Морохорово. Картошка глазами студента. Часть 2

Ашер Рав-Модед
Часть 2.
Трудовые дни и выходные. Неделя первая.

    На следующее утро мы чуть позамешкались и опоздали на автобус, подвозивший студентов к поселковой столовой, находившейся в километрах 3-4 от центральной площади. Пришлось возвращаться «несолоно хлебавши».  Виною был мой будильник, который я наставил, но в суете забыл завести механически.
 
    Деда был страшно недоволен нашим внезапным возвращением, но, узнав, что «мы это ненарошно», сообразил что-то, и быстро выйдя, и, также быстро возвратившись, сказал, что договорился с председателем колхоза, что тот нас подбросит до колхозной столовки. «И, больше так не делайте!» - выговорил он нам «строгач» за нарушение дисциплины. «Не, Деда, в первый и последний раз – часы-будильник не завели – потому и проспали…» - ответил Андрей Деду больше для «проформы». Через мгновение мы уже сидели в машине председателя у дома напротив, ещё через семь минут за столом в столовой – как раз успели на последнюю смену позавтракать.

    После завтрака нас опять повезли собирать несортовую картошку на то же поле. В Дедовых  сапогах работалось значительно веселее, и мы стали задавать темп трактору с прицепом, в который закидывали вёдрами «десортис». Каково же было наше удивление, когда часов в полпервого трактор остановился посреди поля, ожидая обеда, не дойдя до конца, а тракторист заснул прямо в тракторе, откинув голову назад. «Видно, норму перевыполнили»- подумали «наши», и завалились спать тут же, под деревцем, после рассказанного мною анекдота. Я не отказал себе в удовольствии попозировать Володе на фоне спящего тракториста. После обеда охота у всех к «Ударному» труду поубавилась, и все мы еле-еле дотащились до четырёх часов, когда нас всех собрали для развозки. Кормовую картошку мы собирали до конца первой недели. И всё повторялось каждый день: завтрак, поле, обед в поле, развозка…

    Чтобы как-то сменить трудовую рутину, мы, посоветовавшись с ребятами, решили устроить вечер с дискотекой в местном клубе. Для этого мы после работы зашли в оное место, находившееся рядом с главной площадью, где все собирались утром для подвозки. Заведующей клубом была Любка – молодая тогда особа и «тёртый калач» - как определил её Андрей. В распоряжении клуба имелось: магнитофон бобинный, усилитель, одна большая колонка – всё в рабочем состоянии. Но, к нашему разочарованию, предложенная нам музыка не имела ничего общего со стилем «Диско», под который танцевал весь мир в те времена. Увидев уныние на наших лицах, Любка что-то себе смекнула и сказала, что найдёт чистые бобины.
 
    -А, другая музыка у вас есть? – спросила она у нас.
    -Конечно, есть, – ответил ей Игорь. Но, собрать приличную дискотеку с 5-6-ти кассет и переписать её на бобины, было большим трудом. В городской звукозаписи это стоило бы рублей 25-30 по тем временам (по прейскуранту + надбавка за «долбатню»). Но, мы были люди негордые, и согласились в оплату взять две чистые и новые кассеты импортного производства «SONY». Договорившись с Любкой, мы незамедлительно взялись за дело: сходили по домам за своими кассетами и вернулись в клуб для дальнейшей работы.

    По дороге я, смеясь, спросил у Андрея:
    -Интересно, из какого места Любка собирается «достать» кассеты?
    -Скорее всего, обманет…
    -Да, я тоже так думаю.
     А, потом, добавил:
    -Если бы был кабель с нужной распайкой, то можно было бы прямо с Игорева магнитофона музыку пускать, через усилитель – на колонку. И с Любкой не связываться. Но, мы хотим на музыку наложить голоса DJ-ев, чтоб серьёзней было…

    Два вечера ушло на то, чтобы записать две бобины. Но, мы старались «в поте лица» и приложили все усилия.

     В субботу вечером объявили дискотеку. Была вся наша группа, включая нашего руководителя - Альбертыча. Альбертыч преподавал высшую математику в нашем институте. Это был молодой парень, лет 26, высокого роста, холостой и сговорчивый.

