Украденное лицо

Майкл Кригер
…У меня нет проблем.
Я – часть проблемы…
Дэниел Киз

Я проснулся от того, как острые ледяные когти пробирались по моему естеству, впиваясь глубоко в самые недра личностного дна. Они беспощадно жалили, не переставая нагло внедряться в мою сущность, в мое безликое и одинокое существование. Мерзкий, злорадный, пронырливый холод плясал по телу, словно радуясь такой легкой и беспомощной жертве. Ленивое сознание принялось медленно вылезать из сонного вакуума, небрежно оставляя там свою беззаботность, свой тихий, непоколебимый, безмятежный покой.
Внезапный шум мгновенно выдернул меня из сонного состояния. Резко открыв глаза, беспомощно рассматривая тьму, я стал прислушиваться к посторонним звукам, что осмелились меня разбудить. На некоторое время абсолютная тишина поглотила пространство, и казалось, что уже ничто не может ее нарушить, но странный шум снова проник в мою комнату, едва доносясь из-за закрытой двери. Сердце забилось быстрее, разносясь ударами по всем темным уголкам моего организма, глаза невольно забегали, пытаясь разрезать всеобъемлющую темень. С каждой секундой я все отчетливее слышал посторонние звуки, которые напоминали резкие удары по человеческому телу. Затем страшный, пронзительный, женский крик рванул по пространству своей неистовой энергией так, что возникло ощущение, будто бы стены дома разом вздрогнули в один момент. Этот крик беспощадно пронзил меня насквозь так, что стальные тяжелые когти пробежались по телу еще быстрее, вонзаясь все глубже. Я резко повернул голову к источнику крика и увидел, что сквозь щели закрытой двери едва пробивается свет. И теперь это уж точно означало, что я не один в собственной квартире…
В неистовом страхе, в непреодолимом смятении я принялся как можно тише искать то, что может меня защитить. Наконец наткнувшись на небольшую металлическую статуэтку, мгновенно схватил ее обеими руками и крепко прижал к себе. Шум в квартире не утихал. Я стоял прямо перед дверью, сквозь которую все так же просачивался свет. Мое несчастное тело, во всю охваченное жутким ознобом, изо всех сил сжималось невероятно сильно, под этим натиском я сгибался всем своим естеством, не осмеливаясь ступить и шагу. Я и предположить не мог, кто или что находится за дверью, за пределами моей комнаты, какая сила внедрилась в мою собственность. В голове вырисовывались страшные мертвецы, жуткие  призраки, злые и недовольные, метающиеся по моему дому, желающие вытеснить из собственной квартиры. И тем не менее, несмотря на неистовый страх, на неимоверный испуг, который диким назойливым воем вонзался клыками в голову, я все-таки сделал несколько шагов к двери, дрожащей ладонью дернул за ручку и аккуратно потянул дверь на себя…
Поток света обрушился на мои веки, в один миг сделав их тяжелыми и уставшими. Я ладонью защищался от этих непривычных лучей, все же пытаясь рассмотреть, что происходит вокруг. Глаза быстро привыкали к свету, поэтому прямо предо мной постепенно вырисовывалась четкая картина. Спиной ко мне стоял какой-то мужчина. В руке его был нож, которым он как раз пытался замахнуться. Прямо у его ног лежала окровавленная женщина. Она смотрела на мужчину неимоверно жалостным и обессиленным взглядом так, что даже самый жестокий человек сжалился бы над ней. Но вопрос мой состоял совершенно в другом – как эти люди оказались здесь, почему они устроили разборки именно в моем доме, да еще и посреди ночи?
В этот момент женщина заметила меня. Казалось, на мгновение она совершенно забыла о происходящем, ведь лицо ее сделалось таким, будто прямо пред собой увидела призрак. Она глазела на меня такими огромными, испуганными глазами, словно это я ворвался в ее квартиру! Видимо, мужчина заметил перемену на ее лице, поэтому его голова принялась медленно и осторожно поворачиваться ко мне. И когда мы встретились глазами, внутри меня проскользнул такой могильный холод, такой ржавый, чудовищный привкус необъяснимой запредельности, такой едкий, рваный, чужой, леденящий душу страх, что это было просто невозможно вынести! Ведь предо мной стоял не просто мужчина, предо мной был Я! Абсолютно такой же человек, с такими же чертами лица, таким же ростом, волосами, осанкой… Мои глаза метались по углам, испуганно рассматривая чуть ли не собственное отражение. И как ни странно, но у моего дубликата был такой же растерянный вид, словно он также был удивлен, что встретил своего двойника.
