Дорога домой

Александр Курышин
Пара слов о корабляцкой жизни


Моряк живет двумя жизнями. Одна жизнь в море, другая на берегу. Эти две жизни настолько сильно различаются, что даже трудно объяснить.


На судне моряк постоянно занят. Рабочий день не лимитирован. Шоу маст го он. Судно работает 24 часа в сутки и без выходных. Простои обходятся в колоссальные суммы денег  и поэтому недопустимы. Экипажи сейчас самые минимальные, поэтому приходится вкалывать всем.  Владелец судна платит зарплату и его не волнует комфорт экипажа. Не нравится - чемодан в зубы и домой. Главное - судно должно двигаться и перевозить груз.  Нагрузка даже не столько физическая, сколько моральная. Постоянно приходится принимать трудные решения.

 В индустрии крутятся колоссальные деньги. Даже небольшой по нынешним временам контейнеровоз на 1000 контейнеров сжигает в день десятки тон топлива и перевозит тысячи тон груза на многие миллионы долларов. Поэтому малейшая ошибка стоит огромных  денег. А помочь в море некому - приходится рассчитывать только на себя. Кроме того, море любит преподносить неприятные сюрпризы в виде плохой погоды. В отличии от пассажирских, грузовые суда не имеют успокоителей качки и поэтому болтанка бывает весьма неприятна.
Зато ничто не отвлекает от работы. Быт отлажен до мелочей. Не приходится думать о питании - это забота повара. Питание, кстати, почти всегда очень даже неплохое. Жизнь размерена и предсказуема. Вахта, сон, питание, отдых - все по расписанию. Бытовые проблемы остались на берегу. От тебя требуется только одно - делать свою работу. Зарплаты по сравнению с берегом  высокие и это компенсирует тяготы и неудобства. На судне практически отсутствуют какие -либо расходы - за все платит компания, поэтому деньги спокойно накапливаются на банковском счете. 

Сильно тяготит одиночество. Счастье если попадешь в дружный экипаж, говорящий на русском, но такого почти не бывает. Скорее всего это будет полный микс из нескольких национальностей, где каждый - со своим тараканами в голове. Каждый занят своей работой. Графики вахт не совпадают. Происходит постоянная ротация - у кого-то заканчивается контракт и он летит домой,  зато приходят новые люди. Поэтому то, что ты заведешь на судне друзей - очень маловероятно. Скорее всего общение будет сугубо деловым и формальным. И свое свободное время (если оно еще найдется) приходится проводить в своей каюте наедине с ноутбуком.

Отсутствие женщин, кстати, тяготит гораздо меньше. Это дома, когда перед глазами постоянно мелькают соблазнительные округлости, мы постоянно думаем о сексе. В море отсутствуют эти внешние раздражители, поэтому и переносится  отсутствие женской ласки легче. Кроме того, постоянная занятость и усталость тоже сказывается. Конечно, если очень уж приспичило, то найти себе подружку на ночь абсолютно не проблема. Данный сервис в портовых городах очень развит. Но вы удивитесь - далеко не все моряки им пользуются.

Алкоголикам на торговом флоте не место. Даже если попадется лояльное к выпивке начальство, то как только это начнет мешать работе, тебя  однозначно спишут на берег и в дальнейшем будет очень большой проблемой найти работу.   Кроме того, многие компании вообще объявляют свои суда безалкогольной зоной и там выпивка под полным запретом. Проверить могут в любое время взяв кровь на анализ. Отказаться от алкотеста нельзя - это условие прописано в контракте. У меня несколько товарищей так потеряли работу.


Жизнь моряка на берегу абсолютно иная. Она полна хаоса и вместе с тем -  лени и скуки.

Первые дни и недели проходят в эйфории от возвращения домой. Бедные жены не вылезают из кроватей. Первый месяц по возвращению моряка из рейса всегда "медовый".

 Тебя окружают родственники и друзья. Все хотят тебя поприветствовать и выразить тебе свое почтение. Обычно это заканчивается пьянкой, причем за твой счет. Когда твой отвыкший от алкоголя мозг теряет критичность суждений, начинаются попытки занять денег. Причем всем,  ну просто позарез и именно сейчас, срочно нужна твоя финансовая помощь.  О том что еще предыдущие долги не отдали, они уже забыли.

Вскоре выясняется , что половины заработанных тобой денег уже нет. Их потратили пока ты был в рейсе. Причем все эти траты были абсолютно необходимы. Ведь ребенка надо одеть и обуть, подготовить к школе. Его надо развлекать и возить на отдых. То, что жена тоже работает - не имеет значения, так как она: во первых - мало зарабатывает, во-вторых - то, что она зарабатывает это ЕЁ деньги.

 Кроме того, пока ты пропадал в морях, жена и дети отвыкли от твоего общества. Им и без тебя было неплохо, а теперь приходится заново привыкать к этому сексуально озабоченному и грубоватому  мужику. Ты целый день дома, а жена приходит уставшая с работы и вместо привычного отдыха должна уделять тебе внимание. У ребенка тоже своя жизнь, и то, что ты согнал его с домашнего компьютера, его совсем не радует.

