Имя её - МАТЬ. Часть 5

Незабудка 2
  Ваня стал молчаливым. Замкнулся в себе. И все больше походил на отца. Мария вначале делала какие-то попытки развеселить сына, растормошить его... Но Ваня просто уходил из дома и возвращался поздно. И Мария оставила всякие попытки. Стала принимать все как есть. Только в церкви, думая о сыне, ощущала в сердце такую тоску! Словно к ее жизни подступила какая-то темная тень и нет возможности ее отогнать...
  А еще стал Ваня раздражительным. Стоит Марии заговорить о том, что ему неприятно слышать и обсуждать, он просто взрывается! Мария жила в постоянном напряжении. И старалась подстраиваться под настроение сына.

  Как-то пошла Мария в церковь, постояла на службе. А когда уходила, ее позвала соседка Антонина : "Глянь на Галку-то! - Шепнула Антонина. - Сына у ней в тюрьму посадили за разбой. А у ней ни слезинки в глазе, ни печали! Будто и сына не жаль..." Мария посмотрела на Галину и заметила в ее глазах такую боль!.. А на щеках и впрямь ни слезинки. Мария наскоро попрощалась с Антониной и догнала Галину :
  "Как поживаешь? - Спросила Мария соседку. - Тяжко тебе?..." "Тяжко, Маша... О-о-ох, как тяжко! - Простонала Галина и из ее глаз наконец-то потекли неутешные слезы. - Как жить-то теперь не знаю. Погубил свою жизнь сынок! Как людям в глаза смотреть?" Мария обняла Галину и тихо сказала : "Люди, они тебе чужие. А сын кровиночка твоя! Ох и натворил же!..  А вина и на нас, матерях. Упустили в чем-то, не так воспитали. Нам и отвечать перед Богом за чад своих неразумных. А ты молись за него! Молись!" "Молюсь, Машенька, молюсь... - Сказала Галина. - Спасибо тебе! Только ты одна и поняла мою скорбь." Женщины обнялись и разошлись, каждая в свою сторону.

  Могла ли знать Мария что и для нее настало в жизни страшное испытание и беды уже стоят у окна... Она вошла в дом, стянула с головы шаль и села на стул. Вани дома еще не было. И Мария предалась своим невеселым думкам.
  "Что же ты с нами, судьба, делаешь? - Думала Мария. - Ведь вроде правильно живем, не пьем, не блудим, людей не обижаем... А словно мачеха ты к нам сурова!"   
  Сердце Марии тяжко сжалось в груди, на миг застыло и тут же затрепетало быстро словно птаха, дыхание стало прерывистым. Мария прижала руку к груди, глубоко вздохнула, мысли тревожно метнулись : "Да что же это со мной? Что это вдруг? Никогда сердце не тревожило... Рано хвори копить, рано!" Мария неловко встала со стула и, прошагав к своей кровати, рухнула на нее! Немного полежала прислушиваясь к стуку в груди и облегченно вздохнула : "Уффф... Отпустило." Незаметно она впала в дрему.

  Проснулась Мария неожиданно от шума, соскочила с кровати и побежала в комнату сына. Ваня стоял посреди комнаты и снимал рубашку. "Ванечка, ты пришел... - Заговорила с сыном Мария. - А я тут задремала..." Мария подошла к сыну, хотела его обнять и осеклась... От Вани резко пахло спиртным и папиросами!  "Что... Что это такое? - Мария задыхалась от волнения. - Ты... Ты пьян?"  Ваня повернулся к матери и чуть запинаясь сказал : "Слушай, мать... - Он впервые в жизни назвал ее не как раньше "мама", а резко : "мать". - Завтра по-поговорим. Я спать хочу." Он отвернулся и продолжил раздеваться. "Ваня! - Крикнула Мария. - Ты пьян!"  "Мать!  - Глаза сына зло сверкнули. - Я же сказал : ЗА-А-А-ВТРА! Иди. Ну иди же!" И он решительно выставил мать за дверь.

