Модильяни. Девушка в белом. Продолжение 5

Марина Беловол
В парке было пустынно.

В синеватых сумерках по реке проплывала большая самоходная баржа, груженая углем. За ее кормой плавно расходились неспешные округлые волны.
 
Серегин вспомнил, что уже видел у Саши эту странную книгу. Страницы ее пожелтели от времени. Все репродукции были черно-белыми… Он раскрыл книгу наугад и внезапно наткнулся на странную картину, которой  раньше нигде  не видел.

- Что это? - спросил он.- Кто это? Какой мрачный сюжет…*

-  Это казнь леди Джейн,- ответила Саша. - Она была королевой Англии, но правила  очень недолго: всего девять дней… ее казнили за веру в Бога…

- Казнили за веру? - удивился Серегин. - Когда? В каком веке?

- Во время Реформации…

Реформацию вскользь проходили в школе, не то в пятом, не то в шестом классе. Что реформировали,  Серегин так и не понял.
 
- Она такая молодая, - сказал он.- Сколько ей было?

- Семнадцать,- ответила Саша.

Серегину стало больно, потому что девушка в белом, готовая опустить голову на плаху была удивительно похожа на Сашу: тот же нежный продолговатый овал лица, мягкие розовые губы… доверчивый беззащитный ребенок, приговоренный к смерти, потому что так надо… Мрачные стены, солома на каменных плитах, готовая впитать еще не пролитую кровь, равнодушный палач, опершийся на топорище  - последние мысли, последние чувства, последние удары сердца…   И все же в этой покорности судьбе не было ни обреченности, ни страха!
 
-  Странно… - сказал Серегин и закрыл книгу.

Саша задумалась. Наверное, ей самой было непросто говорить об этом.

- Понимаешь, - сказала она, - можно приспособить веру к своему образу жизни, даже сделать ее профессией… можно ограничить служение Богу исполнением обрядов… можно   придумать много правил и заставлять людей следовать им… Эта правила и обряды рано или поздно вытеснят Бога из человеческого сознания. Традиция станет дороже истины. Человек может стать предателем, инквизитором, палачом и в то же время думать, что служит Богу… Люди, казнившие леди Джейн, тоже верили в Бога… но только по-своему… Самая первая смерть в истории человечества связана с поклонением Богу… Дети Адама и Евы, Каин и Авель, принесли жертвы, но Бог не принял жертву Каина, и Каин убил своего брата…

С середины реки внезапно подул холодный ветер, пропитанный запахом тины, вода покрылась рябью.
 
- Почему Бог не принял его жертву? - спросил Серегин.

- Потому, что нельзя служить Богу по-своему,- ответила Саша. - Нельзя приносить жертвы, если в твоем сердце зло. В искаженном мире говорят одно, а делают другое: злые говорят о добре, лживые о правде, поработители о свободе, святотатцы о Боге… Неважно, какими словами прикрывается человеческая подлость, слова - это фиговые листья, нельзя принадлежать этому миру, принимать его правила и переменчивые законы - ты будешь проклят, как Каин. Нужно отречься от лжи, нужно родиться заново и жить по законам неба… Ты можешь стать жертвой, как Авель, как древние пророки, как апостолы, как леди Джейн, но тебя ожидает новая жизнь, а палача - вечное осуждение.

Она раскрыла книгу в самом  начале.

- Смотри, Сережа…

Из знакомых старинных картин, сюжеты которых были раньше загадочными и непонятными, вдруг стала складываться удивительная, прекрасная история… Запрещенная и недоступная Библия была запечатлена на полотнах великих художников. Ее невозможно было ни уничтожить, ни скрыть. Фрески Микеланжело, Гентский алтарь, Вавилонская башня, жертвоприношение Авраама, Моисей и скрижали завета, Давид и Ионафан, Есфирь, Аман и Артаксеркс… Брейгель, Рембрант, Тициан, Веласкес, Эль Греко, Рафаэль, Рогир Ван Дер Вейден… Чтобы стереть память о Боге, нужно было  уничтожить искусство. Распятый Христос простирал руки к грешному миру со створок средневековых алтарей, с прославленных полотен эпохи Возрождения…

