Сказочное разводилово

Залесская Тамара
                В Стране Дураков – за свои же деньги! –
                побывали практически все взрослые
                (дети ещё не все успели)...



     Трудно сказать, что именно заставляет меня идти на презентации, где меня будут уговаривать купить то, что мне совершенно не нужно: дорогую косметику, очень дорогие витамины, баснословно дорогую посуду и немыслимо дорогие одеяла.

     Однако надо подумать и понять, что здесь является решающим фактором и стоит ли мне впредь выслушивать заученные наизусть легенды о моём неизбежном счастье, которое наступит сразу же, как только я соглашусь расстаться со своими кровными рублями и получу волшебные вещи.

     Немалую, к тому же отрицательную роль здесь играет обычное женское любопытство. Не я одна попадаюсь на удочку распространителей, обещающих необыкновенный товар, продающийся исключительно у них и больше нигде. Но я, по крайней мере, трачу всего лишь драгоценное время, а кто-то – ещё и деньги, покупая то, что им впаривают продавцы.

     Сразу уйти от очередной сладкоголосой девушки или доброжелательной дамы, раздающей листовки, мне не позволяет вежливость. Всё-таки люди стараются, произносят красивые речи. Это их работа, в конце концов, а нам долго внушали, что всякий труд почётен (если задуматься, это вовсе не так, но не будем отвлекаться).

     Заполнить анкету лотереи, которую проводит представляемая собеседницей фирма, вроде бы не трудно – труднее избежать уговоров.

     Отказаться прийти на презентацию, когда тебе звонят и убедительно-настойчиво приглашают, называя по имени-отчеству и поздравляя с тем, что я выиграла в их лотерее (я почему-то всегда выигрываю!), не то чтобы невежливо, но как-то неловко.

     Кроме того, эти очень похожие друг на друга мероприятия дают мне как литератору достоверный материал для моих сочинений, в том числе и для этого фельетона.

     Вот, вроде бы, и все причины, по которым я уже много раз слушала «сказки для взрослых». Но, накопив некоторое количество информации и впечатлений, я решила, что этого мне вполне достаточно. Есть и другие способы провести время с пользой для себя и будущего читателя.

     А от сладкоголосых девушек надо уходить сразу, немедленно, так же,  как и от цыганок, предлагающих погадать. Вспомните, какая участь постигла довольно неглупого Колобка, который ушёл от дедушки, от бабушки, от зайца, от волка, от медведя, но не смог устоять перед лестью хитрой лисы.

     К слову, у цыганок на вооружении имеется около 150 способов гипноза – эту цифру я как-то услышала в телепередаче (доктор Сайков, а вам слабо?). Девушки и дамочки, продающие всякую всячину, может, и не так могущественны, но тоже кое-что умеют.

     «А напоследок я скажу…» Вот именно, теперь я хочу сказать всё, что думаю по поводу последней презентации, на которой я побывала. Не зря же я ездила с двумя пересадками в такую даль!



     Всё началось с того, что в красивейшем торговом центре Минска «Столица» одна скромная, приятная во всех отношениях девушка предложила мне заполнить анкету. Взглянув на цветной бланк, я поняла, что девушка отнюдь не социолог, и вежливо объяснила, что не могу и не хочу становиться покупателем их фирмы.

     Попробуйте угадать, что она ответила! Правильно: что от меня ничего не требуется, зато я могу выиграть у них подарок. «Знаем мы эти подарки!» – подумала я, но расстраивать милую девушку не стала. Она ведь находится при исполнении и вовсе не виновата в том, что ей приходится зарабатывать деньги таким способом. Это все-таки приличнее, чем некоторые другие виды деятельности...

     Когда я уже совершенно забыла об этом заурядном случае, мне позвонили на мобильный, пригласили на презентацию и пообещали вручить подарок, для чего я должна захватить с собой паспорт. Странно... До сих пор мне дарили подарки просто так, без оформления. Ах да, у девушек, наверно, отчётность.

     Интересно, что пригласили меня не одну, а вместе с мужем, поскольку из анкеты им было известно моё семейное положение. Мужа, по их расчётам, мог заинтересовать обещанный фирмой фуршет. Зная наперёд, что он будет глубоко разочарован и подарком, и фуршетом, а также опасаясь, что он и меня отговорит пойти на этот праздник жизни, я не стала его звать с собой. Что ж ему, с работы из-за этого отпрашиваться?

