1918 - 2014

Виктор Куров
На майдані коло церкви
революція іде.
— Хай чабан! — усі гукнули,—
за отамана буде.

Прощавайте, ждіте волі,—
гей, на коні, всі у путь!
Закипіло, зашуміло —
тільки прапори цвітуть…

На майдані коло церкви
постмутились матері:
та світи ж ти їм дорогу,
ясен місяць угорі!

На майдані пил спадає.
Замовкає річ…
Вечір.
Ніч.

1918


На площади возле церкви
революция идет.
- Пусть чабан! - все закричали,-
за атамана будет.

Прощайте, ждите свободы,-
эй, по коням, все в путь!
Закипело, зашумело -
только флаги цветут...

На площади возле церкви
опечалились матери:
освети ж ты им дорогу,
ясный месяц в вышине!

На майдане пыль спадает.
Замолкает речь...
Вечер.
Ночь.

1918





ПАВЛО ТЫЧИНА
(1891-1967)


Павел Григорьевич Тычина родился 27(15) января 1891 г. в селе Пески Козелецкого уезда Черниговской губернии (теперь Бобровицкого района Черниговской области). Происходил из старинного казацкого рода (его предок, по семейному преданию, был полковником в Богдана Хмельницкого). Отец будущего поэта был сельским дьяком - учителем «школы грамоты». Семья была многодетная (родилось 13, зіп'ялося на ноги 9 детей), жили впроголодь, зато красиво пели. С детства Павел обнаружил талант к музыке, рисованию и стихосложения.
В 1900-1907 гг. учился в Черниговском духовном училище (бурсе), в 1907-1913 - в Черниговской духовной семинарии. Впоследствии, учась в Киевском коммерческом институте, работал в газете «Рада». На это время пришлось его ознакомления с новейшим украинским искусством, личное знакомство с известными его представителями.
В 1913-1914 гг. работает в редакции либерального украиноязычного журнала «Свет», а после его закрытия - в Черниговском статистическом бюро. В 1916-1917 гг. - помощник хормейстера в украинском театре Г. К. Садовского. 1920 года путешествовал с капеллой К. Стеценко «Мнение» Правобережной украине от Киева до Одессы. Того же года организовал хор (с 1921 г. - капелла-студия имени М. Леонтовича), с которым выступал до 1923 года.
С 1923 по 1934 год - соредактор журнала «Красный путь» (Харьков). Входит в основанной в 1923 г. Союза пролетарских писателей «Гарт». 1926 года принял активное участие в создании ВАПЛИТЕ (Свободной Академии пролетарской литературы) во главе с Г. Волновым, куда вошли бывшие члены «Гарта». С 1929 г. - действительный член Академии наук Украинской ССР, в 1936-1939 гг. и в 1940-1943 гг. возглавляет Институт литературы АН УССР. С 1947 г. - член-корреспондент Болгарской АН, доктор филологии. 1943 - 1948 гг. - министр образования УССР. С 1953 по 1959 год - председатель Верховного Совета УССР, заместитель председателя Совета Национальностей Верховного Совета УССР, член многих обществ, комитетов, президиумов, кавалер орденов и медалей.
Лауреат Государственной премии СССР (1941), Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1962). в 1967 году получил звание Герой Социалистического Труда.
Как поэт П. Г. Тычина начинал в 1906-1910 гг. с подражания народных песен и произведений Т. Г. Шевченко. Первые печатные произведения молодого поэта появились в 1912 г. Событием огромной важности в современной украинской литературе стал выход в свет первого сборника стихов «Солнечные кларнеты» (1918), проникнутого солнечной верой в жизнь, человека, в родной обездоленный народ. Эта книга сразу поставила 27-летнего поэта рядом с первостепенными художниками современного украинского возрождения. По определению Г. Грабовича (СЕЛА), ранняя символістська система Тычины построена на слиянии традиционного, народного и неповторимого, индивидуального, на колебании между реальностью и мечтой...
Тычина рано утвердился в мысли о поэзии как синтетический вид искусства. На практике это обернулось переносом в плоскость поэзии средств смежных искусств: в «Солнечных группы кларнетов» звук подается «окрашенным», цвет - «озвученным», зрительные образы чередуются со слуховыми.
В стихах этого периода можно найти переклички с Рабиндранатом Тагором, Уолтом Вітменом, Эмилем Верхарном, однако при этом эти стихи остаются самобытными и самодостаточными. Большое влияние на П. Г. Шест произвели М. Коцюбинский (они часто встречались и общались в последний период жизни Коцюбинского в Чернигове), Максим Горький. По трагической напряженностью, эмоциональностью и философичностью творчество П. Г. Тычины сопоставляют с творчеством английского реформатора поэтического языка Томаса С. Элиота, лауреата Нобелевской премии (1948 г.)- Среди композиторов и художников ему были духовно близкими Лист, Берлиоз, Римский-Корсаков, Микалоюс Чурльоніс и Мартирос Сарьян.
В течение жизни П. Г. Тычины существовал постоянный и чрезвычайное давление на него, на его творческую активность. Импрессионизм и особый композиционный характер его произведений, начиная со сборников «Плуг» (1920) и «Ветер» (1924), все больше стирается и заменяется сначала риторическими, а дальше и абстрактными формулировками. Переломной в творчестве поэта считается сборник «Чернигов» (1931 г.), которая обозначила его переход в число «официозных» авторов. Однако творчество Павла Тычины и после этого не вписывается в прокрустово ложе простых схем: его скрытое противостояние с тоталитаризмом на этом не прекращается. Это подтверждают отдельные поэтические, литературоведческие, публицистические произведения более позднего времени: «Григорий Сковорода» (1939), «Похороны друга» (1942), «Творческая сила народа», «Прочь грязные руки от Украины» (1943) и некоторые другие.
В области поэзии, прозы, публицистики, а также в научно-критических работах Павел Тычина проявил себя одним из самых образованных советских писателей, чья эрудиция охватывала смежные с литературой виды искусства - музыку и живопись. Павел Григорьевич прекрасно играл на кларнете, и в словах улавливал особенное, музыкальное звучание. Возможно, поэтому так легко давалось ему изучения иностранных языков (он свободно владел пятнадцатью).
Умер П. Г. Тычина 16 сентября 1967 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.