Как я не провёл лето

Сергей Лавров 2
Мои дочери и сыновья еще не могут этого всего осознать, почувствовать и передать словами (и слава богу) и написать сочинение на тему:
«Как я не провёл лето».

…А лето ожидалось хорошее. Планировалось, мечталось, строились планы…
Подросла и уже сушилась-морозилась впрок ранне-майская, самая полезная крапива, запас природных витаминов. Зелень радовала сочным цветом, аромат цветущих садов и гул пчел пробуждал землю.
Весна. Заботы и работа в своем доме радовали после долгой зимы и были  не в тягость.

… Случилось несчастье, беда, горе. Назвать это даже великим могучим русским языком не сразу удается. Тяжело. Непросто. Не хватает слов и эпитетов.
 Сгорел дом.
По злому умыслу ли? По аномальной жаре и сухости ли?
Объяснений нет, да и нужны ли они? Не осталось ничего…
А жизнь продолжается.
Жить надо.

Вот есть же у вас воспоминания детства, школы, юности? Воспомонания вашей жизни в фотографиях, письмах, игрушках, рисунках, пинетках и погремушках? Какой-нибудь детский дневник с сокровенными мыслями или стихами, любимая книга сказок или томик Пушкина с засушенным цветком, словом такая дорогая сердцу, как оказывается, но уже не нужная мелочь?
Не всегда мы об этом задумываемся, не всегда сразу и вспомним, а иногда наткнувшись невзначай, думаем, а не выбросить ли это «добро»? Потом опять успешно забываем, задвигаем в уголок глубины души, но не навсегда, в подсознании это всегда остаётся с нами. Ведь так? Такова наша загадочная русская душа. Поэтому и полны наши балконы, чердаки, гаражи коробками, узлами, корзинками, ящичками.
Жизнь продолжается…
Этого всего уже нет. Как нет надежды на беззаботное, веселое и ласковое лето, нет надежды на будущее обучение, на сытую обутую зиму. На накопленные какие – то запасы и добро. Ничего нет. И становится страшно до понятия: «Врагу не пожелаешь».
Никому и никогда!

 Которую уже ночь не дают уснуть соловьи. Нет, конечно я сначала радовался их трелям. Лежа с голыми стенами, не заделанными окнами, без потолка и не доделанной крышей слушать их коленца было интересно. Без этого тишина гнетуще давила, горбила своей тяжестью спину, сжимало сердце. Через неделю это пение «под  ухом» уже привычно будило среди ночи, не давало долго уснуть, теребило мысли.
Незнаю, как находят соловьи дорогу домой, но «мой» из ближайшего куста, все не пел. Заливались из своих кустов соседние соловьи. Пели свою свадебную песню, призывая на разные лады своих подруг в готовое гнездо. А мой дом-куст всё молчал.
Но вот наконец – то в одну из ночей запел и мой соловей. Он ли, его сын ли, так долго искал дорогу к дому? Запах гари ли не давал ему приблизится?
Ладно, всё хорошо, вот и он уже дома. Не курский конечно, прославленный трелями – коленцами соловей, но старательный, голосистый, звонкий. Свой. Уже дома, надеюсь с соловьихой и, в будущем, с детками – птенцами. Дома!

А у меня  что – то не видать конца и края. Ни денег, ни сил, ни нервов не хватает. Стройка дело хлопотное и тяжёлое, а стройка на пепелище ещё и  многократно затратная. И в силах физических, и в силах душевных.
Сон – еда в полевых условиях. Работа, хлопоты с детьми.
Жить надо.

Почему я взялся за это сочинение? Просто не успеваю чего – то дать своим детям, пропускаю что – то важное, забывая в суете дней и стройки о чём то главном. Пропускаю в заботе, чтобы не приняли близко к сердцу боль и горе огромной потери. Что бы не очерствели. Чтобы не пропало у них совсем уж детство, лето, беззаботность и радость к жизни.
Надеюсь, это сочинение даст им возможность понять других, быть добрее и терпимее.
Даст повод оглянуться вокруг, и поможет задуматься. Без боли и суеты. Без обиды и истерики. Пусть не сразу, позже.
Надеюсь, даст понять, какое это чудо уметь читать и писать, уметь передавать и складывать в сочинение свои мысли и чувства, умение делиться этим с другими. Уметь сопереживать.

В этом году младшие сыновья – двойняшки первого сентября готовятся стать первоклассниками.
И мечталось в том году всей семьей, раз в жизни, всем  вместе съездить на море. Пока дети не выросли и не «разлетелись» по свету. Пока семья вся в сборе.
Жизнь  продолжается.
Надо жить.

 (…На следующий год старшая дочь вышла замуж. Всем вместе на море съездить уже вряд – ли получится).