Хлопнула входная дверь. Анна Васильевна внутренне напряглась. Она ждала возвращения дочери после трехдневной поездки на базу отдыха с учениками ее класса.
Уже почти два года ее дочь Лариса, молодой специалист, учительница младших классов, возвращается из школы в удрученном настроении. Дочь просто не понимает, что ей дальше делать со своей профессией. Лариса с детства мечтала стать учительницей. Она любила детей и хотела раскрыть им целый мир, отдать им свое сердце. Но, к сожалению, ей еще до сих пор не удалось подобрать ключик к своим маленьким ученикам.
- Какие они непредсказуемые, разные! И развиты не по годам - рассказывала она матери. Но, к сожалению, у многих из них нет ни интереса к учебе, ни уважения к учителю. Чего стоит только один Валерка! Этот рослый мальчик, получивший кличку Кулак, бьет всех подряд и по любому поводу. Сам директор не знает, что с ним делать.
А голубоглазая Алена, чем-то напоминающая сказочную Мальвину, вообще может встать среди урока и выйти из класса. На вопрос Ларисы - зачем она выходит без разрешения, девочка прямо заявила, что она не хочет учиться и вообще ей не нравится в школе.
Но вот на днях дочка сообщила, что из отдела образования поступила новая методика воспитания и обучения детей, которую хотят внедрить в их школе. Для ознакомления учителей и детей с этой методикой было рекомендовано выехать на природу, в красивое спокойное место. Родители согласились, подготовка прошла быстро и два автобуса повезли школьников на природу.
Сейчас Анна Васильевна приготовилась встретить дочь, как всегда с сочувствием и желанием выслушать все ее проблемы. Лариса не вошла, а влетела в комнату с улыбкой на лице и блестящими от счастья глазами. После объятий и поцелуев мать всплеснула руками от удивления.
- Ларочка, что случилось? Ты, что, выходишь замуж? Ты просто сияешь...
- Ой, мама, подожди со своим замужеством! Тут дела поинтересней!
- Ну, так расскажи, не томи!
- Мама, ты даже не представляешь, какой мы все получили кайф, как говорят мои ребята!
- Лара, Лара, следи за речью, ты же учительница - укорила мама Ларису.
- Хо-ро-шо! Ну, слушай! Я упускаю подробности, как мы устроились на базе, это не столь интересно... Расскажу о главном. С самой методикой нас познакомили на месте и мы тут же начали работать с ребятами по ее правилам. К тому же, нам очень повезло с погодой - бабье лето подарило нам славные денечки!
Короче, усадили ребят в круги. Человек так по десять в каждом, не больше. Вначале провели с ними игры, которые должны сблизить всех. Игры эти - такие простые и веселые, вызвали у детей и у нас бурю смеха и радости. Затем нужно было делиться на пары и, глядя друг другу в глаза, сказать что-то приятное своему партнеру. Вот тут -то и вышла заминка.
- Почему? - спросила Анна Васильевна.
- Да потому, мама, что наши дети не умеют говорить хорошее своему товарищу, как оказалось. Тогда кто-то из учителей предложил нам сесть в кружок и показать им пример. Нас было шесть человек, мы сели в кружок и стали говорить друг другу комплименты. Я оказалась в паре с Зоей Викторовной, она у нас чудесно поет. Я похвалила ее голос, она сказала, что у меня красивые волосы.
- Интересно... И ребята сразу уловили, как нужно искать в другом что-то хорошее?
- Да! Они наперебой начали хвалить кто одежду другого, кто улыбку, кто глаза. И что удивительно, мама, когда занятия закончились, дети еще в столовой продолжали эту игру в комплименты, так она им понравилась! Это был первый день.
До вечера мы только играли в веселые игры, причем, учителя принимали участие на равных с детьми. Игры продуманы так, что в них нет лидерства, побеждает команда, все помогают друг другу. Нет сильных и нет слабых, все участвуют вместе и победы добиваются общими усилиями.
- Как это здорово! Кто-то очень мудрый придумал эту методику - с одобрением сказала Анна Васильевна.
- Ты права, мама. Я тебе скажу больше - мы, взрослые, тоже впечатлились от хороших ощущений. Учителя стали улыбаться друг другу, больше сплотились в одном желании помочь нашим детям стать добрее.
- На второй и третий день - продолжала Лариса - задания и игры усложнялись. Ребятам стали рассказывать (в мере их понимания) как устроены семья, общество. Рассказали о больницах, детских домах и домах престарелых... Что есть люди, которые нуждаются в заботе.
- Наверное, это правильно. Дети должны знать жизнь такой, какая она есть - согласилась Анна Васильевна.
- Ты права, мама! После каждой маленькой порции информации детей просили рассказать примеры по теме, какие они уже встречали в жизни... Ты, знаешь, дети неплохо ориентировались. Всех удивил задира Валерка, он сказал, что может пойти в детский дом и защищать ребят, если их будут обижать. Учителя чуть не расплакались от такой метаморфозы.
- Поразительно, дочка!
- И в конце ребят спросили, что они почувствовали за эти три дня. Ответы были неожиданными. Многие сказали, что почувствовали, как хорошо играть с друзьями, что домой не хочется, что учителя не строгие, а хорошие. А одна девочка сказала: Я поняла, как хорошо любить! Мама, у меня нет слов...
- Лара, если бы мне это сказал кто-то другой, я, может, и не поверила бы. Но как это получается, что за три дня меняются дети?
- Мы сами искали ответ на этот вопрос. Наш школьный психолог сказал, что через интернет он вкратце познакомился с основными принципами этой методики. Суть в том, что она построена на самопознании, а не на подавлении себя и других. С ее помощью раскрывается потенциал доброты, заложенный в каждом ребенке.
Что касается учителя, он не возвышается над учениками, а сидит вместе с ними – на том же уровне. И круг - самая правильная форма такого общения. Задача учителя задавать тему обсуждений и направлять их ход. Когда-то в древнем мире так и велось обучение – в беседах и дискуссиях. Благодаря этому человек обретает творческую, созидательную силу, созданную в круге.
-Ну, надо, же, Лара! Нет ничего нового под солнцем!
- И еще, мама. Эта методика заменяет соревновательные принципы, принятые в нынешнем воспитании, на принципы объединения и дружбы. Важное место в ней отведено игре. Игры – это язык ребенка. Игры развивают детей, это естественный способ обучения. В процессе объединительных игр ребенок начинает понимать, что с помощью товарищей он добьется того, чего не может достичь в одиночку.
-Лара, а у этой методики есть название?
-Конечно! Это методика интегрального воспитания детей.
-Ну, название вполне современное! Я так понимаю, что эта поездка была практическим опытом, увидеть, как работает методика?
-Ну, да. Теперь, если руководство, утвердит ее в нашей школе, то будет очень интересно работать! Ты понимаешь, мама, главное, что всем это понравилось - и учителям и детям!
Мать обняла дочь и поцеловала. Она от души радовалась таким прекрасным переменам в настроении дочери. Раздался звонок в дверь.
- Это Димка! Широко улыбаясь, Лариса поспешила открыть дверь своему жениху.
- Вот бы сегодня они назначили день свадьбы! - подумала Анна Васильевна. Был бы день полного счастья!