  Это было так красиво, так просто и понятно, что хотелось стряхнуть с себя шелуху материализма, дарвинизма и обществоведения и  обнять колени Небесного Отца, словно блудный сын на полотне Рембранта…

- Саша, я никогда не слышал ничего подобного,- сказал Серегин.- Я просто в отчаяние приходил от того, что не знал, что мне делать, как жить дальше… Я думал, что из всей окружающей нас тупости нет никакого выхода. Как ты узнала о Боге? Как ты смогла понять и прочувствовать все это? Где ты жила? Где ты училась? Неужели в том же городе, что и я? Неужели в такой же школе, как моя?
 
В парке стемнело. На левом берегу загорелись огни. Сквозь облака проглядывли редкие звезды. Темная громада железнодорожного моста отпечаталась в небе  острыми углами металлоконструкций.
 
- Пойдем, - сказал Серегин.

Они поднялись по пустынной аллее. Пахло акацией. Двери рюмочной были открыты настежь. Окутанные табачным дымом  биллиардисты ходили вокруг стола, сгибаясь над зеленым сукном, и на улице были слышны их возгласы, смешанные со стуком шаров.

Знакомые  кривые улочки и проходные дворы привели их к училищу. Свежевыбеленный забор светился призрачным серебром. От него все еще пахло известью.


  Попрощавшись с Сашей, Серегин зашел в свою комнату и включил свет. На его кровати поверх казенного байкового одеяла лежал Вова Горилов.

- Ты бы хоть ботинки снял, - сказал Сережа.

Вова задрал ноги на никелированное быльце и задумчиво произнес:

- Вот смотрю я на тебя,Серегин, и думаю: в кого ты такой дурной уродился?

Сергей не ответил.

- Ты хотя бы понимаешь, что творишь? - продолжал Вова.- Ты же пропадешь! Пропадешь, как Модильяни… Не доживешь до светлого будущего,  умрешь в чахотке. Труженники полей тебя не вдохновляют, рабочий класс тоже. Кто же тебя кормить-то станет? Кому ты такой нужен? Будешь картинки рисовать и под кровать складывать?

- Тебе-то что?

- Мне? - переспросил Вова. - Мне ничего. Я о Сашке думаю. Что ты можешь дать такой девушке кроме носков для штопки?

- Ты о себе подумай, - отрезал Серегин.- Желательно, на трезвую голову.
Вова ухмыльнулся. Глаза у него были мутные от биомицина.

- Яду тебе что ли подсыпать, Моцарт недоделанный?- неожиданно произнес он.
 

Серегин спал беспокойно. Сны, как отрывочные воспоминания, сменяли друг-друга, откуда-то из глубины сознания возникла полутемная комната и чей-то тихий до боли знакомый голос: "…Отче наш, сущий на небесах…" "Какие странные слова…" - подумал Серегин. Над его лицом склонились ангелы  и комната превратилась в церковь. У сияющего алтаря стояли жених и невеста с золотистыми свечами в руках, им было не больше двадцати лет.  Серегин внезапно узнал в женихе натурщика Герасимова. Герасимов был  бледен и взволнован - белая накрахмаленная рубашка, белый галстук, завязанный мягким узлом, белая роза в петлице… " Бога нет, не было и не будет!" - брызгая слюной закричал лектор-атеист, и гогочущая толпа ворвавшаяся в храм стала неистово крушить все вокруг, расшвыривать иконы, топтать ногами свечи.  Церковные стены обрушились,  и Серегин увидел, как Герасимов и Наталья Ивановна плывут по темному небу, как  жених и невеста на картине Шагала… " Бежим! У нас нет времени! - сказала внезапно появившаяся Саша.- Нам нужно спастись!"  Они побежали сквозь редеющую мглу  и вдруг, отровавшись от земли, взмыли в небо… Серегин не знал, что он может летать! С замирающим от восторга сердцем он поднял голову вверх, к источнику тепла и света:  прямо над ними парил огромный золотой город. По обеим сторонам  кристально-чистой, прозрачной реки шелестели деревья, огромные молочно-белые и золотисто-розовые цветы распускались среди глянцевых листьев, осыпались, кружа в воздухе лепестками, и тут же превращались в плоды… Тысячи людей в сияющих белых одеждах смотрели на Сашу и Сергея и  приветственно махали руками ! " Что это? Что это?" - восторженно повторял Серегин и чей-то голос прозвучал торжественно и проникновенно : " Это скиния Бога с человеками!"

