Может ли Бог создать такой камень...

Марина Беловол
Кальвин, Арминий... Богословский спор, затянувшийся на века.

Зачастую в пылу полемики предопределение и свободная воля противопоставляются друг-другу настолько, что становятся чем-то взаимоисключающим. Кальвинисты считают, что их оппоненты заражены гордыней и отказывают Богу в Его суверенных правах делать все, что Ему угодно, а арминианe говорят, что отрицая добровольное  стремление человека ко спасению, их противники представляют Бога жестоким, несправедливым и коварным, а человека - пешкой в бессмысленной игре без правил. Одни отрицают предопределение, другие - свободную волю.

А может, все наши рассуждения строятся на неправильном основании? Например, мы часто говорим, что Бог может невозможное, даже не задумываясь над тем, что существуют абсолютно невозможные вещи. Например, назвать самое большое или самое малое число.

Всем известный атеистический прикол «Может ли Бог создать такой камень, которого Сам не сможет поднять» основан на  искаженном обывательском понимании Божьего всемогущества. Бог может все, что не противоречит Его природе. Например, Он не может перестать существовать, потому что вечен и не может грешить, потому что свят.

Что мы знаем о Боге?

Прежде всего то, что Он Творец всего существующего, видимого и невидимого.

Человек создан Богом по Его образу и подобию. Невозможно создать разумное существо, не наделив его свободной волей, потому что разум предполагает самостоятельность решений. Нет свободы воли - нет разума - нет существа, созданного по образу и подобию Создателя. Мир, построенный на принуждении не может быть совершенным. А все, сотворенное Богом «хорошо весьма».

Древо познания добра и зла и все, что произошло вокруг него и под ним, с самых первых страниц книги Бытия подтверждает способность человека поступать по своей прихоти и вопреки воле Божией. Зачем же Бог посадил в Эдемском саду это злополучное дерево?  Почему Писание называет Христа - Ангцем, предназначенным прежде создания мира (1 Петра 1:19,20)? Неужели  Бог предопределил падение человека и все последующие события? Если грехопадение было неизбежно, то ловушка для наших прародителей была расставлена не змеем, а Самим Богом. Но ведь Он благ, не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1:13)!

    Зло не было обязательным следствием свободы выбора, но оно было вероятным и возможным, как побочный эффект. Люцифер мог не возгордиться. Сотворенные существа могли добровольно  избрать послушание Богу.  У человечества было два пути. В первом не было грехопадения, зла, кровопролития и смерти. Мы избрали второй - «через тернии к звездам.» Если мудрым  Создателем были заранее просчитаны все возможные варианты развития событий, это  никак не противоречит Его всезнанию. Если Сын Божий был готов пострадать и стать Спасителем человечества в том случае, если оно окажется в плену греха и смерти, это только подтверждает, что у Бога все под контролем, и что Имя Его - Любовь.
 
     Если возникновение зла это не обязательное, но возможное следствие свободы воли, а автор этой свободы - Бог, не значит ли это, что Он косвенно виновен в возникшей ситуации? Ведь это Он создал мир, в котором возникновение зла стало вероятным? Была ли у Него какая-то альтернатива? Мог ли Он создать какой-то другой мир?

     Похоже, что нет. Характерно, что  Господь не освободил Себя от ответственности за трагические  последствия  человеческого непослушания - пришел на землю, стал человеком и  в полной мере испытал на Себе, что значит страдать: был предан близким другом, оклеветан, избит, оплеван, приговорен к смерти и казнен. Христос умер и воскрес, что бы дать нам  спасение от греха и смерти, будущность и надежду. Писание проводит параллель между Христом и Адамом: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим. 5:18).  «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»(1 Тим. 2:14).” Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, что бы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» - пишет апостол Петр ( 2 Петра 3:9).“ Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жил» (Иез. 33:11).  Более того, Господь говорит пророку Иезекиилю: «когда скажу беззаконнику: «Ты смертью умрешь», а он отвратится от грехов своих и будет творить суд и правду… то он будет жив» ( Иез. 33:14). Подобное место есть и у Иеремии (18:7-10). Можно ли предположить, что Бог вопреки своему желанию взял и не предопределил кого-то ко спасению? В своем обращении к афинянам Павел сказал совершенно недвусмысленно: “ итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» ( Деяния 17:30).

      Станет ли Праведный Судия требовать покаяния от тех, кто неспособен этого сделать?

