Москва - история градостроительной глупости

Николай Кладов
Москва это город, которому больше подходит другое название:
«вот, смотрите, так строить нельзя» и дело не только в радиальном исполнении транспортной схемы. Москва это смешение жанров. Эклектика.
«Дома понатыканы» - так сказал про нее Дмитрий Медведев.
Города, это вообще такое творение рук человеческих, которое потом исправить очень трудно.

Москва, как и многие другие города Европы, застраивалась в течении долгого исторического времени и сегодня похожа на дамочку, которая напялила на себя костюмы всех эпох. Или, точнее, на ее косметичку.


А наш столичный город устроен именно так.
Это: и музеи, и театры, и стадионы, и вокзалы, и транспортные узлы на всю страну, и рынки, и административный  центр, и спальные районы и Вузы и заводы и фабрики и храмы… а еще как в каждом городе: магазины, школы,  больницы,  метро и ЖКХ…и прочее.
В некоторых центральных районах Москвы дома построены так плотно, что нет места даже для тротуаров.
А о том, чтобы были, газоны, парки или парковки, речь уже не идет.

Представьте себе если в музей им. Пушкина придет гражданин без определенного места жительства с раскладушкой, достанет свой бутерброд, поужинает и ляжет спать в греческом зале. 
Смотрительница музея скажет ему «что вы делаете!» и упадет в обморок.

А Москва это музей в спальном райне.

Если город, как деловой и промышленный центр, начинает функционировать, то совмещать это с музеем под открытым небом не получается никак.
Или мухи или котлеты.
Начинают строить дороги, а  на  дороге «дом Балконских» и любители кладки 13-того века ложатся под бульдозер.
Построили новые дома и нужен детский садик. Единственное место занято под какие-то развалины, которые начали сносить. Прибежали из архитектуры и кричат, как на бомжа с раскладушкой музейном зале : «вы что делаете?!»
И далее идет перечисление достоинств этого исторического «новодела» - без окон и дверей
Местные жители выходят на митинг, понимая, что теперь деньги, которые нужны на детский сад, пустят на реставрацию этой исторической рухляди, чтобы водить сюда туристов. Объект замораживают. Решения нет.

Вот и хочется сказать: вы сначала определитесь: вам город для чего?
Для жителей или для туристов?

Есть и положительные примеры. Например, Бразилия. Там не только автомобили на спирту, но и градостроение устроено разумно. Культурный центр с пляжем для туристов:  Рио- де- Жанейро. Столица отдельно – город Бразилиа. Деловой центр – мегаполис Сан – Паулу.

Или Казахстан. Они не стали раздувать свою столицу, а построили новый город – Астану.
В Америке – тоже. Изначальная децентрализация пошла ей на пользу.

И эта схема разделения городов по функциям считается рациональной.

.

Сегодня иногда и у нас встает вопрос, чтобы передать столичные функции в регионы. И тут уже Москва становится похожа на строптивую обезьяну, которая запустила руку в кувшин, схватила банан и съесть его не может и  выпустить не хочет.

Сначала думают: как достать билет в Большой Театр?  А потом смотрят на сцену и думают: «а как мы будем добираться?»
А мы со стороны смотрим на них и хихикаем: там вам и надо

Наша Москва – все себе.  Головные офисы добывающих компаний зарегистрированы в  столице. Они продали нефть, накупили себе автомобилей и стоят  в пробках.
Молодцы.  Ваш город, господа,  похож на жилет Анатолия Вассермана, в котором есть все: от домкрата до пилки для ногтей и нет ничего, что было бы ценно.
Потому как ценная вещь, в ненужном месте и в ненужное время теряет свю ценность.
Возьми рояль. Если он стоит на сцене и настроен, то слушать его приятно. А если он за стенкой у соседа, который играть не умеет, но очень любит по, то
то это уже совсем другое.
А Москва это как рояль в подземном переходе. Одни говорят: убирите он нам только мешает!", а другие "что вы! что вы! Это же очень ценный инструмент!"


Москва своими  непомерными амбициями оголила все регионы.
Вчера встретил молодого человека – дизайнера, который работал здесь, хорошо зарабатывал, строил планы. Сегодня все развалилось – нет денег.
Его слова, сказанные с грустью: «надо ехать в Москву»
Ну, все в Москву! По телевизору только Москва. Регионов – нет!

Не так давно в Москву привлекали лимитчиков. Холеные москвичи на стройках работать не хотели. Сегодня потомки лимитчиков стали «офисным планктоном». Пьют кофе и тычут пальцем в клавиатуру. Менеджеры.  Все юристы и экономисты. Для работы набирают жителей из Средней Азии. Москва превращается в филиал рынка Бухары. Что будет дальше...

Москва не только для москвичей. Нам тоже  далеко не безразлично: какая она столица нашей Родины?
 Есть центральная площадь, где сегодня и пляшут и поют и даже играют в кёрлинг. Но это еще и место захоронений! Как все это можно совмещать?

Если ничего не делать, то будет только хуже. Такое количество выбросов оксидов свинца со временем превратит город в чернобыльскую зону.

Что делать?
Вообще хочется все снести, оставив немногое, и начать все заново.

Вот снесли гостиницу «Россия». Место разбомбили, а что строить решить не могут. Все понимают, что еще одно здание здесь уже не нужно. Хотят парк.
Если Москва пойдет по этому пути – будут сносить дома и возводить парки, она может стать городом, в котором можно будет жить.
А пока я не буду давать определения этому месту. Чтобы не оскорблять чувства тех, кто любит Москву - ни смотря ни на что, как иногда у нас дети любят свою непутевую мать.

Все думают, что город это дома, построенные в одном месте. Думают, что город
для того чтобы стояли дома - для архитектуры. А город - для людей. А Людям в городе нужно ЧТО? Пространство! И не просто пространство между домами, а занятое живой природой. Но правильный город это не уголки живой природы иногда встроенные среди домов. Правильный город это дома иногда встроены в живую природу.
Город отнимает у людей пространство и живую природу. Я помню, как японцев из Токио привезли в Россию и вывели на простор. Они бегали по полям и склонам, раскинув руки, как дети, обалдевшие от счастья.

Есть еще такое явление, как энергетика острых каменных углов. Накопление такой энергии в городах негативно влияет на психику людей и мы видим как города периодически вспыхивают накопленным гневом обитателей, которые начинают, казалось бы немотивированно, разрушать свою среду: бить витрины и поджигать автомобили.

Излишняя скученность людей в одном месте делает людей равнодушными. Для них
встретить человек это не радость. Москвича можно узнать по тому как он ходит по улице с каменным и бледным лицом. Ценность одной личности превращается в ничто. Как в Китае.