     А сама я, честно говоря, почему-то подумала, что эта фирма торгует посудой, и хотела узнать, нет ли у них приличных, но не очень дорогих кастрюль из нержавейки. Мне бы надо всего одну – для уверенности в безопасности приготовления пищи. Ну не «Цептер» же покупать! Цены на него – просто космические, а учёные в России пронюхали, что металл, из которого штампуют кастрюли, не такой уж прекрасный, как его расписывают торговые агенты.

     Я позвала с собой знакомую, живущую не слишком далеко от кафе, в котором должна была состояться презентация, – может, ей тоже будет любопытно. В принципе, все уже знают, что к чему, но иногда ходят – за компанию или в надежде, что вдруг и правда кто-то думает о благе покупателя.

     К сожалению, оказалось, что фирма никаких кастрюль не производит, веников не вяжет, а торгует постельными принадлежности из шерсти. Нам бы сразу развернуться да уйти, но нас там уже ждали, напоминали по мобильнику, чтобы мы не забыли прийти, а в просторном зале было всего несколько человек – ну не срывать же им мероприятие. Ладно, посидим.



     Итак, фуршет. На столах, рассчитанных на двух человек, стояло угощение: 2 бокала с шампанским (по 50 гр.), 1 тарелка с овощами (прозрачные ломтики огурца, помидора и перца – всего около 50 гр.), 1 тарелка с мясной нарезкой (копчёная колбаса и ветчина  50 гр.), 1 тарелка с белым хлебом (50 гр.), бутылка минеральной воды (0,5 л). Этого количества пищи, по мнению устроителей, достаточно для того, чтобы гости могли заморить червячка и дотерпеть до нормального ужина.

     Поскольку я не была голодна, гомеопатические дозы меня вовсе не разочаровали, хотя я не стала бы называть откровенно детские порции фуршетом. Обычные фуршеты, на которых мне довелось побывать, отличались тем, что количество закусок в два раза превосходило вечерний аппетит гостей, а ещё там можно было перемещаться вокруг стола и разговаривать. Но мы, разумеется, понимали, что закармливать нас здесь никто не собирался. Как говорится, с какой радости? И поговорить, кстати, тоже не дали.

     Раньше, помнится, эта же фирма предлагала своим клиентам лёгкий ужин – салатик, курочка с картошкой и сок. Многие ходили сами и приглашали своих знакомых "в ресторан". Фирма разрешала "победителям" лотереи привести с собой до десяти человек, которых сладкоголосые менеджеры уже во время ужина начинали принуждать к покупке дорогих (не то слово!) шерстяных одеял. Но ведь курочку можно съесть и дома, зачем же за ней ехать на другой конец города?



     Блондинка с приятным голосом уже рассказывала санитарно-гигиеническую сказку о том, как опасно жить человеку без их волшебных одеял, как плохо спится без ортопедической подушки, как холодно зимой без шерстяного наматрасника.

     Честно говоря, мне и под байковым одеялом всю зиму было жарко, а весной – тем более, но девушка, словно угадав мои мысли, сообщила, что их одеяла «дышат», поэтому летом спать под ними очень комфортно (но мы летом вообще не знаем, куда деться от жары, какие могут быть одеяла!).

     В этой необыкновенной шерсти почему-то не заводятся пылевые клещи – для них якобы нет подходящих условий. В обычных одеялах и подушках они живут, а в этих – категорически отказываются квартировать и размножаться. Надо же, какие привередливые!

     Я спросила девушку:

     – Но ведь клещи живут везде – в коврах, на полу, в книгах. Почему они не могут жить в этих одеялах, тем более что они с ворсом, и в нём, естественно, будет задерживаться пыль и частички эпителия, которыми с большим удовольствием питаются клещи.

     – А в наших одеялах клещи не живут! – гордо сказала девушка, словно сама проверяла, так ли это на самом деле.

