Безнадежные дела. юридическая статья

Степанов Алексей Александрович
Есть у практикующих юристов и адвокатов такой термин – бесперспективные дела. Я их называю безнадежными. Что же это за дела? Это дела, по которым, либо нельзя добиться положительного для Клиента решения, либо можно получить его формально, но без реального результата.

Например, многим знакома ситуация, когда человек, выиграв суд и получив решение о взыскании долга, идет в службу судебных приставов, те возбуждают исполнительное производство, но через некоторое время сообщают, что реально взыскать денежные средства не представляется возможным потому, что у должника отсутствует имущество и официальный доход. Что же делать в таких ситуациях? Некоторые пользуются не правовыми методами решения вопросов, другие бегут в коллекторское агентство, третьи плюют на все и разочаровываются в российской действительности. В итоге, человек остается ни с чем, а точнее с кучей судебных бумаг, которыми он разве, что может сделать ремонт в своем санузле.

Я задался вопросом, но неужели реально нельзя ничего сделать? Очевидно, что юристы и адвокаты с великой неохотой берутся за такие дела, сразу предупреждая Клиента, что на выходе он может получить, в лучшем случае, лишь судебный акт, в свою пользу. Делание формальной работы, иногда оправдывает себя в том случае, когда нужно прикрыть тыл Клиента, например в результате хищения на предприятии. Получил обвинительный приговор суда и спокойно закрыл дыру в бюджете, сняв с себя всякую ответственность. А деньги, про них получается надо забыть?! Но тогда зачем человеку вообще идти за юридической помощью ему дешевле сразу забыть, простить, не тратясь на оплату услуг.

Действительно проще забыть, но осадок, поверьте, останется. Останется, разочарование, гнев, обида и прочие негативные эмоции. Именно эти эмоции, накопленные в избыточном количестве в итоге, приводят к гипертонии, инсультам, язвам и прочим нежелательным последствиям. Не забудете, не залечит время, эта ситуация просто вытиснится в подсознательное и будет вас потихоньку разъедать изнутри, до той поры пока вы не соберетесь с силами и не начнете с ней что-то делать, делать осмысленно, полезно, конструктивно, с уважением к себе и ….. К ОППОНЕНТУ.

В ходе изучения данного вопроса я заметил, что большинство так называемых бесперспективных дел, возникает в результате конфликта между участниками правоотношений и неумении вести свои дела. Что я имею в виду? Приведу реальный пример из моей практики, для наглядности:

- Гражданин Сидоров дал деньги в долг гражданину Иванову, на развитие бизнеса, под хорошие проценты все свои сбережения, в размере 750 000 долларов США. Знакомы они были давно, вели некий совместный бизнес, но не вдавались в подробности жизни и объективного финансового состояния друг друга. В течение года Иванов исправно выплачивал проценты по займу, а потом перестал. Сослался на мировой финансовый кризис, попросил прощения и сказал: «Я от долга не отказываюсь, и как будут, отдам». Думаю, многие кредиторы слышали эту фразу. Естественно Сидоров поначалу терпеливо ждал, потом нанял адвоката и подал в суд, выиграл его, взыскав сумму в полном объеме с процентами. В ходе суда, выяснилось, что Иванов должен не только Сидорову, но и еще ряду лиц, включая крупный банк, а общая сумма задолженности огромна. Оказалось, что все имущество Иванова, его бизнес уже давно арестованы. Сидоров рвал и метал, грозился натравить на Иванова бандитов, но понимал, что как только сделает это, то сам окажется в наручниках, ибо лихие 90 – е уже прошли. Коллекторы браться за дело отказывались, говоря, что у человека нечего взять т.к. все арестовано.

Действительно, ситуация патовая, но не для меня. Я решил эту проблему. Конечно, не так, как хотел мой Клиент изначально, но приемлемо для него. Как? Расскажу.

