Дрюня и его таланты

Сергей Лелеко
      Бронников Андрей Григорьевич – гласит единственная строчка в 660-страничном фолианте под названием «Биографический словарь сферы физической культуры и спорта Тюменского региона»  -  «первый тренер по фигурному катанию, родоначальник фигурного катания  г. Тюмень».  И…всё.  Гораздо больше заслуг в этой же книге отмечено у его ближайшего  соратника – жены Зои Васильевны, труды на ниве Тюменского спорта которой достойны отдельного рассказа.

      Должен сказать, что авторы этого большого труда в отношении этого прекрасного и разностороннего спортсмена и тренера, в народе имевшего прозвище «Дрюня» и  родившегося в нашем городе в 1919 году, очень ошиблись, и много его талантов просто не упомянули. Возможно, по незнанию.

     Факт, упомянутый выше в отношении фигурного катания, абсолютно достоверный: Андрей Бронников действительно первым начал работать с детьми как тренер,  немало вложил своего труда, умения и мастерства, в развитие этого вида спорта в послевоенное время. Это, кстати, подтверждает его известная воспитанница и выдающийся Тюменский детский тренер З.А. Барабанщикова. Пусть он и не успел вырастить выдающегося фигуриста, зато именно он был у истоков ныне очень динамично развивающегося и популярного вида спорта в Тюмени.

      Но были ещё, незамеченные авторами упомянутого выше труда, интересные странички в его спортивной и тренерской биографии. Например, конькобежного спорта.  До 1958 года, т.е. до закрытия отделения конькобежного спорта в детской спортивной школе ГорОНО, Андрей Григорьевич  занимался воспитанием молодых талантов в этом чрезвычайно популярном в те времена виде спорта. И есть, по крайней мере, одна настоящая «звезда», которую он когда-то ставил на ледовую дорожку, ставшая впоследствии не только первым мастером спорта СССР в Тюменской области, но и кандидатом в сборную страны – Тамара Масленникова. И было немало других  талантливых его воспитанников, добивавшихся серьёзных успехов не только на областном уровне.
 
      А вот следующая страничка, тоже весьма весомая: баскетбол. И снова – письменные свидетельства красноречиво сообщают о выдающихся способностях этого, по современным понятиям, просто малыша, ростом чуть больше 160 сантиметров. Но об этом – чуть ниже.

       А есть ещё свидетели спортивных талантов Бронникова футболиста и хоккеиста, невысокая фигурка которого постоянно присутствует на множестве фотоснимков хоккейных, в основном, команд города. Играл за сборную города. Когда он успевал тренировать множество спортсменов разных видов спорта и играть то за «Спартак», то за «Локомотив» в  50-е – 60-е годы, неизвестно. Зато определённо высказывается о его высочайшей технике и скорости Борис Алексеевич Мишатин: «Остановить «Дрюню» можно было только запрещённым приёмом: он буквально «просачивался» сквозь любые оборонительные построения, и по технике обводки, пожалуй, иногда  уступал только другой  Тюменской «знаменитости» -  Валентину Никитину, имевшему звонкое прозвище «Шкалик».  По скорости не уступал никому. И тут уже налицо талант хоккеиста, переходящий в мастерство конькобежца…

     Его выдающиеся способности нисколько не меньшими были и в футболе. Жаль, конечно, что в те времена никто не считал забитые голы и не фиксировал подвиги на полях тогдашних асов футбольных битв.

     А до Великой Отечественной войны Андрей Бронников  был игроком сборной по футболу и русскому хоккею Тюменского пединститута. Правда, сведений о том, был он студентом или не был, пока не найдено, но друзья-товарищи у него были хорошо известные Тюменскому болельщику  ребята: Турлаков, Логинов, Кадников, Первухин, Клевцов  и другие. Так что он, как и множество других, тоже прошёл школу «Тюменских пустырей», и успехов в футболе достиг немалых.      В старинном фотоальбоме, сохранившемся в Музее истории спорта, есть фотографии футбольной команды ТПУ (возможно, предшественницы знаменитого «Учителя»). Надпись на странице впечатляет: «Чемпионы Сибири и Дальнего востока среди юношей 1938 года»; среди молодых игроков этой команды – нападающий Андрей Бронников! И хоккей с футболом, и коньки – все эти виды спорта наш герой освоил на уровне 1 разряда ещё с довоенных времён. Тогда же был замечен в пристрастии к спортивной акробатике – виде спорта невиданном в довоенной Тюмени. Есть сведения о том, что в конце 30-х годов он учился в Свердловском техникуме физической культуры, но пока не известно, успел ли он его закончить до войны. Можно с уверенностью сказать – спортивная закалка очень помогла внешне не слишком физически мощному и рослому, но очень гибкому, выносливому и «пластичному»  парню,  пережить тяготы и лишения трудных военных лет!