  Мария как в забытьи прошагала в свою комнату, присела на кровать и уставилась глазами в одну точку. Так она немного посидела, потом опустила голову на подушку и тихо, жалобно заплакала.  Мысли, тяжелые мысли давили мозг, казалось сейчас голова расколется на две части.
  Ее испугала резкая перемена в сыне. Каким злым был его взгляд! Что теперь делать? Как быть? Как вести себя с сыном? Марии казалось что на нее обрушилась беда, нежданно и бесповоротно.
  Так Мария промаялась в думках до рассвета.  А когда за окном прояснилось Мария провалилась в тяжелый и глубокий сон...
  Задребезжал будильник резко и так громко, что Мария вскочила и рванулась к двери! На пороге она остановилась и сжала пальцами виски... Вздохнув глубоко она медленно направилась к двери сына.
  Осторожно толкнув дверь Мария заглянула в комнату... Там было пусто.  "Ушел. - Мысленно простонала она. - Ушел рано. Не разбудил. Она не спеша умылась, причесалась, стала машинально одеваться. Застегнув жакет на все пуговицы она села на табурет. В висках пульсировала боль от бессонной ночи и тяжелых дум. Мария еще немного посидела и вскочив с табурета заговорила вслух : "Надо к девчатам! Они помогут. Совет дадут." И Мария решительно шагнула к двери.

  Она шла как во сне. Пройдя переулок натолкнулась на Татьяну.  "Ой, тетка Маша! Что с тобой? Да на тебе лица нет..." - Татьяна удивленно разглядывала Марию.  "Танюша, я к Вере. - Едва переводя дыхание ответила Мария. - Разговор есть. Сходи за Еленой." Таня, растерянно заморгав глазами, резко развернулась и побежала к соседнему дому.
  Мария вошла в дом и кликнула : "Вер! Ты дома что ли?"  "Входи, гостья дорогая!" - Из глубины комнаты отозвалась Вера. Но взглянув на подругу воскликнула : "Что с тобой? Да на тебе лица нет! Не заболела ли часом?" Мария присела на табурет и, закрыв лицо ладонями, горько заплакала...

  В дверь вбежали запыхавшиеся Елена и Таня, и застыли на пороге. Вера подошла к плачущей подруге и стала гладить ее по голове : "Да что с тобой, Маня? Ну что стряслось? Сказывай!"
  "Ва-а-а-ня! - Прорыдала в голос Мария - Ва-а-а-ня!" Елена подбежала к Марии и затрясла ее за плечи : "Что Ваня? Что с Ваней! Да говори же! Что стряслось?" "Да не тряси ты ее! - Подскочила сердитая Татьяна. - Ты из нее так дух вытрясешь! Дай ей придти в себя!" И Таня погладив Марию по плечу ласково спросила : "Тетка Маша, милая моя, что с Ванечкой? Ну говори же!"
  Мария кое-как утерев слезы подолом простонала : "Он пьет!!! И курит!!! Вчера был такой злой... Из своей комнаты меня вытолкал!" И Мария вновь разрыдалась. В комнате наступила тяжелое молчание и только плачь Марии разрывал сердца подруг.

  Долго долго на кухне сидели подруги и обсуждали свалившеюся так нежданно на Марию беду. Татьяна возмущалась, сверкая глазами : "Да он совсем с ума сошел? Да как можно! До чего докатился!" "Тише ты, неугомонная! - Прикрикнула на нее Елена. - Тут что-то не так... Маша, а, Маша, а ты не ошиблась? Ну может с дрему-то тебе померещилось что пьяный? А?" "К...как померещилось? - Растеряно спросила Мария. - Да там весь дом водкой пропах!!! И папиросами! О-о-ох! Беда!!!" "Ох, Боже мой, Боже мой! - Запричитала в ответ Вера. - Беда, беда..." И подруги вновь скорбно притихли.
  "Да-а-а, подруга... - Сказала Елена качая головой. - Вот и сынок твой любимый, Ванечка... Тепереча он тебе как гвоздь в твоем сердце!" Мария ошарашенно посмотрела на подругу и вновь, пуще прежнего, разрыдалась!