Старый сторож

Роман Михайлович
На берегу бердского залива жил один старик. Ну не то, что бы он там жил, он там работал сторожем. Просто он уже так долго там работал и все думали, что он там живёт в своей сторожке на берегу близ лодочной станции. Лодок было не много, ими пользовались отдыхающие, а старик днём пропускал их машины на стоянку пляжа. Утром и вечером обходил берег, проверял лодки и забор. Привычно со своим фонариком он не спеша шёл вдоль берега в сопровождении большой лохматой серой псины.
Пёс был старый и,казалось, еле волочился за стариком. Так две их фигуры стали уже привычной частью прибрежного вечернего пейзажа близ лодочной станции на бердском заливе. Неизменно старик и его пёс совершали свой сторожевой обход, по времени которого даже можно было сверять часы.
Вот уже десять – две фигуры выходят на вечерний обход, пол одиннадцатого – возвращаются со стоянки и идут к лодкам, с одиннадцати до двенадцати дежурят возле лодок. Потом оба сидят на берегу и смотрят вдаль, старик потягивает чай из парящей крышки термоса, а пёс просто сидит в полудрёме рядом. Потом вместе они также не спеша идут в сторону горящего уютным светом окна сторожки, оставляя за собой две цепочки следов на мокром прибрежном песке.
На следующий день, точно в это же, только утреннее время, старик и собака снова выходят на обход.
И так бы и шла их безмятежная привычная жизнь, если бы не местные мальчишки. Каждый раз, приезжая купаться на берег близ забора лодочной станции, они неизменно дразнили собаку старика. Пёс бы и не реагировал на шумную компанию мальчишек, если бы те, как на зло, не подъезжали так близко на своих скутерах к сетчатому забору лодочной станции. Мальчишки приезжали в то время, когда для старика и собаки наступало время на не большой отдых с приятной послеобеденной дремотой. Но тут они!
Пёс всегда заливался хриплым басом, но мальчишек это только раззадоривало. Они кричали, размахивали руками, целили в морду сабаки мячиком, который звучно отскакивал от сетчатого забора. А самые «смелые» горстями бросали в морду собаке песок через проволочные ромбы забора. Пёс стряхивал с морды песок и заливался лаем ещё больше.
Старик всегда был спокоен и молчалив, но здесь даже его терпению приходил конец, он выбегал, как мог быстрее из сторожки матюгал безалаберную ребятню на чём свет стоит. Но им хоть бы что. Они разбегались кто куда, чаще в воду, куда лезть за ними никто не собирался. Раздосадованный старик махал на ребят рукой и всё грозился оторвать им уши и передать родителям хулиганов – «Пущай потом пришивают…»
Где уж было понять глупой ребятне, что лохматый пёс, не смотря на почтенный возраст, легко мог перемахнуть через забор, к тому же, он вырос здесь у воды и со щенячьего возраста отлично плавал. Так что при желании мог легко догнать любого из них и в воде и на суше. Но о чём думал тогда серый бес породистый сторож, наша история умалчивает.
Однажды, когда ребята снова пожаловали на пляж и уже не одни, а с девушками, они устроились на не привычно далёком расстоянии от забора лодочной станции. Старик посмотрел на своего верного друга с улыбкой:
- Вишь, Дозор, взрослеют хулиганы твои. Глядишь, и не будут скоро с тобою забавляться.
Парни и девушки купались до самого вечера, даже не замечая скучающей лохматой физиономии, наблюдающей за ними из-за сетчатого забора.
Уже на закате компания разыгралась в волейбол, а пёс всё терпеливо выжидал, когда кто-то соизволит подойти к забору. И вот прямо напротив серой морды, за забором приземлился мяч. И тут же за мячом со звонким смехом подбежала девушка. Лучшего момента и придумать было нельзя, пёс, виляя хвостом, подскочил на дыбы, и передними лапами звучно приземлившись на сетку забора, залился привычным басом. Девушка, не успев подобрать мяч с песка, с криком кинулась к остальным подросткам.