Для начала я дал, четко понять Клиенту, что свои деньги он уже потерял и с этим надо смириться, смирится, чтобы очистить ум от лишних эмоций, мешающих делать полезные усилия. Он понял, что единственное, что он может сделать это попробовать вернуть свои деньги, но не сразу, медленно, а возможно очень долго…. И в результате, он может не получить НИЧЕГО.

Потом, я объяснил, что причина возникшего спора и потери денег не в должнике и его противоправных действиях, а в моем клиенте. В его неумении слышать, что ему на самом деле говорит оппонент. Здесь я хотел бы привести текст из книги одного из моих учителей М.Е. Литвака «Если хочешь быть счастливым».

     …..С моей точки зрения, все характеры целостны, т.е. внешние его проявления соответствуют внутреннему содержанию. Просто надо уметь расшифровывать эти поведенческие сигналы. Например, часто говорят: «двуличный человек», имея в виду несоответствие формы и содержания. Но двуличной форме полностью соответствует двуличное содержание, и человек с хорошим «психологическим слухом» всегда это уловит.
     «Верьте мне...» – значит, врет. «Я питаю к вам искреннее уважение», – здесь попахивает презрением. В самом уважении уже заложена искренность. Никогда не уговаривайте. «Уговаривать – значит насиловать». Но верно и обратное. Не позволяйте себя уговаривать. Когда я рассматриваю какой-либо товар, а в это время продавец шумно расхваливает его, я говорю, что уйду, если он сейчас же не замолчит; я сам должен убедиться в достоинствах товара. Деловому человеку не стоит жаловаться на то, что его обманули. Шопенгауэр писал, что это самый выгодный способ помещения капитала, ибо приобретается драгоценный опыт.
     Таким образом, чем больше у человека психологических знаний и навыков, тем менее противоречивыми ему представляются характеры людей, тем меньше у него разочарований, тем раньше он прерывает нежелательные для него отношения.
После этого Клиент принял решение больше не проклинать ситуацию, себя за глупость, должника за его поступок, а использовать ситуацию, как тренажер для получения полезных навыков общения.

Далее мы использовали методику того же М.Е. Литвака - «Целенаправленное моделирование эмоций».

Целенаправленное моделирование эмоций осуществляется по следующей схеме: удивление – интерес – гнев - радость.

Удивление мы вызвали тем, что меня наняли не в качестве юриста – преследователя, а юриста - помощника для Должника. Он действительно удивился. Потом с интересом выслушивал все мои конструктивные предложения в течение нескольких месяцев. Естественно, продолжая, кормить Клиента «завтраками». Но тут мы подали заявление о возбуждении исполнительного производства, и судебные приставы приехали к нему в квартиру, с целью описи имущества, наложив ограничения на выезд и прочее. Принимая во внимание, что по другим делам, приставы работали с ним лишь формально, а теперь это сказалось на членах его семьи (жена и дети), гнев у должника был неподдельный. Чего только он не обещал сделать с нами…

И теперь самое интересное. Как вызвать радость у гневающегося человека? Очень просто – согласиться с ним. Признать свою неправоту и извиниться. Что и сделал мой Клиент. Конечно, это было тяжело. Извиняться перед тем, кто лишил тебя всех накоплений серьезное испытание. Но мой Клиент выдержал, и результат не заставил себя долго ждать. Было подписано соглашение о рассрочке погашения долга. И вот уже два года, Должник выплачивает Клиенту ежемесячно от 5 до 10 тысяч долларов. Скажу больше, между ними вновь наладилось небольшое деловое сотрудничество, но уже в другой, более честной, взаимовыгодной форме.

Это удивительно, но путь добра, уважения к нарушителю нашего права, понимание причин, почему он это сделал, это единственный способ добиться положительного решения в безнадежном деле. Причем решение может оказаться ничем иным, как новым полезным опытом, с помощью которого вы заработаете денег больше, чем потеряли.

Контакты: http://alstep.ru/