То, что события в судьбе отдельно взятого человека могут развиваться по-разному в зависимости от того, какое он примет решение, подтверждает  история Седекии, записанная в книге Иеремии 38:17,18: «Тогда Иеремия сказал Седекии: Так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя и этот город не будет сожжен огнем, и жив будешь ты и дом твой, а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев и они сожгут его огнем и ты не избежишь от рук их.» Или история Авимилеха (Бытие 20:3 -7). Разум Господа неисследим. Бог знает наперед и контролирует все варианты будущего, которые неизменно приведут к намеченной Им цели - окончательной победе над злом и полной гармонии мироздания (1 Кор. 15:20-28).

Взаимоотношение между всезнанием и правом выбора можно проиллюстрировать на примере игры в шахматы, когда один из партнеров - гроссмейстер, способный просчитать в уме все комбинации, а другой - начинающий шахматист, мыслящий на два-три хода вперед. Начинающий принимает самостоятельные решения, но гроссмейстер видит последствия каждого хода. Витязь на распутье должен выбрать одну из дорог, а вместе с ней свою судьбу.  На протяжении всего Писания Бог неоднократно ставит людей перед выбором, более того, Он часто советует: «Избери жизнь!» (Втор.30:19). Это значит, что свободная воля человека не противоречит Божиему всезнанию. То, что человек не утратил после грехопадения способность избирать добро, становится очевидным с первых глав книги Бытия. Это история Авеля, стремившегося служить Богу от чистого сердца. Писание назвает его праведным. Можно привести и другие примеры.

Основанием для доктрины о предопределении к спасению или (не)спасению служит большей частью послание Римлянам. Если читать его непредвзято (что довольно трудно сделать, так как каждый из нас уже прослушал сотни всевозможных проповедей и толкований) и не дробить на цитаты, становится ясно, что речь идет  о законе и благодати, евреях, находящихся под законом, евреях принявших Христа и уверовавших в Него же язычниках. Говорится в послании и о предопределении. Но о каком?

    ;В качестве примера предопределения Павел приводит внуков Авраама - Иакова и Исава. Бог избирает Иакова для того, чтобы произвести от него особый народ. Исав, продавший свое первородство за чечевичную похлебку, тоже получает благословение отца, но оно значительно меньше. К моменту возвращения Иакова Исав оказывается ничуть не беднее своего брата ( Быт 33:9), к тому же открытым к возобновлению братских отношений… От Исава   тоже происходит народ (идумеи). Когда в Писании говорится о Сеире, Едоме или Думе - речь идет о потомках Исава. Иов  которого Бог называет праведником наравне с Ноем и Даниилом ( Иез. 14:14),происходит от Авраама по линии Исава (Бытие 36:33). Читая Писание очень просто обнаружить местоположение таинственной земли Уц, которую куда только не относили - вплоть до Узбекистана! - это Едом ( Плач Иеремии 4:21).  Характерно, что близнецы Исав и Иаков не были похожи друг на друга ни в чем. Неужели Бог, видящий зародыш человека, знающий все о генах, хромосомах и прочих тонкостях бытия, не знал о возможных наклонностях Исава? Исав отвергнут Богом как материал для создания народа Божьего, но не больше того. В пророчестве о Думе Бог предлагает идумеям  обратиться и придти к Нему (Исайя 21:11). В Евангелии от Марка говорится об идумеях, следующих за Иисусом ( Марк. 3:8).

   Бог предузнал в Иакове праотца Израильского народа. 

          Слова « Ибо кого Он предузнал, тем Он и предопределил быть подобными образу Сына Своего… а кого предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил»  (Рим. 8:29,30) относятся к Израилю. Это становится ясным из контекста, к тому же, чуть дальше мы находим фразу: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, заветы и законоположение, богослужение и обетования.» (Рим. 9:3,4).  Обетования осуществляются во Христе. Он же - конец Закона. Поэтому, евреи, которые держатся за изжившие себя установления, остаются без благодати.  «Быть подобными образу Сына» означает пророчески представлять Христа. В истории Израиля этих пророческих образов очень много:  Отец, отдающий в жертву Сына (Авраам и Исаак), Египет, из которого Бог «воззывает Своего Сына»,  Пасха и кровь Агнца …   

Восьмая и девятая глава послания Римлянам вообще не говорит о предопределении к спасению от вечного осуждения в общепринятом кальвинистами смысле. Она говорит о предопределении Израиля являть образ Христа.
 
Если Господь ожесточил сердце фараона, это не значит, что до встречи с Моисеем царь Египта был добрым и милосердным. История исхода евреев из Египта перекликается с книгой Откровения. Это еще одна глубочайшая типология: Египет - мир, угнетающий народ Божий. Фараон - царь Египта,
сатана - князь мира. Кстати, фараон был почитаем Египтянами как бог, а это и есть вожделенная мечта врага душ человеческих ( Исайя 14:14). Будет ли помилован дьявол? Писание однозначно отвечает нам: нет ( Отк. 20:10).