     Она привела много впечатляющих цифр, опять же в связи с клещами, и мне особенно запомнилось, что после профессиональной чистки шерстяных и пухо-перовых изделий погибают только десять процентов клещей, а остальные девяносто продолжают жить. Конечно, здоровье у них уже не то... но помаленьку-потихоньку численность этих, прямо скажем, паразитов восстанавливается.

     Спасибо за информацию! После этого мероприятия я сразу же поменяла старую подушку на новую, не тратя время на бесполезную паровую чистку.

     Но самое интересное в том, что все эти умные шерстяные предметы, рекламируемые девушкой, осуществляют микромассаж спящего человека, то есть щекочут его своими шерстинками и улучшают циркуляцию крови в усталом организме. Сами понимаете, что наши обычные шерстяные одеяла такими нежностями нас не балуют. Но для того, чтобы этот интимный процесс осуществился, ему ничто не должно препятствовать, то есть простыни, пододеяльники и наволочки использовать нельзя. То есть можно, но тогда, сами понимаете, никакого массажа не будет.

     Эта простота общения с одеялами нам с подругой не очень-то понравилась, но девушка сказала, что все постельные принадлежности легко чистятся – можно даже во дворе снегом почистить, как ковры, или сдать в химчистку.

    Главное – обеспечить непосредственный контакт тела с одеялом, и тогда оно будет бесплатно лечить вас от разных заболеваний. Фирме известны факты окончательного исцеления хронических больных, пользовавшихся её товарами. Для особо тяжёлых случаев – заболеваний позвоночника – предусмотрены широкие пояса на спину с завязками – всего 32 у. е.

    – А теперь угадайте, сколько поясов можно сшить из этого одеяла, – предложила девушка.

     – Сорок! – уверенно сказала дама бальзаковского возраста.

     – Правильно! – обрадовалась ведущая. – Как вы думаете, сколько должно стоить такое одеяло?

     – Тысячу двести восемьдесят долларов! – быстро посчитал единственный среди нас мужчина – наверно, математик.

     – А мы предлагаем вам комплект, состоящий из одеяла, наматрасника и подушки всего за девятьсот долларов! – радостно воскликнула хозяйка вечера.

     В этом месте по сценарию, наверно, предполагались бурные аплодисменты, но их не последовало. Наоборот, нам вдруг захотелось встать и уйти. Но девушка сразу же, не дав нам опомниться, перешла к описанию всего ассортимента – наматрасников, подушек, подушечек, ковриков, тапочек.

     Она перечислила сорта волшебной шерсти, из которой делают эти предметы. Разумеется, 900 у. е. стоил самый дешёвый комплект. Ничего себе! Зато не надо тратить деньги на бельё, не надо его стирать – экономия всё-таки. Но спать будете, как бомжи, – без простыней и пододеяльников…

     Впрочем, люди ко всему привыкают. Главное – продукция фирмы экологически чистая. А что в санитарно-гигиеническом плане как-то непривычно, нестандартно получается – так это уже детали. В конце концов, каждый выбирает сам: либо получишь возможность лечиться шерстью, но останешься без долларов и будешь спать без пододеяльника; либо сохранишь деньги, но придётся регулярно стирать постельное бельё, а твоё здоровье будет под вопросом. Разумеется, речь идёт о тех уважаемых покупателях, кто располагает необходимой суммой.

     Но и я ведь не самая бедная! Весь комплект, конечно, мне не по карману, но на подушку-то я, наверно, наберу денег? Сейчас в моде узкие, 40 на 60 см.

    – Всего 252 доллара! – обрадовала меня девушка. – Внутри – натуральный латекс, он тоже дышит.

     Ортопедическая подушка, действительно, была начинена чем-то мягким с дырочками. Может, оно не только дышит, но ещё и разговаривает? За такие деньги всё можно сделать. Вставить какую-нибудь китайскую микросхему с батарейкой, и подушка будет каждый раз желать хозяину приятных сновидений и успехов в бизнесе, а затем петь «хэппи бёздей ту ю» или что-то другое – по обстоятельствам.

     – Дорого! – честно сказала я и надела куртку, готовясь к отступлению.

     – У нас всё можно купить в рассрочку! – обнадёжила меня девушка, искренне сожалевшая, что я останусь без подушки. – Даже пенсионеры покупают.

     «Даже пенсионеров вам не жалко!» – подумала я.