 
На первой ленте рисовали Герасимова.

- Рисунок - это основа основ,- монотонно поучал Иван Макарович, прохаживаясь за спинами рисующих.-  Без рисунка нет и не может быть ничего. Крепкий рисунок - это залог успеха и в живописи, и в композиции… В первую очередь это относится к вам, Воскресенская! Ваши фигуры не стоят, ваши плоскости не лежат! Вы совершенно не чувствуете формы! Прошу обратить внимание на то, что пренебрежение пластической анатомией и линейной перспективой неизбежно приводит к отходу от  социалистического реализма! Социалистический реализм - это единственно верная форма самовыражения, товарищи!  Нам не по пути с аморфным, бесформенным и бессмысленным абстракционизмом!  Абстракционизм - это хулиганство и безобразие!
 
Вова сидел в углу и наклонившись над урной  точил шестой карандаш. Лицо у него было зверское.

- Горилов, приступайте к работе! - проскрипел Иван Макарович.

- Не могу, - угрюмо ответил Вова, не поднимая головы. - Вы мне мешаете. Не даете сосредоточиться.

Иван Макарович поперхнулся и умолк.

Окно в мастерской было плотно зашторено, чтобы не смешивать дневной и искусственный свет. Вид дремлющего Герасимова навевал сонную одурь. Серегин механически штриховал фон. Вова наточил карандаши и принялся  грызть ногти.

- Иван Макарович! А Горилов опять не работает! - заверещала Зиночка.

Вова метнул в нее злобный взгляд и поднялся на ноги. Зиночка съежилась и съехала под мольберт.

- Горилов! -  с опаской выдохнул Иван Макарович. - Я вам удивляюсь!
 
  - Нет, это я вам удивляюсь! - с нарастающей агрессией  возразил Вова.- Может, я абстракционист? Может, я плюю на  дурацкий рисунок и на  тупую композицию! По какому праву вы называете меня аморфным и бесформенным?!
 
Иван Макарович схватился за голову.

- Горилов, опомнитесь! Если вы плохо себя чувствуете, не надо приходить на занятия ! Но говорить такие вещи!.. Такие вещи..! Не ожидал от вас, Горилов! От кого угодно,- при этом тусклый взгляд Ивана Макаровича непроизвольно остановился на символисте Серегине,- но только не от вас !

- Что я, хуже других, что ли?  - внезапно опешил Горилов.

- Вы сын самого… - простонал Иван Макарович .- Ваша мама - ответственный партий…

- Что-о-о?! - заорал Вова. - Какой еще папа?! Какая мама, мать вашу…?!!
 
          Дальше слов не было.  Из его перекошенного рта вырвался дикий звериный рев, в воздухе просвистела огромная синяя табуретка, посыпались стекла, с грохотом рухнул карниз, Герасимов свалился с подиума, опрокидывая рефлекторы и мольберты.

Братья Орловы повисли на Вове, как шавки на раненом медведе.

-  Гады! - орал Вова, отчаянно вырываясь. - Убью!

- Кошмар! - пробормотала Лариса, закатывая глаза.
 
К концу урока порядок был кое-как восстановлен. Усмиренного Вову увели в общежитие, окно зашторили, Герасимова поставили в прежнюю позу. Старик перепуганно хлопал глазами, сжимая длинный шест, на который опирался, и бормотал что-то невнятное о своей дружбе с Репиным.

- Пов-в-торяю еще раз, -  заикаясь бормотал Иван Макарович, - Прочный грамотный рисунок - это скелет произв-ведения, его фундамент и опора. Что бы быть сов-ветским художником, нужно овладеть рисунком! Ов-владеть рисунком, это значит уметь рисовать, товарищи. Уметь рисовать - это грамотно строить и компонов-вать! Это изучать натуру!

