Путеществие в Париж

Раиса Кореневская
«Тяжёлые телеги громыхают мимо меня по скверным мостовым, продавцы  фруктов, овощей, рыбы, цветов выкрикивают на разные лады свои товары; стекольщики, трубочисты, водовозы, старьевщики и всякие другие специалисты предлагают свои услуги - каждый своим особенным криком или напевом…» Я гляжу на
Город Париж и чихаю: А-а-апчхи! Ой, кажется  придётся сейчас убегать от экипажа… Но куда? Тротуаров нет, улочка узкая… значит бегу к дверям лавочки… в 1900 году в Париже 14 тысяч извозчиков и, все они мчатся друг за другом. А под домами  каждые две минуты от станции к станции метрополитена  движутся поезда из пяти или восьми вагонов.  Общая сеть метро составляет 75 километров…  Но мне, чтобы оказаться в другой части Парижа достаточно только перевернуть страничку в книжке, которую я держу в руках.  «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ ЕВРОПЫ
ТОМЪ  4
          П А Р И Ж Ъ

                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Книга вышла из типографии в Москве в 1914 году, вот почему я чихаю, листая её листы. Я путешествую в прошлое силой своего воображения,  и не могу поехать в Париж настоящий. Наверно, особенностью этой книжицы - то, что она попадает в руки тех, кто мечтает, но не может увидеть Париж.
Кто был тот человек, купивший её в 1914 году? Он собирался ехать в этот город и хотел к поездке предварительно подготовиться. Париж огромен и, не зная, где самые его посещаемые достопримечательности, можно потерять много времени впустую.
Я вижу этого человека, конечно, женщиной. Она читает книгу о Париже, а по Европе грохочет Первая Мировая … ехать не получается. А потом в России Революция. Всё обрушилось: привычная налаженная жизнь, муж воюет, голод двадцатых годов. Она вынесла продать книгу о Париже и её никто не купил…
Но  Книга хранила дом, в котором она была, на её листах нет следов огня.
Её читали 99 лет.  Не от глаз читающих, а от их рук оторвалась от её корешка дермантиновая обложка, но главное у неё осталось: великолепный мир Парижа начала 20 века,  который предстаёт в 49 рисунках и в экскурсиях. Б. Лопатинский  ведёт на экскурсию по архитектуре и в музеи, А. Боровой – по Латинскому кварталу. Парижский день и праздники Парижа начала века описывает Я. Глотов.
Париж! Ты поменял экипажи на автомобили, ты переодеваешь людей по своей моде, ты поёшь по-другому, чем в 1914 году, но дворцы, храмы, памятники, картины в Лувре всё те же. О том, что навечно с тобой и повествует эта книга.
  Её перестали хранить потомки той женщины, потому что у них Интернет, и они уже не раз бывали в настоящем Париже. Книгу принесли на книжный базар, барахолку по сути. Её купили, и теперь пусть она стережёт уже другой дом. В новом доме будут её читать и обязательно возьмут эту книгу с собой в новый Париж.