     Если бы можно было взять ипотечный кредит под залог этого комплекта – лет на двадцать пять… Правда, тогда это удовольствие обойдётся в три раза дороже. Зато я буду следить за своим здоровьем, чтобы долго жить и успеть выплатить кредит. Всё в природе взаимосвязано.



     Короче, не стала я покупать эту подушку. Как ни странно, обещанный «подарок» мне всё же вручили (по-моему, они давали такие «подарки» всем, кто согласился к ним прийти, да ещё и привести с собой «новенького»).

     Это был красочный «Сертификат на отдых в Турции на двоих с бесплатным проживанием и экскурсионной программой». Я пыталась отказаться, подозревая мощную мышеловку, и скорее всего, без сыра, но девушка сказала, что я могу подумать – у меня ещё есть время, потому что у турфирмы остались места только на октябрь-ноябрь. В принципе, для Турции это не осень – как написано в буклете, в эти месяцы температура воды – плюс 25 градусов.

     Но не спешите радоваться за меня и бежать на очередную презентацию этой волшебной фирмы – дальше там было написано: «Внимательно прочитайте текст…» Я прочитала – правда, спустя две недели, – но только лишь для того, чтобы написать об этом «подарке» более точно.

     Весной и осенью, когда поток отдыхающих значительно меньше, чем летом, турфирмы, как известно, делают скидки. В данном случае вместо скидки вам предлагают дармовое «проживание 7 ночей в 5-звёздочных отелях». И ещё куда-то свозят на экскурсии, чтобы вы в той же Турции потратили-таки на покупки сэкономленные на проживании деньги.

     Разумеется, питаться и развлекаться вы будете там за свой счёт, а возможно, захотите съездить ещё и на платные экскурсии. И не забудьте о таких «мелочах», как билет на самолёт в обе стороны, проезд автобусом Минск-Киев-Минск, трансфер в Турции «аэропорт-гостиница-аэропорт» и вдобавок медицинская страховка. Всё это платное великолепие туристического сервиса можно забронировать под названием «пакет «приезд-отъезд»», и тогда вами будут заботливо руководить. А хотите – летите в Турцию сами. В любом случае вас должны бесплатно пустить в отель переночевать – целых 7 ночей.

     Да, Турция обойдётся гораздо дороже, чем их резиново-шерстяная подушка. А может быть, поездка будет стоить вообще, как целый комплект. Не проще ли купить «горящую» путёвку, когда вздумается, и поехать туда, куда захочется? Зачем мне такой «подарок», который потребует затрат, во много раз превышающих стоимость бесплатного проживания?

     И почему, интересно, меня хотят осчастливить совершенно незнакомые люди? В конце концов, если они такие щедрые, могли бы подарить гостям какие-нибудь китайские сувениры – светоотражатели, авторучки или календари с символикой своей фирмы. Реклама – это хотя бы понятно. А посылать меня в Турцию – это разводилово. Да, это оно самое – разводилово!

     Кстати, паспорт, который просили захватить с собой, был нужен для того, чтобы оформить договор купли-продажи бесценных одеял в случае, если я дрогну и сдамся, а вовсе не для того, чтобы вручить мне «подарок».



     Самое странное то, что все эти фирмы распространяют свои товары в стране, где 900 условных единиц для многих так же условны и нереальны, как полёт в космос. Но это нисколько не смущает менеджеров и консультантов – они делают вид, что не подозревают о том, что у вас есть какие-то другие потребности. Что, помимо чудотворных витаминов, вы как минимум три раза в день должны есть какую-нибудь другую пищу; что дорогая фирменная косметика (изготовленная где угодно) не исключает ношения приличной одежды; что комфортные шерстяные одеяла неплохо сочетаются с комфортным матрацем, а он тоже стоит немалых денег.

     Но где взять эти деньги? Мне вдруг почему-то вспомнилась сказка «Золотой ключик», и я достала с полки любимую детскую книжку...

     Лиса Алиса говорит Буратино:

     – Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?

     …Буратино остановился, разинул рот…

     – Врёшь!

     – Лиса села на хвост, облизнулась:

     – Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, – называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?

     – Буратино даже подпрыгнул:

     – Врёшь!