    Вначале Любка включила свои сельские бобины. Все расселись по стульям, стоявшим по периметру зала, и стали осматриваться. Были только студенты. Никто и не думал танцевать. Тогда мы «наехали» на Любку, чтобы та поставила записанные накануне бобины. Та, после некоторого колебания, выполнила нашу просьбу. Зал оживился. Люди стали выходить на середину, образовывая круг. Круг становился всё больше и больше, и скоро все отдались отдыху в стиле Диско.  Тут было всё: самые популярные шлягеры 80-90-ых годов, Микс-Макс,  DJ, медленные танцы и гашение света на 10-20 секунд…
 
    Были и гости. Внезапно, в зал вошёл какой-то сельский паренёк и стал озираться по сторонам. Мы замахали ему руками и закричали, чтобы он присоединялся к нам. Но, он, перебросившись несколькими словами с Любкой, стоявшей на аппаратуре у входа, так же внезапно прошмыгнул обратно, в дверь. Я в это время показывал какие-то народные танцы, которым меня научили ещё во 2-ом классе в районном дворце культуры, а Игорь «ломал» «хэви металл».
 
    Когда музыка закончилась, все стали расходиться по домам. Мы хорошо отдохнули и не ждали никаких сюрпризов. Зато сюрпризы ждали нас, вернее Игоря. Кучка из 5-6 деревенских парней стояли в тени и не давали Игорю пройти. Назревала потасовка, типичная и для городских дискотек. Студенты всё ещё выходили из зала, и я попросил нескольких задержаться, мол, нужна «подписка» для численности, но те не хотели ввязываться и просто проходили мимо. Всё же осталось ещё 3 человека, самых щупленьких, из городских. Теперь нас было пятеро. Можно было начинать переговоры. Я спросил первым:
    -Что за шум? Из-за чего весь сыр-бор?
    Изрядно подпитый, и, поэтому, едва стоявший на ногах, парень ответил:
    -Нам нужен этот маленький – он больше всех выё…вался, а остальные могут идти.
    -Тогда тебе нужно сначала разобраться со мной, - как можно спокойней сказал я этому пьяному «облому», как я его про себя окрестил.
    -Это почему-то? – спросил он.
    -Потому, что он – мой друг, - ответил я на повышенных тонах и стал мысленно готовиться к бою.

    В городе я немного занимался У-Шу, но это было исключительно в лечебных целях. Не практиковался на слабых, а для серьёзных целей у меня была сделанная мною «палка-выручалка». Это был мягкий «инструмент», которым, набрав обороты, можно было действовать наподобие мягких нун-чак. Подобно милицейской дубинке, наносились болевые удары, и ничего не ломалось. На память оставались только синяки. Я, конечно, пожалел, что не взял её в колхоз, но, с другой стороны, это было уже «холодное оружие», которым не владела вторая сторона. Хотя понять, чем они владели, было невозможно. Я с сожалением подумал, что, наверное, придётся сломать кому-то руку-ногу, и даже пожалел «облома», который так нарывался. Физически я уже размялся на дискотеке, теперь я концентрировал энергию для обороны. Мы стояли под фонарным столбом, а наши оппоненты – на границе тени. Я подумал, что было бы эффектно «вырубить» «облома» энергетическим ударом по одной из главных чакр… Но, тут, случилось что-то непредсказуемое: может, вид у меня был больно грозный, а может «облом» протрезвел, но он вдруг сказал абсолютно чётко:
     -Тебя мы трогать не будем, - а потом, после некоторой паузы, добавил – а, фонарик можешь показать?
    Я достал Дедав фонарик и протянул его «сельским»:
    -На, посмотри! – и заявил во всеуслышание – Инцидент исчерпан!
 
    Один из них подошёл ко мне, взял фонарик, и быстро вернулся в тень к остальным. В тени прошлось заметное оживление. «Трофей» переходил из рук в руки то, включаясь, то меняя свет на красный и зелёный.