Эта жуткая немая сцена, объятая полным непониманием и неверием, совершенным противоречием и диким безумием, длилась до тех пор, пока я не начал пятиться назад. Вскочив в комнату, быстро закрылся на замок, приставил к двери первый попавшийся стул и схватил мобильный телефон. После этого забился в самый отдаленный угол комнаты, крепко сжимая в одной руке телефон, а в другой – все ту же металлическую статуэтку. Дрожащими пальцами я набрал номер правоохранительных органов и какой-то несвязной речью со сбившимся дыханием пытался объяснять, что происходит у меня в квартире, дополняя при этом мнимые детали и умоляя приехать как можно быстрее…
А затем наступило самое страшное, самое долгое, невыносимое ожидание, которое только может быть. Всем своим дрожащим естеством я вжимался в угол комнаты, не сводя глаз с закрытой двери. Я пытался дышать так тихо, дабы прислушиваться к каждому малейшему шороху. Но это беспомощное пространство наполнилось такой неистовой тишиной, столь густой и тяжелой, столь мерзкой и мрачной, что от этого становилось еще страшнее. Из-за двери не доносилось ни единого звука, казалось, все вымерло в этой проклятой квартире, да и не только, будто бы весь мир куда-то пропал, отдалился от меня. Я стал узником своих необузданных страхов, необъяснимых явлений, которые происходили со мной. Я притаился в том одиноком углу с ощущением, будто бы только что соприкоснулся с чем-то запредельным, странным и загадочным, будто бы какая-то параллельная реальность достучалась к моей голове – и эта «реальность» имела мой облик, мое лицо, мое тело… А между тем, время тянулось, как тянется бесконечная река в бездне небытия, в долгом, ненасытном скитании, в слепой, непроглядной, безудержной тьме…
Звонок в дверь раздался на весь этот мертвый мир, словно гром, в одно мгновенье разодрав тишину на части и разбросав ее по немым закоулкам. После этого настырные звонки чередовались вместе с громкими ударами в дверь с требованием открыть. Но я все так же сидел на месте, не осмеливаясь и двинуться, боясь подойти к двери и снова столкнуться с самим собой. Вскоре входную дверь взломали и проникли в квартиру. Быстрые тяжелые шаги заметались по моему дому, но я продолжал не двигаться. Через некоторое время дверь моей комнаты также вынесли, после чего несколько человек в форме вломились в мое пространство. Увидев меня, они совершенно остолбенели и даже удивились. Видимо, на моем лице было что-то такое, что не поддавалось объяснению…
 - Вы вызывали милицию? – наконец, один из них спросил.
 - Д-да, - с трудом ответил я, заикаясь.
 - Что у вас произошло? – грубо раздался вопрос.
 - Ко мне в квартиру проникли какие-то люди, - я пытался как-то целесообразно объяснить. – Мужчина избил женщину…
 - В квартире никого нет, кроме вас!
 - Что?
 - Вы слышите меня? Вы один в этой квартире! Больше здесь никого нет!

Вечером я пришел с работы совершенно не в духе – уставший после бессонной ночи, с ужасным настроением, расстроенными нервами. И явно не повезло бы тому, кто бы в тот момент попался под мою руку. Но такой человек все-таки нашелся, как это обычно и бывает. Это была моя бывшая жена. Она позвонила как раз тогда, когда я уже ложился спать. Ей, понимаете ли, захотелось срочно приехать и забрать некие вещи. Мы разошлись не так давно, поэтому время от времени она все еще приезжала ко мне на квартиру, дабы прихватить что-то необходимое.