     – Идём, Базилио, – обиженно свернув нос, сказала лиса, – нам не верят – и не надо…

     – Нет, нет, – закричал Буратино, – верю, верю!.. Идёмте скорее в Страну Дураков!..

     Это место в увлекательной и поучительной сказке очень напоминает мне нашу жизнь: обесценившиеся вклады и страховки, финансовые пирамиды, историю с «Гербалайфом» и многое другое. В Стране Дураков за свои же деньги побывали практически все взрослые (дети ещё не все успели). Обидно, что предостережение сказочника мы не восприняли всерьёз…

     И сейчас милые нашему сердцу деревянные рубли не дают покоя местным лисам алисам и котам базилио.

                Какое небо голубое!
                Мы не поклонники разбоя…

     Они ласково увещевают нас, запугивают цифрами, соблазняют лёгким заработком в их жуликоватых структурах. Но сначала – вынь да положь свои денежки.

     Может быть, они не нарушают закон, регламентирующий размеры прибыли (если вообще такой закон есть), и все документы у них в порядке. Но вполне может быть, что их методы продажи абсурдно дорогого товара включают элементы внушения и гипноза – иначе как объяснить то, что люди добровольно отдают деньги за вещи, которые им не по карману?

     Во всяком случае, я совершенно точно знаю, что без специальной подготовки, без семинаров, на которых происходит интенсивное обучение персонала, без овладения навыками нейролингвистического программирования – нечего и думать о заработке. Пенсионеры так просто деньги не отдадут – их надо умело обрабатывать, чтобы они экономили на еде и покупали двухсотдолларовые кастрюльки; спали на продавленных кроватях, но зато под волшебным «массажным» одеялом.

     Нейролингвистическое программирование (НЛП) сейчас в моде. Всем желающим за умеренную плату предлагают научиться управлять сознанием и волей другого человека. Для чего? В основном, чтобы заставить кого-то работать на себя или «развести на бабки». А может, чтобы склонить его к пороку или заманить в секту. Какие такие гуманисты хотят научиться манипулировать другими людьми?

     Ну не нравится мне всё это! И вряд ли кто-либо сможет меня убедить в том, что человек без диплома медицинского университета имеет право программировать поведение другого человека.



     Кстати, вам интересно, сколько стоят сейчас самые дорогие чистошерстяные одеяла такого типа в более обеспеченной Европе? Пожалуйста: 89,90 евро – размер 180 на 220 (меньшего размера в этой номинации во французском каталоге не было), 800 г на кв.м, то есть в одном одеяле – четыре килограмма шерсти! Вам нужно такое тёплое одеяло?

     Подушка из латекса, которую я облюбовала на презентации, стоит в каталоге 44,90 евро, с двумя – нижней и верхней – наволочками из хлопка. В одной шерстяной наволочке она стоила бы максимум 50 евро (в каталоге такой, правда, не было). Но никак не 252 доллара! И это при том, что во Франции цены почти на все виды промышленных товаров выше, чем у нас.

     Например, самый дешёвый комплект постельного белья (полуторный – пододеяльник, простыня, 2 наволочки) обойдётся там в 62 евро, а у нас такой же стоит примерно 20 – 25 евро, причём из качественной бязи с красивым рисунком.

     У нас другая страна и другие цены, в том числе и на аналогичные шерстяные одеяла, которые, кстати, здесь тоже производятся или завозятся предпринимателями из-за границы. Но не по таким же ценам, какие придумала та хитрая фирма!

     Впрочем, если вам очень хочется чего-нибудь особенного, с небольшим приключением и предвкушением истинного капиталистического комфорта, то, может быть, стоит научиться самим заказывать одеяла и кастрюльки по каталогу из Германии или Франции? Правда, они могут быть изготовлены где угодно, но это не столь важно – был бы товар качественный. Если человеку очень хочется, почему бы и нет? Это, во всяком случае, обойдётся гораздо дешевле, чем покупать здесь с рук, у спекулянтов. Разве не так?

      А на подобные презентации я больше не пойду. Мне кажется, что я написала об их завуалированной сущности достаточно подробно и убедительно. И в Турцию ночевать не поеду – «не нужен мне берег турецкий»! Париж – это другое дело… Но только не по направлению очередной «доброй» фирмы!