О своих планах на отпуск приходится забыть, так как в твое отсутствие накопилась масса "мужских" дел, и тебе приходится ими заняться. Квартира, машина и бытовая техника требуют ремонта.  Все это не делалось - ждало пока ты вернешься. Финансы начинают быстро таять.

К середине отпуска все более-менее входит в обычную колею. Родные к тебе уже привыкли, секс становится размеренным и регулярным. Большинство дел по хозяйству переделаны. На судне ты привык к постоянной занятости и если в начале отпуска безделье приносило наслаждение, то теперь  оно начинает тебя напрягать. Спасаясь от скуки ты постепенно берешь на себя все домашние заботы - убираешь квартиру, готовишь обеды, подолгу гуляешь с собакой  - жена тебе благодарна. Но все равно, свободного времени остается слишком много и его некуда девать.  Кроме того - заканчиваются деньги.
Идти работать на берегу нет смысла, через месяц-два снова в море, да и береговые зарплаты после морских тебя не привлекают. Родные начинают тебе настойчиво намекать, что пора бы уже и в рейс. Да и тебе самому уже хочется в моря. Там ты ощущал себя важным и незаменимым человеком делающим нужное людям дело. А на берегу ты, по большому счету,  никому не нужен.
 
Примерно за месяц до конца отпуска моряк начинает готовиться к рейсу. Выясняется, что пока ты отдыхал, успели принять пару новых законов и тебе надо срочно делать какой-нибудь новый международный сертификат или лицензию, без которой уйти в рейс нельзя. Для этого надо пройти курсы, которые стоят немалых денег.  Теперь ты ходишь по знакомым и просишь в долг. В конце концов ты получаешь эту бумажку, проходишь медкомиссию и готов идти работать.

Если все хорошо, то тебе даже известно на какое судно и когда планируется замена. Ты собираешь чемодан и ждешь... Но по каким-то причинам смена все откладывается и откладывается. Без копейки денег моряк вынужден, сидя на чемодане, ждать. В конце концов ты все же летишь на судно, часто не на то, что планировалось вначале.

Лететь приходится куда-нибудь в Африку, с тремя пересадками. По пути теряют твой багаж. Ты прилетаешь на судно, два дня не спавши, и у тебя всего пара часов чтобы принять дела и разобраться с этим полностью новым для тебя оборудованием. Твой коллега, перекрестив тебя,  улетает, а ты, взвалив на плечи груз новых забот, начинаешь работу.


Вы спросите меня - так что, в жизни моряка нет счастья? Ведь на судне он хочет домой, а дома в моря?

Счастье есть! - отвечу я -  имеется момент абсолютного  равновесия. Момент, когда моряк полностью удовлетворен и счастлив - это время дороги с судна домой!

  Ты бродишь по аэропорту в ожидании своего рейса. Тебя не волнуют проблемы на судне - это уже не твоя забота. Тебя ожидает длительный отпуск, который ты уже распланировал по своему вкусу. В кармане тугой бумажник. Дома ожидает желанная жена и приветливые дети. Об их недостатках ты уже забыл, в памяти - только хорошее. Ты ходишь по магазинам и покупаешь духи и шоколадки на подарки. Тебя еще не начали грузить домашними проблемами.  Можно зайти в бар и пропустить пару рюмок чего-нибудь вкусного и никто тебя не осудит. Душу наполняет ожидание праздника и радости от скорой встречи с любимыми тобой людьми. Это ли не счастье...

Бывает, что после вахты, валяешься в койке без сна
Накроет вдруг одиночество, сердце скрутит тоска
Будто свинцом наливается от вопросов дурных голова
Поступил ли я мудро когда-то -  выбрав судьбу моряка?


За относительный достаток близких сердцу людей
Вдали от них мы проводим долгие тысячи дней
В железных коробках болтаясь посредине морей
На их комфорт мы меняем годы жизни своей


Счастье, когда это ценит и понимает родня
Но часто в моряцких семьях тоже хватает вранья
Пока есть деньги в кармане - для многих ты лучший друг
Но кончились бабки - и сразу становится пусто вокруг


Зато нас встречают киты, фонтанчики в небо пуская
Зато мы на практике знаем, что у Земли нету края
Зато нам звезды друзья - ближе небо в дали от людей
Зато мы  узнали тайны, что скрывал океан-чародей


От друзей часто слышу фразу, снова, опять и опять -
"Как же это здорово - бесплатно мир повидать"
И сколько не объясняешь, не могут они понять
В эти дальние страны мы едем не отдыхать !


Тропики это здорово - когда загораешь на пляже
Но  работать в машине? - Там жарче, чем в сауне даже!
Под жгучим тропическим солнцем на палубе тоже не мёд
Двенадцать часов на вахте!   Кто не стоял -  не поймет


Почему же тогда нас так манят просторы морских дорог?
Почему покой мы меняем на тысячи бед и тревог?
Почему отдаем предпочтение не тверди, а зыбкой волне?
Почему оставляем семьи, хотя счастливы с ними вполне?


Скрипит от качки судно, привычно гудит мотор
Ответов на эти вопросы не ведаю я  до сих пор
Наш труд тяжел и опасен. И тонут порой суда
Но жизни другой, поверьте,  я не хотел никогда