      Не удалось найти сведений об участии моего героя в боях с начала Великой Отечественной войны: по данным  4-го тома «Запрещённых солдат» (авторы Р. Гольдберг и А. Петрушин)  рядовой Бронников воевал в 115 стрелковой дивизии 22 армии 2 Прибалтийского фронта. Карелия и снятие блокады Ленинграда – там был его боевой путь. Но  в февральских боях 1944 года не повезло -  «Дрюня» попал в плен, но через несколько месяцев совершил удачный побег и вышел в расположение наших войск.   Не попал  при этом в советские лагеря, не потерял здоровье, спортивную подготовку, и после проверки НКВД успешно довоевал до Победы - повезло! Можно с уверенностью сказать, что в те времена такой факт был настоящим «клеймом» на человеке…

       Он  смог после войны поступить и закончить  школу тренеров при Ленинградском институте физической культуры имени Лесгафта. Вот откуда у него тренерская «всеядность» - так учили,  и так он усвоил разнообразную спортивную науку того времени. Там же, где-то на спортивных соревнованиях, нашёл себе подругу жизни Зою, закончившую спортивный  ВУЗ. Уже вдвоём  спортивная семья прибыла в Тюмень, где оба отдали все свои силы и таланты для развития множества видов спорта. Причём, каждый сумел отличиться в нескольких видах спорта, в том числе абсолютно новых для Тюмени.

    Рассказ об этом своеобразном человеке вряд ли будет полным, если не упомянуть о его натуре, как таковой. Когда и кем именно Бронников был назван «Дрюней», доподлинно не известно, но ясно, что не с проста.  С довоенной поры этот абсолютно неугомонный выдумщик и приколист, юморист и заводила, бравшийся в спорте за всё подряд и мигом всё осваивающий, при этом обладал ещё и лидерскими качествами. Это неплохо описано в интересной книге об истории Тюменского баскетбола в ХХ веке (автор Л.Я. Поляков), где Андрей Бронников постоянно упоминается как игрок команд «Большевик», маштехникума, и долго выступает в сборной команде Тюменской области в качестве играющего тренера в послевоенные годы.  Стоит обратить внимание на текст выше – в те же годы чем он только не  занимается... одновременно!  Так вот, команда Тюмени, значительно уступавшая физическими кондициями и мастеровитостью игроков всем соперникам на Первенстве России по баскетболу группы «Б» в 1946 году и, в особенности в 1952 году, тем не менее, всегда выглядела вполне боеспособной, достойно боролась,  и была очень… весёлой и юморной. И блистал в ней – как вы думаете, кто? Конечно Бронников, обладавший совершенно особым приёмом броска в корзину – двумя руками снизу со средней и дальней дистанции.

       Некоторые  сведения имеются так же об особенностях его неуемного характера. Это был, разумеется, большой любитель дружеской кампании и нормального застолья, в ходе которого, в зависимости от принятых доз, мог начудить больше, или меньше. Например, выполнить стойку на руках – это был его коронный номер. Таким образом, он иногда являлся на стадион… на руках, двигаясь по трёхметровому забору. А в ресторане мог исполнить  для самых близких друзей стойку… на фужерах. Впрочем, все его таланты и «художества» документально не зафиксированы, и большая часть из них, я предполагаю, из глубин прошедших десятилетий уже никогда не будет известна. Кроме одного – из официальной архивной справки.  Правда не ясно пока чьей: немецкой или нашей, «родной»  НКВДшной. Там с его, разумеется, слов записано, что он – АРТИСТ! Когда прочёл это – не удивился! Ведь это действительно так и есть – артист был Бронников, настоящий артист! И этим своим «признанием» он, опять же «в прикол» какому-то писарю – немецкому или нашему – показал свою неуемную «Дрюнину» чудинку, конечно же очень смахивающую на артистизм, розыгрыш. В ситуации, как я понимаю, далеко не самой смешной. Ясно, что в тот момент никого из своих конвоиров «Дрюня» не боялся...

       Думаю, сосем не лишне узнать о человеке, который ни на кого никогда не был похож, и, своим своеобразием и разнообразными талантами  оставил немало хорошего в Тюменском спорте.