Душа на холсте

Алексей Анатольевич Карпов
Наверняка, у каждого из нас есть такие точки на карте, которые вспоминаются с особой теплотой, и куда всегда хочется возвращаться. Для меня одним из таких мест в нашем городе  стала художественная мастерская Ивана Золотухина. Мастерская — обычная квартира в «клопятнике» на улице Академика Жука, оказавшись в которой, невольно впадаешь в состояние необычного эмоционального транса.
Здесь любая из картин, которые занимают пространство мастерской,  как  окошко в отдельно взятый живописный мирок, дарящий  душевный уют и тихую созерцательную радость. Совсем как в детстве, забывая о времени и делах,  хочется  неотрывно смотреть на них, любоваться, впитывать их энергетику...
Наверное, такой эффект случается только в том случае, когда живописец является не только высококлассным профессионалом, но и духовно богатым,  светлым и добрым человеком. Иван Золотухин именно такой - светлый художник. Не зря именно его живописную работу «Мост строится» от имени читателей «Сути» дед мороз подарил на новый год нашим мостостроевцам. И пейзаж, представьте, был встречен этими суровыми людьми с каким-то юношеским восторгом! 
На этот раз  поводом для визита в мастерскую Ивана Золотухина стала серия его новых работ, которые в ближайшее время отправятся на столичную выставку. Выставка состоится в одной из престижных галерей Москвы, где будут экспонироваться работы ведущих российских художников — продолжателей традиций русской реалистической живописи.
Приезжай, посмотри, сфотографируй, - пригласил Иван по телефону. - Возможно, какие-то работы будут куплены и... уже не вернутся в Балаково.
Помня о судьбе двух десятков золотухинских картин, которые «уехали» на выставку в Америку и остались там на ПМЖ у заокеанских коллекционеров, я не мешкая собрался в гости к художнику.
В уютной мастерской, как и всегда, витает микс лако-красочных ароматов,  смолистый запах реек заготовленных для подрамников, в который органично вплетается дух свежезаваренного чая. Из граненых стаканов мы попиваем крепкий, обжигающий чай, а Иван рассказывает о том, при каких обстоятельствах создавались картины, отобранные для московской выставки. У каждой из картин есть своя интересная, а иногда и трогательная предыстория. Хоть рассказы по ним пиши!
Не жалко, вот так разом-то с картинами расставаться? - спрашиваю я.
- Да как не жалко! - вздыхает Иван. - Как правило, коллекционеры покупают всегда самые удачные работы. Я раньше авторские копии с некоторых работ делал, но потом понял, что оригинал, как правило всегда лучше клона. В одну реку дважды не войдешь. Картина должна жить, то есть на нее должны смотреть люди. К тому же, для меня всегда интересней создавать что-то новое, чем тиражировать пусть даже очень удачную творческую находку.
- Вот правда зима в этом году не задалась, - посетовал художник. - Я так люблю писать зимние пейзажи, а сейчас ни снега, ни света... Зато вот портреты на заказ пишу.
Иван развернул к свету мольберт с почти законченным портретом молодой женщины на бирюзовом фоне.
Этот портрет с черно-белой фотографии писал достаточно долго, - признался мой собеседник. Бывает иные портреты пишутся легко, на одном дыхании, а иногда приходится вкладывать много усилий чтобы портрет получился таким, каким ты его задумал.

- А для тебя имеет значение, пишешь ли ты портрет с модели или с фотоматериала? - задаю я провокационный вопрос, памятуя о том, что Иван - ярый поборник реализма, и к художникам, которые пишут по фотографиям, относится с изрядной долей скепсиса.

- Портрет, написанный художником — это рукотворное произведение искусства, в который автор вкладывает свои знания, опыт и, как бы пафосно не прозвучало, душу! В отличии от статичного фотоснимка, на полотне всегда стараешься передать не только внешность, но и какие-то особенности характера и духовный мир человека. Даже если работаешь над портретом по фотографии, необходимо пообщаться с тем, кого собираешься писать. Это помогает. Изображая человека важно показать его самые привлекательные черты, даже где-то приукрасить, чтобы портрет нравился, по крайней мере он не вызывал отрицательных эмоций. Поэтому портрет, написанный художником, и фотоснимок  - это вещи не сопоставимые по содержанию и ценности. 
Сравнивая фотографию модели с портретом на холсте, в полной мере понимаешь о чем говорит художник. Золотухин — не только искусный рисовальщик и великолепный колорист, он еще и тонкий знаток человеческих душ. В его портретах - страсть и эмоции, идея и одухотворенность. Он может одной точкой из множества красок и палитр вдохнуть жизнь в картину.

- Иван, а случалось так, что заказчику его портрет не нравился или он по какой-то причине отказывался от него?
В моей практике такого не было, - улыбается хозяин мастерской. - Знаешь, так случилось, что первая работа написанная мной маслом — была именно портретом. И когда я учился в художественном институте имени Сурикова, преподаватели всегда выделяли мои портретные работы и видели меня именно портретистом. Мой сокурсник Игорь Сахаров — ныне звезда Интернета по мастер-классам живописи, всегда тянул меня на Старый Арбат, зарабатывать денежку, рисуя портреты. Он уже тогда отличался предприимчивостью, а я длительное время как-то смущался работать на публике, когда за твоей спиной проходят толпы людей и неизменно комментируют увиденное. Зато Арбат дал хорошую профессиональную закалку, позволяющую не только воспроизводить портретное сходство, но и духовную составляющую модели. Иногда за день удавалось нарисовать до пяти портретов! А это не мало

- Наверное, заказчиками портретов являются в основном состоятельные люди? Портрет маслом — это дорогое удовольствие!
- Ты знаешь, я тоже так думал, но в последние годы портреты заказывают люди самых разных профессий и достатка. Недавно приезжала одна женщина из сельской местности, заказала свой портрет и достойно за него рассчиталась. Бытует распространенное мнение, что для обывателей нет большой разницы между настоящей живописью и рисованными картинками, которые сейчас «штампуют» в великом множестве все кому не лень. Это не совсем так, я все чаще убеждаюсь, что даже люди далекие от изобразительного искусства на каком-то интуитивном уровне, сразу отличают подлинную живопись от «вкусненьких» картинок.

- Иван, сейчас в Балаково достаточно много учебных заведений, где обучают живописи. Ты, как профессионал с именем, которое знают далеко за пределами России, что бы посоветовал начинающим художникам?

- Верить в себя и не сдаваться! Самая большая ошибка - это сказать, что что-то невозможно. Волшебства не существует, есть только упорная работа. Если вам что-то действительно нравится, ничто не помешает вам заниматься и совершенствоваться. И еще одно - старайтесь получать от этого удовольствие.