Когда она приехала, не вымолвила ни слова, просто гордо зашла, будто это до сих пор был ее дом. Вещи собирала долго, поэтому пару раз мне пришлось ее поторопить, напомнив, что уже почти ночь, а я очень устал после работы. И уже когда она собиралась покинуть квартиру, набив огромную сумку абсолютно ненужным и лишним барахлом, я все-таки решился задать ей тот самый вопрос, который страшно меня мучил уже долгое время.
 - У тебя уже есть кто-то?
После этих слов у меня что-то неприятно запекло внутри, словно какой-то червь наконец-то проснулся во мне и только сейчас принялся грызть. Этот вопрос я задал ей прямо в спину – она уже стояла пред дверью, собираясь уйти. И по той паузе, которая возникла между нами огромной бездонной пропастью, я все понял, последующий ответ был явно лишним.
 - Да, есть, - она повернула ко мне голову и я увидел, что в глазах ее нет никакого сожаления, никакого стыда, она просто нагло и беспардонно ставила меня перед фактом: - Давно уже есть… Он был даже до того, как мы с тобой расстались…
Эти мерзкие, грязные, липкие слова ударили по мне, как по открытой мишени, как по беззащитному животному, загнанному в клетку. Внутри все завыло и зарыдало, разрывая в клочья всю мою сущность, выбивая наружу всю затаившуюся ревность, проклятое чувство собственности. Все это дошло до предела, я вскипел, моя голова вспыхнула, как порох от малейшей искры. И вот тогда я уже не мог себя сдерживать, я просто не дал ей выйти из квартиры. Нанося беспощадные удары, один за другим, резко и сильно, я был вне себя, в каком-то помутнении, помешательстве, в безумной, рваной, дикой неистовости. Перед глазами все плыло и разламывалось в смешанных кадрах, в серых тонах. И она принимала эти удары практически без звука, захлебываясь кровью, едва постанывая от боли.
Завизжала она лишь в тот момент, когда я достал нож. Я не собирался убивать, просто хотел увидеть в ее глазах хотя бы малейшее раскаяние, хоть бы отблеск покаяния или сожаления. Но ничего подобного так и не уловил – лишь только мутный и неясный страх обитал в ее глазах, в ее жалкой, обманчивой, притворной, мелкой, женской сущности. И в одно мгновенье она почему-то перевела свой взгляд на посторонний объект. После этого глаза ее увеличились до самого предела, только тогда неистовый ужас закричал на дне глаз, абсолютно беспомощно сжавшись в углу неимоверного страха. Я осторожно повернул голову назад, уже чувствуя, что за моей спиной кто-то есть. Но не мог поверить тому, что увидел. Прямо у двери комнаты стоял человек со статуэткой в руках. Он дрожал всем телом, глядя то на меня, то на бывшую жену. Я не мог никак понять, каким образом этот мужчина проник в мою квартиру. Более того, вид у него был такой, будто он только что проснулся. Но постепенно вглядываясь в его лицо, я начал узнавать этого человека. Этим человеком был Я!..

 - Что с ним? – где-то недалеко от меня раздался встревоженный женский голос.
 - Очень редкое заболевание, - спокойно произнес мужчина. – Диссоциативное расстройство идентичности. Иными словами, расщепление личности.
 - Это как? – снова раздался женский голос.
 - Это сложно… - вздохнул мужчина. – И даже очень. Внутри него обитают несколько существ, абсолютно посторонних личностей, с которыми даже он практически никак не связан. У каждой из этих личностей своя отдельная жизнь. Своя биография, предпочтения, вкусы, взгляды на мир… Хм… Даже почерк у них разный…
 - И сколько внутри него таких вот сущностей?
 - Пока выяснить не удалось. А вообще бывает по-разному – в истории мировой психиатрии и до сотни доходило. И каждый из этих существ может войти в его мозг в самый любой момент, этот процесс неконтролируемый. Когда одна сущность входит в него, другая будто бы засыпает, а иначе говоря, уходит в подсознание.
 - Ну, а кто же он сейчас? Кто сейчас контролирует его мозг?
 - Пока неясно, сейчас он спит. Вот проснется – тогда узнаем. Пару дней назад он рассказывал мне, как проснулся от странного шума у себя в квартире, после чего ему пришлось вызывать милицию. А еще через некоторое время поведал, как чуть ли не до смерти избил свою жену… И говорил он все это от имени совершенно разных людей…
 - А вследствие чего эти сущности возникли?
