Толерантность и политкорректность

Станислав Бук
Снег выпал на подмороженную землю, ветки деревьев тоже обледенели. И, хотя небольшие морозы для наших российских птиц, одевшихся к зиме в пуховички, пока сносные, с прокормом возникли первые проблемы, особенно для птичек молоденьких, не имеющих опыта зимовки. 
С первым снегом паникуют молоденькие синички. В такие дни они облепляют мой балкон, залезают, как мыши во все уголки, а в пакетах продалбливают дырочки. Если кормушка пуста, некоторые представители этого любознательного племени, уцепившись коготками за краешек подоконника, заглядывают в комнату: эй, вы там, вы что себе думаете, пора нас кормить!
Засидевшись ночью в Интернете, я планирую утром поспать подольше. Но не тут-то было: прикормленный дятел долбит по чему попало, лишь бы громче. Я выхожу на балкон с сигаретой. Пока курю, дятел, сначала умчавшийся на вершину липы, подлетает и устраивается на ветке поближе, так, чтобы я мог им полюбоваться.
Но я продолжаю курить. Тогда дятел теряет терпение, срывается с ветки и пролетает круг, проносясь в метре от меня.
Конечно, он будет вознаграждён. Я ухожу в комнату и возвращаюсь с булкой. Кусочек бросаю вниз. Зазевавшийся дятел пикирует за ним, но не успевает заметить, куда упало лакомство, и молча возвращается на дерево. За вторым кусочком он успевает и всегда благодарит резким криком.
Кусочек булки, хоть взятый из кормушки, хоть из снега, дятел относит в расщелину на стволе липы и уже там спокойно обедает.

Постоянными гостями на моей кормушке бывают дятлы, сойки, синицы и вот уже третий год – чёрный дрозд.
Самый неконфликтный, расчётливый  и осторожный народ – вороны. Если на кормушке даже одна синица – ворона ждёт внизу. Синицы неаккуратны и своими «вентиляторами» обязательно сбросят что-нибудь вниз.

Собравшись выйти на перекур, я выжидаю, если на кормушке сидит гость. При этом я замечаю: дятлы и сойки прогоняют синиц без вариантов. Если на кормушке дятел, - сойка, пристроившись на другом конце перил балкона, терпеливо ждёт своей очереди. И если на кормушке сойка, дятел ждёт очереди на ветке липы.
Чёрный дрозд летит к кормушке и может питаться вместе с синицами. Такой момент я показываю не снимке. Родственные души, что ли?
За несколько лет наблюдений, я ни разу не видел, чтобы дрозд, дятел, ворона и сойка конфликтовали друг с другом, по крайней мере здесь, у зимней кормушки. Тут у них полная толерантность, политкорректность и мирное сосуществование.
Но на природе, на весенней лесной тропинке несколько дроздов с такой яростью преследовали ворону, что та нашла прибежище у моей ноги. Но там – защита своего гнезда и потомства, там – тропа войны. Впрочем, то совсем другая песня.

*     *     *     *     *

Фото автора.
Чёрный дрозд и синица.
Мирные переговоры за круглым столом.