 

Перед живописью Серегин  вспомнил, что у него нет разбавителя.Побираться он не любил.  Пришлось бежать в общежитие.

- Не ходил бы ты наверх, Сереженька, - сразу же предупредила  баба Глаша.- Вовка-аспид не в себе. Смотри, чтоб он тебя не прибил.

Взлетев по лестнице, Серегин на мгновение остановился перед закрытой дверью, решая не прислушаться ли к мудрому совету сочувствующих, но в комнате было тихо. Серегин глубоко вдохнул, как перед прыжком в воду и распахнул дверь.

Горилов сидел на полу, прислонившись спиной к стене. В руках у него  была слегка недопитая бутылка "Биомицина"*.

- Амадео, - сказал Вова взглянув на Серегина заметно покрасневшими глазами,- мне грустно пить одному.

- Тогда не пей, - предложил Серегин.

Горилов криво усмехнулся:

- Издеваешься?
 
Серегин вытащил из-под кровати ящик с красками и стал рыться в нем в поисках  пинена.

- Тебе остановиться пора,- сказал он Горилову. - Скоро белочки заскачут.

- Белочки? - засмеялся Вова.- Зайчики? Котики? Нет, Амадео, у меня галлюники посерьезней… Представляешь: голова моя машет ушами, как крыльями птица… ей на шее-ноге … удержаться … ну, просто невмочь!… Черный человек на кровать ко мне садится… Черный,- прикидываешь? Абсолютно черный!**
 
- Это, наверное, Патрис Лумумба, -  предположил Серегин.

- Дурак! - отозвался Вова. - Ты что, Есенина не читал?

- Нет, - ответил Серегин.- Я книжек не читаю.  Я рисую картинки и складываю их под кровать.

- Настоящий непризнанный художник должен пить, - заметил Вова.- Или хотя бы напиваться периодически. Модильяни ты или не Модильяни?

В руках у Серегина был желанный разбавитель. Надо было уходить.

- Так  будешь пить или нет? - не отставал Горилов.

- Я не пью,- ответил Серегин.

Это была серьезная тактическая ошибка.

- Ну да! - отозвался Вова, свирепея с каждым словом  все больше и больше.- Понятно! Тебе пить нельзя! Как ты к Сашеньке полезешь с пьяной мордой?! Она этого не любит: "Поручик Ржевский?.. Что это с вами, милостивый государь? Ах, вы пьяны?.. Боже мой, какая гадость!.."

Вова  нервно приложился к бутылке.
 
Серегин почувствовал, что в предупреждении бабы Глаши было много здравого смысла.

- Оставь Воскресенскую в покое, - сказал он.

Горилов мотнул головой из стороны а сторону. Его темные волосы взлетели над смуглым лбом и снова упали на лицо.

- Это моя девушка, Серегин. - сказал он.- Не отступлюсь я. Понял?


 
- Ну, чего там? - поинтересовалась баба Глаша.- Оклемался окаянный? Алкоголик он, Сереженька. Его лечить надо. А родителям, прости Господи, все некогда… занятые люди.

 

Серегин пересек двор и хотел было с привычной легкостью взбежать по лестнице, но сердце неожиданно дернулось и  защемило. У него перехватило дыхание. "Этого только не хватало", - подумал он, хватаясь за перила. Сердце сжималось все сильнее и сильнее. Подниматься по лестнице было трудно и страшно, но еще страшнее было сдаться. " Все это ерунда, - думал он, преодолевая ступени, - Ничего серьезного. Издержки роста."
 
В мастерской  никто не работал.  Серегин зашел за ширму, где обычно раздевался и вешал свои лохмотья старик Герасимов и бессильно опустился на табуретку.

- Что с тобой? - взволновано спросила внезапно появившаяся перед ним Воскресенская. - Что у тебя болит? Сердце?

- Откуда ты знаешь? - удивился он.

- У тебя губы посинели.

- Я только что с Гориловым разговаривал, - сказал Серегин.- Ты что, встречалась с ним, Саша?..
 
Она молча кивнула головой.