    -Гарный фонарик! – услышали мы, и свет его погас в последний раз. – Мы пошли…
    -Завтра утром принесёте фонарь завхозу! – хватило у меня наглости смело прокричать им вслед. Но, «сельские» сделали вид, что не слышат, и уже пошли неосвещёнными дворами в сторону от клуба.
    -Это всё! Дедав фонарик «накрылся», - сказал я, с благодарностью пожимая руки Володе, Паше и Жене, за то, что «подписались»…

    …Я, однажды, уже был в подобной ситуации. Классе в 9-ом средней школы у меня был друг. Как то зимним вечером мы зашли с ним в хлебный магазин «Солнечный» - перекусить и попить сока. На входе ко мне подошёл незнакомец моложе меня года на два и попросил дать мелочи, сколько есть, на пиво. Что-то было бандитское в одежде незнакомца, но «на пиво» дать я отказался, сказав, что мне самому надо «на соки». Спокойно перекусив коржиками, и запив их соками, мы вышли из тёплого магазина на мороз. Было уже темно, но яркое городское освещение позволило мне чётко рассмотреть 4-х подростков слева от магазина и милицейскую машину в 30-ти метрах на перекрёстке. Друг мой стоял с хулиганами и спокойно разговаривал. «Ты – классный пацан, тебя мы не тронем, а друга твоего поучим – за грубость», -услышал я. Меня оттащили за телефонную будку в нескольких метрах от дверей магазина, и «молодой» стал наносить мне удары по лицу с особой злостью. После третьего удара из моего носа полилась кровь. «Молодой» бандит стукнул ещё пару раз, но я прикрыл лицо руками и упал на снег. Вся шайка быстро зашагала прочь. Остались мы вдвоём с другом, который только восклицал: «Ах, негодяи!»…

    Я не берусь судить, что должен был сделать мой друг. Наверное, не просто стоять со злодеями и спокойно разговаривать. Да, это и не важно – Бог ему судья. Важно то, как я поступил в подобной ситуации, наученный горьким опытом… Здесь, думаю, будет уместно процитировать: «И, возлюби ближнего своего, как самого себя!»

    Но, я отвлёкся. Вернёмся к нашим баранам. Минут через 5-10, убедившись, что вокруг никого нет, мы стали расходиться по хатам. Предупредив товарищей, чтоб были осторожными в дороге, я с Андреем быстро пошёл «да дома, да хаты». Там, всё рассказал Деду – тот только горько вздохнул о фонарике и сказал, что «хорошо, что сами целыми остались».

    Следующий день была Суббота – нерабочий день. После завтрака мы с Игорем задержались на центральной площади – решили побродить. Когда автобус отъехал, мы пошли в Южном (как мы сориентировались на местности) направлении. Буквально через минуту нам на глаза попался местный мальчишка лет десяти на вид с самодельными нун-чаками в руках. Он помахивал ими весьма непрофессионально, но я решил пресечь на корню это ношение холодного оружия. В шедших в городских видеосалонах боевиках я немало насмотрелся, что можно такими «натворить». Я остановился и подозвал малолетку. Я был поражён, что в такой глуши имеет хождение такая профессиональная вещь, даже воскликнул вслух: «Ничего себе!» Когда мальчишка подошёл с большой опаской и недоверием, я начал издалека:
    -Ты хоть знаешь, что у тебя в руках?
    -Ну не, не знаю…
    -Дай посмотреть, не бойся, я покажу тебе.

    Я взял в руки самопальный инструмент, чтобы получше рассмотреть и иметь представление о степени владения данным оружием в данной местности. Нун-чаки представляли собой две палки по 35-40см под конус (похоже, ножки от какой-то старой мебели), в тонкой части соединённые верёвкой посредством гвоздей.  Я попробовал их на себе: такими «штуками» можно было натворить много беды.
 
    -Сделано неправильно – верёвка короткая, - сказал я критически и стал набирать скорость вращения. Когда нун-чаки перестали слушаться (из-за короткой верёвки, конечно), я нанёс удар по… стоявшему у дороги камню. Одна палка, по которой пришёлся удар, в щепки разлетелась. Вторую, целую, я отдал законному владельцу со словами:
    -Я же говорил, что сделано неправильно, подрастёшь – научишься,- сказал я, протягивая руку для рукопожатия. – Приятно было познакомиться.

    Мальчишка, насупившись, немного испуганный, немного улыбаясь, медленно побрёл прочь, рассматривая свои «неправильные» нун-чаки.

    Мы прошлись до конца улицы. Почти в самом конце, у предпоследнего дома, какой-то наш сельский ровесник возился с мопедом. Из дома вышел Сергей и поприветствовал нас. Мы все склонились над мопедом. Игорь знал в мототехнике толк и дал полезный совет по ремонту, который я не понял (я болел, когда в школе проходили двигатель внутреннего сгорания).

