Полуторка! 22 июня 1941 год...

Яна Ольгина
Полуторка, 22 июня 1941 год
Ольга Янченко -Кузнецова 12
***
Полуторка…
 Войною искалечена судьба,
 И жизнь по Марксу –
 Всё борьба,,,борьба…
 ***
         Да, вся жизнь моя – борьба с самого первого её дня, с 7-го января 1933 года. Потому что уже в 9—месячном возрасте мне довелось хлебнуть горя по распоряжению тогдашнего НКВД в г.Архангельске, куда семью деда моего  выслали как врага народа.
         А очередной проклятый чёрный день 22 июня 1941 года меня застал в Белоруссии, в городе Жодино, где сегодня, в 2011 году, создаются знаменитые огромные автомашины «БелАЗ».
          Как нарочно,  в апреле сюда, с дипломом Московского Горного института, мой папа, белорус, уроженец города Гомеля, что на реке Сож, Георгий Захарович Янченко получил назначение на должность главного инженера. И вдруг – война!
 Так, бросив своё домашнее хозяйство, мы  стали беженцами. Но мой не военнообязанный папа однако успел распорядиться эвакуацией оборудования государственного хозяйства.

 А народ СССР принял клич «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой с фашистской силой чёрною, с проклятою ордой!». 

 Мне же, только что выжившей от гуляющей по СССР болезни «дизентерия», повезло особо. Голодая, грызя узелок с крупой манка, я плелась по болотам и лесам, еле понимая, что вокруг происходит.

 Мама, держась за свой живот,  ныла:
 - Жорж, пойдём на шоссе! Там машины идут, подъедем хоть несколько километров! Не до Москвы же пешком! Я больше не могу! Вот рожу тут, посреди чужого леса…
 - Надя, туда нельзя! Мы живы только потому, что идём одни. Потерпи ещё, утром тебе станет легче.

 И папа вёл нас ночами, днём отсиживаясь в болотах, в густых зарослях леса, обходя деревни.Наконец папа не выдержал нытья мамы и сказал: - Ладно, попробуем…рискнём…Выгляни, Оля, что там…

  И мы вышли на шоссе Минск – Москва. Было тихо, пустынно. К нам по нему легко катила одинокая автомашина. Папа взмахнул рукой. Она остановилась. В кабине машины сидели двое военных. За рулём - солдат в пилотке, а рядом офицер в фуражке.
 Папа достал из кармана документы, показал их офицеру. Тот мельком глянул на бумажки, увидел меня и мою маму, кивнул: - Быстрее! Садитесь!

 И вот уже мама в кабине этой автомашины, а я , папа и офицер в кузове. И мы едем! Мимо мелькают деревья, катится под колёса дорога! Такое счастье!
 
Но вдруг где – то рядом возникают какие-то непонятные звуки. И офицер, заколотив кулаками по кабине, кричит: - Воздух! Воздух! Стой!

 Папа, прыгнув на шоссе, рвёт дверцу кабины, хватает маму, кидается с ней в канаву, кричит мне: - Оля! Прыгай!

 Я, не понимая ничего, падаю на дно кузова, мельком вижу над собой самолёт с чёрными крестами на крыльях. Он  кругами ходит над автомашиной, от него летят какие – то визжащие пчёлки. И там, где они касаются земли, трава пузырится, рвётся в клочья…

 Почти теряя сознание, я вижу, как очередная лента этих визжащих пчёлок проходит через кабину автомашины. Она вздыбливается, опрокидывается, и я неуклюжим мешком падаю на булыжники…

 Что было потом, помню клочьями. Главное - я с разбитым позвоночником на горячих кирпичах чужой печки в незнакомой деревне. И чужая тётя теребитменя: - Дзетачка, ци ты чуешь свае ножки? Чуешь! Бацюхны! Пашчасцила табе! Хадзиць будзешь! Спинны мозг не парушаны!
Да, хожу я с тех пор своими ножками, сражаюсь с хваробами и врагами...

И только через несколько лет узнаю, что имя той злосчастной автомашины  произошло от её грузоподъёмности, то есть  «полторы тонны». Одним словом,  - «Полуторка»,..
 ***
© Copyright: Ольга Кузнецова 12, 2013
 Свидетельство о публикации №113110102614
***