« Итак, кого хочет, милует, кого хочет, ожесточает» - говорит Павел ( Рим. 9:18). О каком ожесточении идет речь? « Не хочу оставить вас братья в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле до времени…» - поясняет он далее ( Рим. 11:25). Непосредственными читателями Павла были евреи, принявшие Христа ( по мнению остальных евреев -вероотступники) и  спасенные из язычников. Слова о глине в руках горшечника - цитата из 18 главы Иеремии. И снова речь идет об Израиле.

Павел говорит о предопределении Израильского народа к особой миссии - явлению Сына Божьего - посредством пророческого откровения и  Его воплощения в физическом теле  (Рим. 3:2, 9:5).Божие предузнание - инструмент предопределения к служению. Из многочисленных детей Авраама Бог избрал тех, от кого должен был произойти Христос.  Он предузнает и предопределяет Иеремию (Иерем. 1:5), говорит Маною и его жене о предназначении еще не рожденного ими  сына ( Суд. 13:7), возвещает Захарии о предстоящем служении Иоанна Крестителя (Луки 1: 13-17). Божественное предопределение существует. Но это вовсе не значит, что оно должно распространяться на вопросы спасения души.

  Человек может как принять, так и отвергнуть Божию благодать. Кто будет веровать и крестится, спасен будет, - обещает Христос. Здесь нет никакого «но» или «если». Тот, кто призовет имя Господне, спасется. В Ветхом Завете есть очень точная иллюстрация спасения от греха и смерти. Это история о медном змее. « Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесено Сыну Человеческому» - говорит Христос Никодиму. Бог создает условия для спасения, все остальное зависит от человека.  «Кто поднимет свой взор на Христа на кресте, тот покой обретет в полноте», - поется в одном старом гимне. Здесь можно процитировать множество мест Писания, начиная с Иоанна 3:16.

К чему приводит на практике доктрина предопределения ко спасению?  К бессмысленности молитв о неверующих, бесполезности проповеди Евангелия, неуверенности в спасении,   деморализации человека, а также к ложному представлению о Боге, как о  безжалостном манипуляторе. «Бог не только предвидел падение первого человека, а в нем - гибель всего его потомства, но Он хотел этого» - писал Кальвин в своей книге «Наставление в христианской вере.» Характерно, что в этом многотомном труде, «богобоязненный автор» многократно называет своих оппонентов собаками, а их мнение наглым лаем.

     Вера действует любовью. Все, что действует иначе, называется религиозным фанатизмом. Не имеет никакого значения, какую идею отстаивает фанатик. Любые его действия будут поношением и позором для церкви.

Во всем произошедшем на нашей многострадальной планете виноват его величество человек, которому вопреки Божией воле захотелось стать Богом. Виновен так же и змей, попытавшийся поставить Бога в тупик и  заставить Его выбирать между справедливостью и любовью. Вне всякого сомнения  он и есть автор богохульного прикола о неподъемном камне. Подобные парадоксы построены на искривленной логике и ложных предпосылках. К сожалению, человеку свойственно увлекаться казуистикой. В богословии идет многовековая война цитат и интерпретаций. Но Бог один и истина одна. В Божием творении, Священном Писании и плане спасения нет несправедливости, тупиков и противоречий.





Несколько мыслей о главных действующих лицах:


Оправдывать личную жестокость Кальвина исторической необходимостью и средневековой моралью с христианской точки зрения совершенно неправомерно. Во-первых, грехи не переносятся в сферу культурной относительности, а во вторых, даже в те суровые и кровавые времена находились люди, которые поступали по-христиански и выражали свои мысли без брани и оскорблений.

В своем трактате «Объявление мнений» Арминий подверг критическому разбору учение Кальвина.  На Дортском синоде, возглавленном твердыми кальвинистами, взгляды Арминия и его последователей были осуждены, как еретические на основании Бельгийского исповедания и Гейдельбергского катехизиса. Эталоном истины служило не Писание, а учение Кальвина. Арминиане были подвергнуты гонениям. Их лишали права проповедовать, бросали в тюрьмы, казнили. Поведение кальвинистов полностью раскрыло их антихристианскую сущность: христианин не может быть гонителем - это противоречит Евангелию.
(“Его осуждали многие, он не осуждал никого» -  Гуго Гроций об Арминии).


Примечание: в качестве иллюстрации использована картина Васнецова "Витязь на распутье"