    Времени было около 11 часов утра, делать было нечего, и мы с Игорем, оставив Сергея дома, пошли навестить рыжего Женю, жившего с Игорем в другом направлении. По дороге решили махнуть «автостопом» до райцентра. Женя хандрил и ехать с нами отказался. Мы попросили его поставить в известность Альбертыча, если к 16часам не вернёмся. Игорь переоделся и взял кошелёк. Потом зашли ко мне за тем же. Андрей сказал, что тоже останется: «Что я там забыл?!» - кинул он нам со своей неотразимой улыбкой.

    До Житковичей добрались минут за 40 на попутном грузовике, нас даже не остановила милиция на въезде, за то, что сидели втроём на двух сидениях.

    На центральной площади, куда мы приехали, нам сразу бросилась в глаза статуя Ленина – это было уже не Морохорово - и теле-радио-центр с антенной. Но, мы решили сначала зайти в местный исполком по делам: хотели показать им тест нитратов, которым я пользовался. Начали спрашивать прохожих, помня поговорку «Язык до Киева доведёт»:
    -Где тут у вас исполком?
    -Не знаю, где-то рядом…
    -Скажите, пожалуйста, где тут у вас расположен исполком?
    -…
    Мы находились возле пневматического тира, на той же площади. Решили зайти и спросить. Заодно и пострелять из ружей и пневматических пистолетов по 3 копейки за выстрел. Я купил пулек на 50копеек, Игорь сделал то же. Из городских ружей я выбивал по 47 из 50 возможных в стрельбе с руки по мишени. Здесь, то ли я «окосел» окончательно после недели в деревне, то ли ружья были непристрелянные, но и половины из указанного числа я не выбил. Стрельнул и из пневмопистолета несколько раз, но с ещё худшим результатом. Это нас только развеселило.
    -Не подскажите, где тут у вас исполком?
    -Иди на улицу, и там спрашивай! – последовал ответ от оружейника.
    -Скажите, пожалуйста, как найти исполком? – спросили мы у молодой особы, куда-то спешившей по делам.
    -Он где-то рядом…
    -А, точнее, на какой улице?
    -Какой улице? Улица как-то на Ла…
    -Октября?
    -А, вот: на Карла Маркса!
    -Большое спасибо!

    Найти исполком на улице Карла Маркса оказалось проще простого. Он представлял собой казарменного вида здание, сбитое из фанеры. Найдя нужный отдел, мы зашли в кабинет. За столом сидел функционер, не обративший на нас никакого внимания.
    -Здравствуйте! Это отдел …? Мы правильно попали?
    -По какому вы вопросу пришли?
    -По вопросу проверки овощей на нитраты.
    -И, как вы их хотите проверять?
    -А, у нас есть тест для проверки, - я продемонстрировал свой тест.
    -И, где вы его взяли?
    -Я купил его в Минске год назад. Тут написано, что выпускает его Академия Наук БССР. Свяжитесь с ними, может быть, они вам вышлют…

    Вид у функционера был такой, как будто я ему только-что сказал: «Слетайте на планету Марс, поговорите с местным населением, может быть, они вам вышлют пробы своего грунта…»

    -Думаю, что вы не по адресу зашли – вам надо было в санэпидстанцию…
    -Ну, до свидания! Спасибо, что выслушали! – заторопились мы к выходу, чувствуя себя весьма «няёмка». Выйдя, я сказал Игорю, что чиновника-бюрократа самого надо бы сдать в санэпидстанцию, раз здоровье населения ему «по барабану».

    Времени до 16 часов ещё оставалось достаточно, и мы, вернувшись на площадь имени Ленина, пошли посидеть в местном баре, находившемся там же. Сев за столик, мы стали осматриваться. Спиной к нам за соседним столиком сидела семья из мужа, жены и, видимо, их дочери, на вид, лет 15-ти.
 
