День счастья

Наталья Петрова 4
  Хлопнула  входная дверь.  Анна Васильевна внутренне напряглась.  Она ждала возвращения дочери после трехдневной поездки на базу отдыха  с учениками ее класса.
  Уже  почти  два года ее дочь Лариса, молодой специалист, учительница младших классов, возвращается из  школы в  удрученном настроении.  Дочь просто не понимает, что ей дальше делать со своей профессией.  Лариса с детства мечтала стать учительницей. Она любила детей и хотела раскрыть им целый мир, отдать им свое сердце. Но, к сожалению, ей еще до сих пор не удалось подобрать ключик к своим маленьким ученикам.

 - Какие они непредсказуемые, разные! И развиты не по годам - рассказывала она матери.  Но, к сожалению,  у многих из них нет ни  интереса к учебе,  ни  уважения к учителю. Чего стоит только один Валерка!  Этот рослый мальчик, получивший кличку Кулак, бьет всех подряд и по любому поводу. Сам директор не знает, что с ним делать. 

 А  голубоглазая Алена, чем-то напоминающая сказочную Мальвину,   вообще  может встать среди урока и выйти из класса.  На вопрос Ларисы -   зачем она выходит без разрешения, девочка прямо заявила, что она не хочет учиться и вообще ей   не нравится  в школе.

 Но вот на днях дочка сообщила, что из отдела образования  поступила новая  методика  воспитания и обучения детей, которую хотят внедрить в их школе. Для ознакомления учителей и детей с этой методикой  было рекомендовано выехать на природу, в красивое спокойное место.  Родители согласились, подготовка прошла быстро и два автобуса повезли школьников  на природу. 
 
 Сейчас Анна Васильевна приготовилась встретить дочь, как всегда с сочувствием и желанием выслушать все ее проблемы.  Лариса не вошла, а влетела  в комнату с улыбкой на лице и блестящими от счастья глазами.  После объятий и поцелуев   мать всплеснула руками от удивления.

- Ларочка, что случилось? Ты, что,  выходишь замуж? Ты просто сияешь...
- Ой, мама, подожди со своим замужеством!  Тут дела поинтересней!
- Ну, так расскажи, не томи!
- Мама, ты даже не представляешь, какой мы все  получили кайф, как говорят мои ребята!
- Лара, Лара, следи за речью, ты же учительница - укорила мама Ларису.

- Хо-ро-шо!  Ну,  слушай!  Я упускаю подробности, как мы   устроились на базе, это не столь интересно... Расскажу о главном.  С самой методикой нас познакомили на месте и мы тут же начали работать с ребятами по ее правилам.  К тому же, нам  очень  повезло с погодой - бабье лето подарило нам славные денечки!   

Короче,    усадили   ребят в круги. Человек так по десять в каждом,  не больше.  Вначале провели с ними игры, которые должны сблизить всех.  Игры  эти -  такие простые и веселые, вызвали у детей и у  нас  бурю  смеха и радости.     Затем нужно   было делиться на пары и, глядя друг другу  в глаза,  сказать    что-то приятное своему партнеру.  Вот тут -то и вышла  заминка. 
 
- Почему? - спросила Анна Васильевна.
- Да потому, мама, что  наши дети не умеют говорить хорошее своему товарищу,  как оказалось.  Тогда кто-то из учителей предложил нам сесть в кружок и показать им пример.  Нас было шесть человек, мы сели в кружок и стали говорить друг другу комплименты. Я оказалась в паре с Зоей Викторовной, она у нас  чудесно поет.  Я похвалила ее голос, она сказала, что у меня красивые волосы.

- Интересно... И  ребята сразу  уловили, как нужно искать в другом что-то хорошее?
- Да!  Они наперебой начали хвалить кто одежду другого, кто улыбку, кто глаза. И что удивительно, мама, когда занятия закончились, дети еще в столовой продолжали эту игру в комплименты, так она им понравилась! Это был первый день.

До вечера мы только играли в веселые игры, причем, учителя  принимали участие на равных с детьми.  Игры продуманы так, что в них нет лидерства, побеждает команда, все помогают друг другу. Нет сильных и нет слабых, все участвуют вместе и победы добиваются общими усилиями.

- Как это здорово! Кто-то очень мудрый придумал эту методику - с одобрением сказала Анна Васильевна.
- Ты права, мама. Я тебе скажу больше - мы, взрослые, тоже впечатлились от хороших ощущений.  Учителя стали улыбаться друг другу, больше сплотились в одном желании помочь нашим детям стать добрее.

- На второй и третий день - продолжала Лариса - задания и игры усложнялись. Ребятам стали рассказывать (в мере их понимания) как устроены семья,  общество.  Рассказали о больницах, детских домах и домах престарелых...  Что есть люди, которые нуждаются в заботе. 

- Наверное, это правильно. Дети должны знать жизнь такой, какая она есть  - согласилась Анна Васильевна.
- Ты  права, мама!  После каждой маленькой порции   информации детей просили рассказать примеры по теме,  какие они уже  встречали в жизни...  Ты, знаешь, дети неплохо ориентировались. Всех удивил задира Валерка, он сказал, что может пойти в детский дом и защищать ребят, если их будут обижать.   Учителя чуть не расплакались от такой метаморфозы.
- Поразительно, дочка!

- И в конце ребят спросили, что  они почувствовали за эти три дня.  Ответы были неожиданными.  Многие сказали, что почувствовали, как хорошо играть с друзьями, что домой не хочется, что учителя не строгие, а хорошие. А одна девочка сказала: Я поняла,  как хорошо любить! Мама, у меня нет слов...

- Лара, если бы мне это сказал кто-то  другой, я, может, и не поверила бы.   Но как это получается, что за три дня меняются дети? 
- Мы сами искали ответ на этот вопрос. Наш школьный психолог сказал, что   через интернет он вкратце познакомился с основными принципами этой методики. Суть в том, что она построена на самопознании, а не на подавлении себя и других. С ее помощью раскрывается потенциал доброты, заложенный в каждом ребенке.

Что касается учителя, он не возвышается над учениками, а сидит вместе с ними – на том же уровне. И  круг - самая правильная форма такого общения.  Задача учителя задавать тему обсуждений и направлять их ход. Когда-то в древнем мире так и велось обучение – в беседах и дискуссиях. Благодаря этому человек обретает творческую, созидательную силу, созданную в круге.
-Ну, надо, же,  Лара! Нет ничего нового под солнцем!

-  И еще, мама.  Эта методика   заменяет соревновательные  принципы,  принятые в  нынешнем воспитании,   на принципы объединения  и дружбы.  Важное место  в ней отведено игре.  Игры – это язык ребенка.  Игры развивают детей,  это естественный способ обучения. В процессе объединительных игр ребенок начинает понимать, что с помощью товарищей он добьется того, чего не может достичь  в одиночку.
-Лара, а у этой методики есть название?
      
-Конечно! Это методика интегрального воспитания детей.
-Ну, название вполне современное! Я так понимаю, что эта поездка была практическим опытом,   увидеть, как работает методика?
-Ну, да.  Теперь, если руководство, утвердит ее в нашей школе, то будет очень интересно работать! Ты понимаешь, мама, главное, что всем это понравилось - и учителям и детям!

Мать обняла дочь и поцеловала. Она от души радовалась таким прекрасным переменам в настроении дочери.  Раздался звонок в дверь. 
- Это Димка! Широко улыбаясь, Лариса поспешила открыть дверь своему жениху. 

- Вот бы сегодня они назначили день свадьбы! - подумала Анна Васильевна.  Был бы день полного счастья!