-Я никогда не видел вас вместе…

Она была смущена и взволнована.

- Это было всего лишь несколько раз… до его отъезда в Сочи. Мы гуляли в парке. Он был очень добрым ко мне, очень внимательным, стихи читал… много стихов… наизусть… но мне все время казалось, что с ним что-то не так… Он странный, Сережа…

В это время дверь мастерской бесшумно отворилась и на пороге вырос Илья Ефимович. Все оцепенели.

- Та -ак, - зловеще отметил директор.- Не работаем.

Из-за его плеча незаметно выскользнула Зиночка и молча усевшись у своего этюдника принялась как ни в чем не бывало месить охру и краплак.

- А где это Воскресенская с Серегиным? - сурово спросил директор.

Все облегченно вздохнули.

- За ширмой,- смущаясь сообщила Лариса Образцова и пунцово покраснела. В тот же момент братья Орловы с треском оттащили в сторону фанерный щит, обнажив его изнаночную сторону с огромным портретом Ивана Макаровича в виде облезлой тощей крысы с лейкопластырем на хвосте и сопроводительной надписью "Ваня Кизяк". Портрет был выполнен маслом и слегка пожух, но сохранил свежесть и непосредственность грузинского примитива, присущую всем настенным произведениям Укусидзе.
 
- Та-ак, - удовлетворенно произнес Илья Ефимович, обозревая Серегина и Воскресенскую,- чем это вы тут занимаетесь? Серегин, встань!

Серегин поднялся, но сердце снова задергалось и комната поплыла куда-то в сторону…  Длинная рука рука директора с пальцами - щупальцами вцепилась в его плечо.

- Что здесь происходит?!- шипел рассвирепевший Репкин.
 
- Они Богу молятся! - хихикнули братья Орловы.

- Устроили тут молельню!- возмущенно поддакнула Лариса.

- Какой позор! Какой позор! - бормотал, разводя руками, появившийся неизвестно откуда Иван Макарович.- Стоит только на минуточку отлучиться…

- Я вижу урок не пошел тебе в прок!- цедил сквозь зубы Илья Ефимович. Красный от гнева, он  тряс свою жертву за плечи. Голова ненавистного сопляка болталась из стороны в сторону.
 
Сквозь кровавую пелену Серегин видел, как вокруг него скакали и дергались, оскалив зубы какие-то безобразные рожи.Репкин, Иван Макарович, Лариса, Орловы, Укусидзе, словно гнусные твари, сошедшие с холстов Иеронима Босха, плевались слюной и изрыгали ругательства и хулу на Бога.

- Что это с вами? Зачем вы так…- прошептал он пересохшими губами. Страшная, небывалая боль пронзила все тело.

- Пустите его! - донесся откуда-то издалека отчаянный возглас Саши, и все смолкло.
 


… Тишина была долгой, в ней медленно тонули чувства и  воспоминания. Над Серегиным сгущались сумерки… И вдруг все вокруг наполнилась шелестом волн и криком чаек! Он лежал на песке, на морском берегу Сальвадора Дали****… Рыбаки брели по колено в воде, негромко перекликаясь между собой… Грузно врезались в пребрежное дно тяжелые деревянные лодки, а с неба, далекого неба, где уже загорелись первые звезды, смотрел на землю распятый Христос. Серегин видел то, чего не видел сам Дали:  лицо полное любви и сострадания,  глаза, полные слез!.. Хрустальная слеза, словно дождевая капля упала с неба и покатилась по щеке Серегина… Он вздрогнул и очнулся на заляпаном краской полу Дн-ского художественного училища. Живой, с соленым привкусом сашиных слез на онемевших губах.
      
- Припадочный какой-то! - отзвалась откуда-то сбоку Лариса Образцова.




* "Биомицин" - украинское крепленное вино "Бiле мiцне"
** Вольный пересказ первых строк поэмы Есенина "Черный человек".
*** Картина Поля Деляроша "Казнь леди Джейн Грей."
**** Серегин попадает в картину Сальвадора Дали "Христос Св. Иоанна Креста".


                Рисунок автора

                (Продолжение следует)