Незабываемое время. гл. 4

Валентина Гишаева
    Ленинград встретил их проливным, но тёплым дождём. На лужах радужно сияли пузыри.
-Смотрите ,девчонки, пузыри - то какие. Как у нас. Значит это надолго- сказала Лиза.
- Может босиком? Народу нет.
- Можно и босиком.  Метро ещё закрыто, поэтому и тут нет людей.  Только быстро-поторопила Лариса.

И побежали три провинциалочки босиком по Невскому! А бежать им надо было до самой Дворцовой площади, но от Московского вокзала не очень и далеко. Сумки были не тяжёлые. Стесняться  было некого. Раннее утро.

Дорогу знала Лариса.Она жила и училась здесь уже второй год. Приехала на каникулы домой и много рассказывала о Ленинграде. Вот и загорелись желанием её подружки тоже уехать с ней.

- Лизка, а тебя мать не отпустит,  даже и не мечтай - говорили Лизе девочки.
- Не отпустит - сама уеду.
Девчонки смеялись.
- Уедет она...где деньги - то возьмёшь?

Да .Это серьёзный вопрос. Лиза работала целый год на обувной фабрике, но все деньги отдавала маме.
Но всё получилось - мама согласилась, правда денег на расходы дала очень мало.

Дождь всё ещё лил, как из ведра, но девочки уже добрались до общежития.

Комендантом была пожилая женщина. Высокая и седая. Лариса рассказывала о ней. Она была на фронте, воевала. Поэтому и держит себя, как командир.  Ей никто никогда не перечит. Ровно в 22-00 все собираются в большом коридоре на перекличку. И Боже-упаси, если кто - то не откликнется. Потом пойдёт к ней в кабинет на ковёр. Но её любили. Делились с ней, как с мамой. И на этих перекличках она на сон грядущий, рассказывала интересные эпизоды из её военной жизни.
Комендант встретила девочек дружелюбно и по матерински побеспокоилась о них. Подогрела чай, на стол поставила хлебницу с сухариками и пряниками.

- Вот здесь переоденьтесь, попьёте чай, а потом покажу вам вашу комнату - сказала комендант Нина Ивановна.

Это общежитие было от строительного училища. В 70-х годах шла большая стройка жилых домов в Ленинграде. Город рос на глазах. Нужны были рабочие. Ленинградцы на стройку не шли - вот и приезжали молодые из других городов ,из деревень.

Лариса уже второй год училась на маляра. А Лизе и её подружке Ленке три года учиться совсем не хотелось.  Ленка хотела , как можно быстрее начать самостоятельно работать, а Лиза вовсе не хотела работать на стройке. Она с детства пугалась такой работы. Мама часто говорила - Вот если не будешь учить урок - на стройку пойдёшь, кирпичи таскать. В планы Лизы это не входило.

Ей надо годик потерпеть. Оглядеться.
- Главное жильё  уже есть. Кормить и одевать будут. А там посмотрим.  Может и замуж скоро выйду - так думала Лиза - Сейчас август, а в конце сентября ей исполнится восемнадцать.

Так получилось, что подруг Лизы поселили в другое общежитие, на окраине города в новостройке. Лизу оставили здесь, в центре. Она попросила сама. Нужно было лечиться, а кабинет логопеда находился в центральной части города. Конечно, жаль было расставаться с подругами, но выхода не было. И потом это счастье - жить в самом центре Ленинграда.

Окно комнаты, куда поселили Лизу, выходило на Невский. Напротив стояло тяжёлое,  из тёмно - серого холодного камня здание. Кассы Аэрофлота.

 Лиза часто сидела на широком подоконнике и смотрела на Невский проспект. Там всегда было многолюдно. Интересно было наблюдать за иностранцами. Они ходили группами и часто обвешанные связками баранок или сушек. В их представлении баранки - это истинно русские сладости.  Иностранцы всегда громко говорили и размахивали руками.

Лизе только не нравилось одно - не видно здесь неба. А она очень любила смотреть на небо. Дома  иногда  спала во дворе на железной кровати с жёсткой сеткой, с "серебряными " шарами на спинках.  Лиза ночью могла часами смотреть на звёзды, а днём на облака. Почему - то часто видела только лица. Вот большое облако - голова атланта бородатого , а вот женская головка в причудливой шляпке. Облака быстро расползались и менялись черты .

- Жаль я не умею рисовать- сожалела Лиза- столько красивых лиц вижу и шляпок.

   Незаметно прошёл год. Лиза побывала во многих музеях, в театрах. Много ходила по городу. Комендант Нина Ивановна отпускала девочек и они не подводили её - возвращались к перекличке к 22-00. Лиза даже подружилась с этой замечательной женщиной. Они вместе иногда пили  чай и беседовали. Нина Ивановна  отпускала девочек смотреть разводку мостов, а это было в час ночи. Но девочкам хватало на это полчасика,  зато впечатлений - на всю жизнь.

С подружками Лиза встречалась только в училище, но к концу учебного года её переселили к ним. Теперь она жила в новостройке. В спальном районе города, который был уже не похож на Ленинград. Но время, когда она жила в центре- было незабываемое.
Она столько всего прекрасного увидела.  Даже побывала в Мариинском театре. Первый раз посмотрела на большой сцене балет "Лебединое озеро"  И много раз посещала Эрмитаж, Русский музей.

Самое счастливое время для Лизы  быстро пролетело. Вот уже и закончилась учёба. Каникулы.  Надо ехать домой. Она очень соскучилась по своим родителям, по  сестре  и  очень ждала встречи с ними и с родными. И просто с родным городом, где много неба , простора , где всё родное: родная улица, родной клён у калитки, родной маленький домик.


Долго я жила в столичном городе.
Там метро, фонтаны и Нева,
Но всегда тянуло к малой Родине,
Где простор и небо, и полынь трава.

Где седой ковыль колышет степь родную,
Тот же ворон над горой кружит.
Атакуют птицы вишню там хмельную
И в сирени шмель весной жужжит.

Ветер бьёт в лицо ,но освежает
И песок скрипит пусть на зубах.
"Оренбургский дождь"- ведь ты же знаешь,
Не от пыли слёзы на глазах.

В праздники веселье у родного крова.
Во дворе столы - сидит родня.
Как я рада! С вами я, я дома.
Это край мой , Родина моя!                Лиза на фото в белом платьице.