинов и правителей. Его противник – бог Чибчаку (Жезл Чибчей). Это бог горняков, мастеров, торговцев.

Жрецы «шеке» имели большое влияние. Главные храмы были в г. Богота, в областях Чиа и Ирака. Богам приносили щедрые дары и человеческие жертвы, главным образом пленных.