 - Зачастую причиной становятся тяжелые детские травмы, связанные с разными формами насилия по отношению к ребенку. Вот именно тогда этот самый ребенок включает психологическую защиту – он представляет, будто бы все это происходит не с ним, а с каким-то другим человеком. Затем эти самые «человеки» начинают разрастаться внутри индивидуума и чувствовать себя вполне уверенно, время от времени поочередно включаясь в его мозг. Некоторые люди даже до конца своих дней не подозревают, что у них внутри живет несколько сущностей и что каждый из них поочередно управляет им, только вот владелец этих сущностей ничего не знает об этом и даже не помнит… Можете себе представить?
 - Честно говоря, не очень…
 - Понимаю. В нашем современном мире люди так боятся копаться в себе, уходить вглубь, что просто убегают от самих себя, тем же предоставляя свое нутро таким вот паразитам. Современный человек предпочитает избегать рефлексии, глубокого самоанализа, самосознания, в конце концов. Он убегает туда, где толпа, где есть подобные ему индивиды, ведь там он не чувствует себя одиноким. Хотя одиночество совершенно не зависит от наличия или отсутствия людей вокруг. Просто человеку скучно с самим собой, он сам себе неинтересен, он пуст, словно резонирующий сосуд, так как просто ничем себя не наполняет. Человеку нравится идентифицировать себя с другими, быть таким же, как и все. Таким образом, он предоставляет свое внутреннее «Я» безликой толпе, которая сама его и наполняет… - доктор на мгновенье замолчал, а затем продолжил: - Но вот чем особенно интересен мой пациент! Дело в том, что некоторые личности, живущие внутри него, знают о существовании друг друга! Мало того, они даже видят друг друга, вот что интересно!
 - То есть? Как это?
 - Ну вот в той самой истории, когда он проснулся от странного шума, он становится свидетелем насилия – муж избивает жену. И в этом самом муже он почему-то видит себя! Затем он рассказывает мне все ту же историю, но уже от имени мужа! И в тот момент он также встречает себя – человека, который только что проснулся! Это просто феноменально! А самое главное, точнее, самое сложное – это определить, в конце концов, кто же наш пациент на самом деле!..
 - Смотрите, он, кажется, просыпается…

Неужели они говорили обо мне? Неужели это я больной психопат, в котором живет толпа людей? Но как такое может быть? Как я их мог впустить в себя? И кто же я есть вообще? Кто-то из своих сущностей? Или что-то совершенно отдельное? А кто я сейчас, в данный момент? Кто контролирует мой мозг – мое подлинное Я или кто-то из тех самых посторонних личностей? Или, может, я умер вообще? Разве может в реальности существовать такой человек? Существую ли я на самом деле? Кто это мне может сказать?!
Все эти бездонные вопросы толкались в моей голове абсолютно беспомощно и бессмысленно. Я находился в какой-то пустоте, словно потерявшийся сам в себе. Я не понимал, что происходит вокруг, кто я есть на самом деле и существую ли вообще. С неимоверным усилием пытаясь открыть глаза, я жаждал только одного – поскорее узнать, где нахожусь и что же со мной произошло. Веки с огромным трудом поддавались мне, они были тяжелые, как камни Сизифа, которые то закатывались, то сваливались обратно…
Но вот наконец маленькие яркие линии принялись разрезать глаза, проникая в мое бессознательное естество. И чем больше становились эти линии, тем более невыносимо было смотреть сквозь них. Предо мной начали вырисовываться какие-то силуэты, сначала едва заметные, но вскоре принимающие определенные очертания. Лицо какого-то мужчины в белом халате мелькало предо мной. Через некоторое время я понял, что это и есть тот самый доктор. И я уже готов был задать ему те самые вопросы, которые так яростно клубились в моей голове, желающие поскорей вырваться наружу. Но когда черты доктора наконец-то четко выстроились пред моими глазами, я понял, что никакие вопросы не смогу ему задать. Ведь у доктора было тоже МОЕ ЛИЦО… 

Киев, январь 2014 г.