Со стороны раздосадованной компании полились крики с содержанием слов не свойственных даже некоторым взрослым компаниям. А пёс, обрадованный, что на него, наконец, обратили внимание, виляя серым хвостом, залился ещё большим, почти торжествующим лаем…
- Щас я заткну эту псину тупую! –с некоторой бравадой и не поддельным раздражением выкрикнул один из парней.
- Саня, Ты куда?!
- За скутером,- бросил тот через плечо.
И уже через пару минут подкатил свой скутер к забору прямо напротив лающей собаки.
- Что ты делаешь, Саш? - спросила девушка, которой не удалось поднять мяч у самого забора.
- Сейчас увидишь,- парень поднял мяч, демонстративно глядя в глаза пса.
Потом завел мотор и вывернул ручку газа, под шум и дикий визг мотора огромные струи песка хлынули в морду лающей собаки.
Псина отпрыгивала, тщетно стряхивая песок, и принималась снова упорно лаять у самого забора. Струи песка ударяли очень больно и забивали глотку, хрипя и сопротивляясь, пёс лаял до тех пор, пока не отступил, чихая и отхаркивая песок.
Саня торжествующе заглушил мотор, и побрёл к смеющейся и ликующей компании.
В это время старика не было, он ушёл по срочным делам в посёлок. Пёс продолжал хрипеть, дышать было всё тяжелее. Он долго отлёживался на песке, пытаясь промаргаться, глаза резало и пёс ничего не видел, нос тоже был забит. Так он и лежал, прислушиваясь, но кроме слабого шума прибрежных волн ничего слышно уже не было.
Какие-то слабые крики. Знакомый голос. Это был голос старика, он становился всё громче. Пёс еле продрал глаза, резь вернулась, но приподняв морду в слабых лучах утреннего солнца, он разглядел фигуру старика на берегу. Тот стоял спиной к нему и кричал, размахивая руками. В его голосе пёс уловил что-то непривычное, даже тревожное.
Пока старик был в посёлке, подростки, убедившись в его отсутствии, окончательно осмелели и пробрались через забор. Сашка, всё ещё ведомый бравадой отцепил одну из лодок и предложил прокатиться. Вдвоём с девушкой они под одобрительный крик толпы друзей отплыли от берега.
Кода пришёл старик, ребята, как всегда разбежались, оставив своих друзей одних в лодке. В панике Сашка начал делать что-то несуразное, из-за чего лодка раскачалась и перевернулась. Девушка вынырнула сразу и поплыла к берегу, старик вбежал в воду к ней на встречу и, вскоре выволок её на берег. Но Сашки так и не было видно…
Что-то серое вдруг всплыло рядом с перевёрнутой лодкой. А затем на поверхности воды появились взмахи рук. Практически зубами за шиворот еле бултыхающегося парнишку по воде медленно, но верно тащил пёс. Ещё немного и старик уже ухватился за парня и вместе с мокрой большой псиной вытащил его на берег.
Пока старик приводил мальчишку в порядок, собака проковыляла по пляжу и грузно рухнула на песок.
Утро, пол одиннадцатого. Одинокая фигура возвращается со стоянки и идёт к лодкам, в двенадцать отдежурив у лодок, фигура неспешно идёт к берегу. Остановившись на берегу, недолго смотрит вдаль водной глади. Затем, вздохнув, старик идёт по направлению к сетчатому забору лодочной станции, где вот уже несколько часов в нерешительности чего-то терпеливо ожидает молодой человек.
- Чего пришёл?- строго спросил старик.
- Я это,- Сашка потупил взгляд,- Пёс ваш, он это… Он как?
- Дозор его зовут.
Вечер на берегу бердского залива. Вот уже десять – вечерний обход, пол одиннадцатого – сторожа возвращаются со стоянки и идут к лодкам, с одиннадцати до двенадцати дежурят возле лодок. Потом сидят на берегу и смотрят вдаль, старик и мальчишка потягивают чай, а пёс просто сидит в полудрёме рядом.
А иногда в вечерних лучах заката можно даже разглядеть, как по пляжу вдоль берега близ лодочной станции какой-то мальчишка играет в мяч с большим и старым, но резвым лохматым псом… А потом они вместе не спеша идут в сторону горящего уютным светом окна сторожки, оставляя за собой две цепочки следов на мокром прибрежном песке.