    -Э-э-х, молочного коктейля бы сейчас из «Алёнки» или Молочного Бара – за 8 копеек, - протянул я.
    -Сейчас устроим! – сказал Игорь, - Официант! Принесите нам список блюдей, то есть Меню!
    Официант возился возле семьи на противоположном столике и не обращал на нас ни малейшего внимания. Игорь не унимался:
    -Официант! Нас дедушка с бабушкой дома ждут – мы обещали к 16 часам вернуться…

    Семья изрыгнула в нашу сторону какие-то ругательства, обозвав хамами. Наконец, нам подали замусоленное Меню, пестрившее алкогольными наименованиями. Цен тоже не было. Я выбрал молочный коктейль с претенциозным названием «Наполеон», Игорь взял тоже какой-то коктейль, бросив официанту:
    -А просто газировки с сиропом за 3 копейки у вас нету?
    После 3-х часов «хождения по мукам» страшно хотелось пить.
    -Нету у нас газировки! Берите свои коктейли!
    Я первым испробовал коктейль из трубочки-«соломки».
    -Да, «Алёнкой» тут и не пахнет…
    -А, чем пахнет?
    -А, ты попробуй!
    -…?
    -По-моему, это коньяк одна звёздочка, да и то – октябрятская…
    -Нет, это - «Белый Аист», - подмигнул мне Игорь.
    -«Белый аист летит…» - затянули мы песню из репертуара «Песняров».
    -Пейте свои коктейли и проваливайте – не мешайте нам отдыхать!- услышали мы от семьи «колхозников».
    -Сейчас допьём, уже немножко осталось! – ответил им Игорь.
    -Вы, что это, молодёжь спаиваете? – «набросился» я на официанта,- Вам что, Горбачёвский «сухой закон» - не указ?!

    Официант только смотрел на нас, хлопая глазами. Мать колхозного семейства сердито бросила в нашу сторону:
    -И откуда вы только такие взялись?
    -Мы, мамаша, из Морохорова – приехали помогать убирать картошку.
    -Понятно, у нас тут таких нет!
    -А, это тоже съедобно? – обратился я к официанту, указывая на оставшиеся на дне стакана вишни…
   -Сколько с нас? Принесите, пожалуйста, чек!
   -Ого, так много за молочный коктейль?! 1рубль 13копеек ?! Да, за эти деньги можно 5литров молока в магазине купить…
    -Здесь – не магазин!
    -Вот вам 1рубль 20копеек – сдачи не надо! – вынул я деньги, намекая на «чаевые».
    -Да, это вам не Рио-де-Жанейро! – протянул Игорь, тоже расплачиваясь.

    Весь этот «цирк» в баре занял 25минут. Расплатившись, мы вышли и поспешили  ловить попутку до Морохорова. Минут 10-15 мы шли по дороге, спрашивая, то и дело, направление у встречных. Наконец, дошли до окраины города Житковичи. Стали напротив местной бани, и начали «голосовать». Из бани выходили мужики и бабы с красными от мытья лицами, растекаясь по разным направлениям. В руках у некоторых были тазики, наполненные постиранным бельём. Баня была с посыпавшейся штукатуркой и грибком. «Я не рискнул бы тут искупаться!»- сказал я Игорю: «Лучше – в проруби».

    В Морохорово мы вернулись в 15:50 – лучше и не надо – и сразу пошли по домам.  Андрюхи не было дома, и я слушал свои кассеты на магнитофоне, одолженном накануне у Игоря. Часов в полседьмого вечера Деда забеспокоился: не было Андрюхи. Я тоже заволновался – после дискотеки можно было всякого ожидать. Деда снарядил следующий фонарик, вставив в него батарейки, и мы отправились на поиски «пропажи».  Я светил под ноги, и по канавам у заборов, надеясь найти там «побитого Андрея». Не успели мы отойти на 30метров от хаты, как услышали весёлый голос Андрюхи:
    -Что вы там ищите? грибы, что-ли?
    -Не грибы, а тебя!
    -А, я здесь – тутачки я!
    -Деда тут тебя в угрозыск хотел объявить, а ты – смеёшься…
    -Хлопцы! Как хотите, а чтобы в 7 часов вечера были дома – иначе не пущу! Мы тоже за вас переживаем!
    -Да мы с ребятами в футбол играли.
    -Без освещения?
    -А, там и свет есть, и стадион.
    Мне было сомнительно, услышав слово «стадион». Я переспросил:
    -Где стадион? Здесь?!
    -Да, за школой.
    -«Заливаешь»! Но, я проверю.

    Назавтра, днём, я побывал на местном стадионе…
 <---- ПРОДОЛЖЕНИЕ - ЧАСТЬ 3 ---->
http://www.proza.ru/2014/02/08/169