Последний день...

Эльвира Гусева
Я очень  люблю  картину  Карла Брюллова «Последний день Помпеи», могу рассматривать её бесконечно, при этом два чувства борются во мне:  ужас и восхищение.

В 1833 году российский художник  Карл Брюллов открыл  двери своей мастерской, предоставив зрителям возможность увидеть свою новую картину «Последний день Помпеи», над которой работал  почти шесть  лет.

В 1827 году, побывав на раскопках  мёртвого  города, полностью разрушенного и залитого толстым  слоем  лавы извергавшегося вулкана  Везувий, он был буквально потрясён  увиденным. Неожиданно приходит мысль и желание написать картину этой страшной трагедии, показать, как это было на самом деле.

Понимая, что задача достаточно трудная, художник  по крупицам собирает сведения о том, что произошло: несколько раз посещает Помпеи, где  всматривается  в  каждую мелочь, извлечённую из – под завалов, посещает  музеи, читает римских историков, особенно Плиния  Младшего, участника этих трагических событий, делает первые наброски, пытается пережить  чувства  погибших людей.

Полученные  сведения  позволили  воссоздать  лишь  детали  этой  трагедии,  которые он запечатлел в эскизах, но  они такие разные, как и разными были  люди, оказавшиеся  в центре  стихии. Брюллов мучительно ищет  натурщиков, работает индивидуально с каждым, заставляя  их  вживаться  в образ,  естественным образом переживать страшную трагедию.

Однако людям,  не пережившим это на самом деле,  было достаточно трудно позировать:  мимика, жесты, позы,  ужас и  страх – всё должно быть реальным. Зритель, который будет смотреть картину, должен ощутить это в полной мере.

Художник  работает до изнеможения, забывая  о еде, сне и отдыхе. Когда готовы были все эскизы, предстояла самая большая и главная работа:  разместить  их  на  холсте.  Знания и навыки классической  школы  помогли  ему  в работе  над созданием  композиции картины.  Он  тщательно продумывает  каждую мизансцену, переживает её сам и  затем  размещает  на полотне.

Он  не изменяет  традиции академизма, клонящегося  к упадку, сохраняя его, лишь добавляет приёмы  живописи романтизма, подчиняя их  главной задаче: показать зрителю, что  человек  бессилен  перед стихийными  силами природы.

Эти  мысли  полностью овладели художником, он  почти  наяву видит, как всё  это произошло  августовским вечером  79 года.  Ещё  днём  город жил своей привычной жизнью:  шумно было  на  улицах  Помпеи,  бойко шла торговля,  в  театре  шло  новое представление,  зрители аплодировали артистам, взрослые мужчины вели разговоры  о политике  и  философии, всюду играли дети… но всё  это  было  в последний  раз,  об этом пока ещё не догадывался.

Сгустились  последние сумерки и наступила последняя ночь… Среди ночи  вдруг  раздался  ужасный  гром,  неожиданно  взбесилась природа, вулкан Везувий  открыл своё  огнедышащее жерло, посыпался пепел, полетели камни. Задрожала  земля под ногами, люди  не  понимают, что случилось? Яркие вспышки молний  высвечивают  из зловещей тьмы падающие мраморные статуи…

Люди в  ужасе, они понимают  своё бессилие, гибель неминуема, но даже перед лицом  смерти  они сохраняют  спокойствие  и  благородство.  Вот  она  вторая,  а  точнее главная  идея картины!  Два сына несут на плечах старика -отца, юноша, спасая старуху - мать, упрашивает продолжать путь,муж стремится уберечь от гибели любимых жену и сына,мать перед смертью в последний раз обнимает своих дочерей.

Художнику мастерски удалось  показать внутреннюю красоту  и  твёрдость этих людей: перед лицом  неминуемой гибели  они  оберегают своих близких, пытаясь помочь  им спастись, хотя  сами понимают, что это невозможно. Есть уже первые жертвы. Освещённые вспышкой яркой молнии,  фигуры людей  излучают  величие и благородство.

Особенностью  полотна  является  то, что все герои  лицом обращены к зрителю,  и  мы  видим  чувства  каждого из  них.  Сострадая  трагедии  жителей  Помпеи,  художник  находится рядом  с ними, вот же он, с красками и кистями. Он  за время работы  почувствовал свою причастность к людскому горю так, что изобразил себя вместе со всеми, кто стал  жертвой страшной трагедии.

Работая над картиной, Брюллов  показал  не только гибель  одного города,  а  всей  античной  цивилизации, символом которой, в его понимании, стала  молодая женщина, выпавшая  из колесницы  и разбившаяся насмерть… Именно на неё направлено яркое свечение, так художник  показал значимость этой фигуры  на полотне. Автору много пришлось поработать, прежде, чем  он нашёл оптимальный вариант  взаимодействия зловещей тьмы  и благородства света.

Картина  Карла  Брюллова была  с триумфом  встречена,  как  в  России,  так  и  за  рубежом,  ею восхищались  высокие ценители художественного искусства  и простые  люди, современники   автора.  Полотно, площадью  в  тридцать квадратных метров, с первой  минуты  поражало взор зрителя, постепенно воздействуя  на чувства  и разум, это было восхищение  сквозь слёзы.

Эпическим полотном  восхищались  Пушкин  и  Гоголь, Белинский и Герцен, каждый из них дал высокую  оценку работы великого художника, назвав его   самым знаменитым  и  популярным русским художником первой половины ХIХ века.

Картина  русского  художника  Карла  Павловича  Брюллова «Последний день Помпеи» официально  была признана  одной из лучших работ  столетия. С тех пор прошло уже много времени, картина видела немало взволнованных зрителей. Сейчас она находится в Государственном Русском  музее  и  по-прежнему воздействует  на  сердца  и чувства зрителей.