До суда. Юридическая статья

Степанов Алексей Александрович
Любой здоровый человек, желает разрешить юридический конфликт, не обращаясь в суд и правоохранительные органы. Сложно представить, что кто-то намеренно захочет ввязать себя в морально и материально изнуряющую тяжбу! Не смотря на это, такого рода конфликты разрешаются миром крайне редко. Причины? Их много, но основная – неумение общаться и слышать оппонента!

Давайте представим, Вы заключаете сделку и слышите от контрагента: «Поверьте, у нас с деньгами проблем нет!». Что это может означать? Вероятнее всего Вас пытаются обмануть. Людям свойственно активно убеждать других и, в первую очередь, самих себя в отсутствии имеющихся проблем, особенно если они значительные. Другими словами, в описанном случае следует исходить из того, что Ваш будущий «партнёр» с высокой степенью вероятности имеет проблемы именно с деньгами. Люди никогда не врут… если уметь их слышать! Обладая хорошим психологическим слухом, Вы с лёгкостью оградите себя от потенциально опасных сделок либо сумеете защитить свои интересы, потребовав, например, необходимое обеспечение по сделке (залог, поручительство и т.п.). Не приходило ли Вам в голову, что некоторые люди достойны тех долгих и мучительных судебных разбирательств, которые сами создали себе или создают прямо сейчас?!

Другой пример, когда спор уже возник. Собрались «стороны», начали по очереди излагать свою позицию и тут кто-то из них говорит фразу, которая заводит переговоры в конфликт: «Вы не понимаете …». Вроде ничего особенного не сказал, просто возразил, но на самом деле это и есть отправная точка неудачных мирных переговоров.

Подсознание сказавшего это, считает оппонентов «дураками» или слабоумными. Потому что не понимают только дураки или слабоумные. И самое главное, люди сами не отдают себе отчёт, что оскорбляют тех, с кем пришли договариваться.

Вспомните себя, когда Вы долго готовились к чему-либо, например, подготавливали сделку или проект дома. И вот Вы докладываете заказчику/директору о проделанной работе в надежде получить одобрение, но тут вам говорят: «Так не пойдет, вы не понимаете, нам не это было нужно!». Согласитесь, становится досадно! Вы ночей не спали, изучали вопрос, готовились, а Вас взяли и назвали именно «дураком», завуалировав это в социально приемлемую форму – «вы не понимаете».

Умный человек в такой ситуации сказал бы по-другому: «Я вас не понял, поясните еще раз, что вы имели в виду», или «Я, видимо, неверно объяснил, раз вам не понятно».

Таких примеров, когда люди, сами того не ведая, оскорбляют друг друга, создавая на ровном месте конфликт/юридический спор, можно привести множество. Поэтому, друзья, если Вы не обладаете специальными познаниями в области разрешения конфликтов, рекомендую либо пойти научиться это делать, либо обратиться к профессионалу. В конце концов, когда у человека болит зуб, ему не приходит в голову мысль залезть плоскогубцами себе в рот. В такой ситуации мы чётко осознаём, что необходимо обратиться к стоматологу. Так и с юридическими проблемами лучше идти к юристу!

Специалистов в области досудебного урегулирования спора и методов их альтернативного урегулирования, к сожалению, не так много. К указанным методам принято относить третейский суд, переговоры и медиацию. Все они достаточно эффективны при соблюдении одного непременного условия – стороны согласны договариваться! Если же одна из сторон или обе категорически не хотят этого делать, но я, как специалист, вижу, что для всех полезнее будет решить вопрос до суда, что тогда?

Для этих целей мною разработана другая методика. Её принципиальное отличие от вышеупомянутых состоит в том, что я стараюсь выступать не третьей авторитетной стороной в споре, а показать своему клиенту (и его оппоненту) как разрешить спор самостоятельно. Вмешиваюсь исключительно тогда, когда это уместно и целесообразно! Методика основана больше на психологии, нежели на юриспруденции. Дело в том, что конфликт, какой бы он ни был: юридический, семейный производственный, или даже внутренний, рождается, получает развитие и протекает по одним и тем же законам, а так же имеет одни и те же варианты исхода.

Обозначенные выше способы досудебного урегулирования споров малоэффективны, когда человек идет на принцип и не хочет решать вопрос мирным путём.

Уговаривать его сделать что-либо, приводя кучу веских аргументов, на мой взгляд, сродни эмоциональному насилию. Но известно, насильно мил не будешь. Что толку говорить обиженному человеку, проживающему трудную судьбу, о целесообразности выработки конструктивного решения. В таких случаях людям нужно помогать!

Поэтому в юридических конфликтах мне больше нравится использовать законы психологии и с их помощью добиваться поставленной задачи, принося пользу клиенту, без необходимости причинения вреда его оппоненту. Ведь настоящим решением конфликта можно считать лишь то, при котором нет проигравших.

Если говорить простым языком, я объясняю человеку основы механизма общения и конфликта, чтобы он сам понял, как и по какой причине возникла проблемная ситуация. Затем конфликт необходимо вывести из острой стадии. А как это сделать? Очень просто, уступить и извиниться, даже если на первый взгляд это кажется неприемлемым. На самом деле, уступать и извиняться всегда есть куда и за что! В споре нет ни правых, ни виноватых. Оба правы и оба ошиблись.

Чтобы разрешить спор достаточно, чтобы одна сторона осознала свою ошибку и уступила (насколько это возможно).

После этого, когда правовой спор теряет признаки конфликта, сторонам не составляет труда найти способы его разрешения, ибо уступки непременно становятся взаимными.

Друзья, если у Вас есть партнёры или оппоненты, с которыми Вы хотите разрешить правовой конфликт с минимальными потерями, не причиняя кому-либо вреда, обращайтесь за услугой! Помните, даже самый трудный и затянувшийся конфликт можно разрешить. Почему я говорю с уверенностью? Вспомните закон перехода количественных изменений в качественные, сформулированный ещё Ф. Энгельсом:

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.

Другими словами, если мы регулярно выполняем полезные действия (количественные изменения), то рано или поздно в результате наших многократных повторений произойдёт скачок и появится новое качество.

Это всеобщий закон природы, он действует как в живой, так и неживой природе, социальных явлениях и известных исключений не знает. Необходимы достаточные количественные изменения, чтобы старое качество превратилось в новое. И оно произойдет само собой. Конечно, можно кое-что предпринять, например, если взять рост цветка, то растение можно удобрить, прикрыть плёнкой, и превращение бутона в цветок может произойти быстрее. Но нельзя механически раскрывать бутон.

Так и в юридическом споре, насильственная попытка преждевременно решить его через суд при недостаточно накопленном количестве (полезных действий по мирному разрешению спора) приведет, конечно, к новому качеству, но это будет лишь горечь обиды и, как правило, бесполезное судебное решение, у которого не будет фактического исполнения.

Друзья, будьте терпеливы к своим партнерам по жизни и помните слова Нового Завета:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», в вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Евангелие от Матфея 7:3-5.

Контакты: http://alstep.ru/

* В статье использованы материалы книги М.Е. Литвака «Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста».