Богиня Удачи

Альберт Шаров 2
Этот рассказ следует читать после рассказов: "Тарантула" "Только вперёд" и "Вертолет".

    Весь"Пентагон" гудел,как взъерошенный и растревоженный улей.
Главный вестибюль, запасной и все коридоры были заполнены суетящимися и спешащими моряками рыболовного флота конторы Эстрыбпром. Люди ,в основном,
среднего возраста, но были и от 18 до 50 лет и за пятьдесят. Одеты прилично,
согласно своих возможностей, вкуса, портов захода и другой удачи. В типовой морской форме со всеми регалиями, парадной, если к начальству, и повседневной, по обстановке. В большинстве в обычной гражданской одежде с большим разнообразием. Обычно у всех было мало времени и много дел в ОК,ОФ и других
отделах. Особенно на выходе судна в рейс или по приходу в порт.

    У входа в кабинет отдел флота Ширкова остановила яростная канонада
какой- то перепалки  на повышенных тонах, за дверями:

   "Матросы- без касок…"

    Ему отвечал надрывный баритон:

- На ху- траля-ля и фига…

    "Матросы,чeрт знает,     без спасательных жилетов…"

   -А ху – трабалды и фига ни булды…

    "Матросы сидят на планшире, как куры на нашестеее…"

   -А нехо фига с маслом ни ху-хуу…

    "Это нарушение ПТБ..."

    - А хуху- не хохооо? Охооох…

     Ширков толкнул дверь и вошел в просторный кабинет ОТДЕЛА ФЛОТА. Эффект был такой, будто взорвалась, тяжелого калибра,  внушительная бомба.
Возникла гробовая и могильная тишина.

     За столом президиума сидел работник ОТБ Эстрыбпром. Ширков хорошо знал его, работали на одном судне. Это бывший, средней руки, судовой электромеханик и недоброжелатель по последнему сов местному судну. Он, используя конторское служебное положение, пришёл сделать выпад и все возможные неприятности своему оппоненту. А, может быть, его послали специально.

     Перед его глазами лежала газета с фотографией спасательной шлюпки,
на которой у румпеля стоял командир Ширков. А в шлюпке, наглядно было видно, что матросы без экипировки, одеты как попало и не только. Ну основное, матросы без касок и жилетов. Да и сам Ширков налегке.

     Командир шлюпки мгновенно все понял. Только что перед этим рейсом,
он был снят с капитанов и исключён из партии. Практически ни за что. Да и сам напросился, так сказать. Мог промолчать, как обычно делали коллеги у начальства и всё бы прошло и проехало нормально. А Ширков ответил встречным и прилично хорошо накалил обстановку. Начальство, посредственной категории, и так, недоброжелательно смотрело на бывшего отличника ТМУ и вообще классного отличника в судовождении, и очень хотело показать, кто здесь кто.

     Накрутили слов и приказ, за морально- политическое разложение, интимную связь с женщиной на судне. Особенно старались бывшие военные, они были мастаки строчить приказы ,сногсшибательные формулировки. Всем такое было можно, а кому- то нет. Ну да ладно, переживём. В другие конторы, например Минморфлот ,ММФ, бывших военных старались не брать, там их хорошо знали. Слышал, что на гражданке  они дубы, а в РП МРХ проход был свободным.

     Последний рейс Ширков ходил  старпомом на таком же БМРТ.
А сейчас, когда он на ступень понижен в должности, над ним нависала
новая  неприятность. Его решают понизить в должности ещё на ступень, или там выговор, или ещё что придумают, и это организует этот недоброжелатель из ОТБ- Отдел техники безопасности. Этот отдел очень серьёзный.

     Ширков и сам знал, что даже только по фотографии, административно, можно найти нарушение многих основополагающих инструкций , в частности подготовки, проверки и не только, а почти всё. Матросы без касок и жилетов. Это во первых, во вторых и так далее.

     Но это только цветочки и небольшая вершина айсберга.
Эти люди не видели и не знают, что фактически, там было,
в том деле. Они никого не спасали, в гибельном и опасном пространстве океана, не брали на себя ответственность или даже сверх- ответственность. Конечно, и не хотят ничего знать. Они хотят видеть, найти, подстроить, только то, что им надо. Ширков очень надёжный судоводитель, со ВТУЗОм, которых мало, пока единицы и, до которого им очень далеко. Ширков уже с большим опытом в море и ,что их бесило, очень независимый. Именно этим и именно за это им хотелось очень насолить командиру шлюпки. Но не только это.

    Ширков интуитивно видел, что в общем-то, в любом случае, это всё временно, ибо промысловых капитанов всегда не хватало. Многие попадали в моменты разных неприятностей, и Ширков здесь не первый и не последний. Но тем не менее, какая-то неприятность закрутилась, а лишние неприятности ни к чему.

     Здесь даже не стоило пытаться объяснить, что в таких или вообще
критически сложных , непредсказуемых, и скоротечных событиях, полной нехватке времени и прочее, никакая инструкция не поможет, а только ухудшит результат.
Спасательную операцию можно было удачно провести,  только на базе индивидуальных
способностей, прошлого опыта командира и без инструкций. Что и было сделано.

     Да и что такое инструкции или правила. Конечно, свод правильных стандартных или типовых действий в различных ситуациях. Но они для общего массового применения в какой-то средней или типовой обстановке. А, если ситуация , как обычно и бывает, нестандартная , неопределённая и т.д., то здесь не до правил. Вся надежда на командира, его индивидуальные способности и возможности и его интуицию. Особенно интуицию, которая срабатывает почти автоматически. Оптимальные решения и действия, которые приводят к успеху, выше всех правил и инструкций.
 
     Да и все правила имеют исключения. Например, основополагающий закон мореходства, МППСС- 72 (Международные Правила Предупреждения Столкновения судов) предусматривают возможность отступления от правил для избежания непосредственной опасности. Поэтому никаких нарушений здесь не было, но их очень хотели найти. В кабинете конторы любое дело можно повернуть и так, и эдак. У них есть печать и секретарь с печатной машинкой.

     Там, возможно, и были сплошные нарушения инструкций, но действовать нужно было так, как работал Ширков. Изо всего вороха правил и инструкций, конечно,
Этот факт подтвердил блестящий результат всей спасательной операции. Именно результат показывает. что именно есть правильно.

    Инструкции, конечно, нужны, но, они не могут охватить всех нюансов и моментов. В морском деле допускается, что в некоторых случаях можно отступить от правил для избежания непосредственной опасности. А Ширков- достаточно
давно мастер в своей специальности, владеет слепой навигацией, когда при полной отсутствии видимости, в тумане, без компаса, может точно выйти на объект и также вернуться на своё судно и т.д. Это может вообще далеко не каждый судоводитель. Ширков действовал по своему опыту и обстановке. Только он знал как, что и куда. Работа выполнена чисто и без потерь. Риск, при этом, конечно, был неизбежен. Но такова работа вообще. Да и риск оправдался.
 
В истории и литературе имелась крылатая фраза:
    "Победителя не судят!"

Но контора есть контора и у Ширкова полно недоброжелателей из руководства. В этом, конечно, виноват сам Ширков, но так получилось.

     В том случае времени не было ни на что, подготовку, проверку и т.д. Только немедленные действия с тем , что было. Всё остальное Ширков взял на себя.
Ширков - старпом вообще мог не идти на спасение. Он уже отстоял ночную вахту 04.00 - 08.00, затем отработал в цеху матросом на подвахте до 12.00. Т.е восемь часов на работе. Нормально было падать спать немедленно. Но он пошёл на спасение. Хотя идти мог любой другой штурман или вообще никто. В сплошном тумане отходить от своего судна вообще нельзя. Самое правильное, чтобы никто не пошёл на спасение, ибо это недопустимый риск. и, конечно, нарушение ПТБ и не только.

     Время никогда не ждёт, оно летит. Потерпевшие или терпящие бедствие всегда находятся в гибельных секундах или меньше. Помощи нужна немедленно. Какие там компасы, каски или ещё что...Какой-то туманный нюанс , так же туманно, появился и тут же исчез. Такую спасательную операцию может выполнить только Ширков, или вообше никто. Да и капитан БМРТ не решится отправить в туман шлюпку под командованием 3-го штурмана или второго. А старпом!!!??? Он уже в шлюпке...Он уже в деле.

     В случае потери времени, тогда, даже секунды, всё, вместе взятое, теряло смысл. Но этого лучше не говорить , всё равно не захотят понимать, а, если поймут, повернут по своему. Это РП МРХ, очень много от шарашкиной конторы, а не
сияющий Мин Морфлот.

     За столом сидел функционер конторы Эстрыбпром, с недоброжелательным уклоном, бывший, средней руки, электромеханик траулера, вместе работали и отношения тогда не сложились. Этот тип, абсолютно серый в спасательных операциях, никогда никого не спасал, настраивал против этого командира- спасателя, весь отдел флота, человек десять. Реванш хочет взять.

      Он ,конечно, по причине низкого профиля и уровня, все равно боялся Ширкова и вздрогнул, когда тот вошёл в кабинет. Из документов, перед глазами, только фотография из газеты, на которой матросы без касок и жилетов. Но эта же фото и особенно текст, в тоже время, яркая иллюстрация блестящей спасательной операции. Это смотря как повернуть.

      Контора ЭСТРЫБПРОМ только что, перед этим рейсом сняла Ширкова с капитанов, практически ни за что. Привязались за лёгкую интимную связь с женщиной на судне. Административные разборки. Всем можно, а Ширкову нет. Руководство конторы безусловно главнее капитана.

      Но сейчас Ширков имел за собой, на глазах у всех, блистательно успешную спасательную операцию и соответствующий похвальный резонанс от руководства самой сильной и богатой страны нашей планеты.

      Благодарственная РДО от США уже пришла и подтвердила фактический уровень класса  проделанной работы. Ситуация было неординарная и не каждому по плечу.

      Возможно руководитель ЭСТРЫБПРОМа , скорее всего был недоволен, что Ширкова уже похвалили. Ему хотелось всё наоборот. А здесь ситуация могла повернуться вверх ногами.

      Эта ситуация могла сама моментом всё поставить на место так, как это и должно быть.
      Да на каком-то БМРТ уже не хватает промыслового капитана и он простаивает, экономика несёт потери, что вообще завал.

     В общем на судно, открытым текстом на весь эфир, пришла РДО с благодарностью от высоко- цивилизованного ,высоко-компетентного и высоко - грамотного морского государства, руководящего всем миром,  по всем статьям. И не только.
     РДО приняли другие радисты, других многих судов и знакомили новостью свои экипажи. Событие неадекватно, достаточно редкое и новость разнеслась почти по всему миру. Блистательно- успешная спасательная операция в сложных условиях. Престиж и не только, на весь мир почти. А это уже хорошо постаралась великолепная западная пресса. А это как бельмо на глазу у начальства своей конторы Эстрыбпром. Потому что командовал и руководил этим Ширков.

     Экипаж рыболовного судна, спасательная команда и, конечно, командир группы- Советские, под Красным флагом. А это, как ни крути- резонанс в МИД, МРХ, прессу и от прессы, и не только. Спасение гражданина США в Атлантическом океане в сложных и тяжёлых погодных и гидрометеорологических условиях.

     В большом светлом кабинете за своими столами сидели с десяток
морских инспекторов- капитаны дальнего плавания.
Все замолкли и уткнулись носами в столы, вроде как, в свои бумаги.
В отдел вошёл не кто нибудь,а сам Ширков. Блистательный, в прошлом, отличник ТМУ и вообще. Он же и в настоящем и, конечно, в своём будущем.
Таким был и остался в памяти тех коллег, которые его знали. Но были и другие
люди и мнения с желанием-  совсем наоборот.

     Молодой и деловой Зам. Начальника ОТБ пришёл возможно с  поддержкой и установкой, согласованной в парткоме, - найти,создать и сделать все ,что можно, плохое для Ширкова. Отодвинуть и задвинуть его подальше. У них есть печать и право издавать приказы.
 
     Все ясно. Газета с фотографией лежит на столе. Продаётся во в всех киосках.
Кругом враги и силы не равны до бесконечности.
Конечно, сделают, что хотят, на последней ослабленной позиции. Здесь в открытую драку вступать- нет  смысла. Да и предчувствие такое, что сама ситуация разрулит и поставит всё на место.

     В общем, все понятно. Конечно, легковесного Ширкова попытаются
в очередной раз уложить на лопатки. Врагов с руководства не так много , но они появляются системно ,когда вчера только было нормально, а сегодня вылез, как таракан из под печки. А у него заместители, секретари, партком и не только.

     Но не впервой. Он бывал в ещё тех переделках, но выводил из передряги судно, экипаж и груз, всегда и везде чисто. Таково море, флот и люди.
Хотя наворотить бед в конторе могут и выпьют крови тоже много. Это РП МРХ,со своим мусором, чего уж тут. Хотя просто парадокс.

     Он заключался в том, что удачно спасли американского
летчика исключительно быстрыми и умелыми действиями экипажа шлюпки.
Шлюпкой командовал Ширков, ключевая фигура всего дела, который перед этим был снят с капитанов и исключён из Партии, практически ни за что. По прихоти начальства и парткома. Это обычная схема рыболовных контор. Привязались и нашли предлог за женщину, да и всё. А это такой пустяк, что просто тьфу и забыть.


     А в этом событии не нужно много объяснять, что с присущим блеском сработали именно его личные качества. Особенно и ,в главном, его превосходная интуиция , а также весь комплекс творчества мысли, способностей, морской практики и других векторов и моментов. Такое есть далеко не у всех, а только у таких, как он.
   Уже была на судне комиссия из США из трёх морских офицеров, которые выразили своё восхищение действиями шлюпки в таких сложных условиях.

   Уже были получены благодарственные телеграммы, в первую очередь, от США,
начальства МИНРЫБХОЗа СССР и других, сопутствующих адресатов.

    В иностранной  и своей прессе были лестные отзывы.
 
     Однако в ЭСТРЫБПРОМе решили разыграть свою версию...
     Понизить Ширкова ещё на ступень или что ещё, за бумажное нарушение ПТБ.

     Гнетущая и оглушающая тишина грозовой тучей
заполнила весь большой и авторитетный кабинет.
     Ширков за многие годы службы на море не помнит, не видел и не знает
ни одного случая, когда снимают с должности командира за нарушение техники
безопасности при полном отсутствии травматизма или даже намёка на что- то такое.

     Невысокий и не рослый Ширков сам боялся пошевелиться, и не дай Бог,
кто услышит его дыхание, пульс и удары бьющегося сердца. На данный момент, по факту результатов и оценке ,особенно, иностранной прессы и официального руководства, других инстанций, классный спасатель, почти легенда, по словам некоторых очень заметных коллег. Да и не только.

     Ну, конечно, только после дальних капитанов: капитана Фернандо Магелланн и капитана Френсиса Дрейка. Да ещё, может быть, три - пять таких же капитанов впереди, а уже потом и Ширков. Но он мог и очень ошибаться, от волнения. Человеку вообще свойственно ошибаться, во многих случаях. И кто не ошибался, и никто не застрахован от такого.

     Весь ЭСТРЫБПРОМ, будто, замолк в глухом недоумении. И то и это сошлись лицом к лицу в своём слепом и неуступчивом упорстве.

     Все сидели нагнувшись и уткнулись лицом в столы.
Ширков, попрежнему стоял прямо, открыто и без тени  волнения. Он готов, лицом к лицу с тем, что ждёт его и будет апереди.икто из коллег не хотел с ним равняться в классе судовождения, а остальное можно пропустить мимо. Отдельные доброжелатели, два- три, их не бывает много, даже в тумане, узнавали его по походке и часто были в восторге от его решений и классного манёвра, который устраивал всех.

    Вдруг он, ясно почувствовал;

    За его спиной стояла ОНА! -БОГИНЯ УДАЧИ!

     Она отлично знала цену Ширкову в глазах всемирного мироздания.
Все инспектора сидели за своими столами и очарованно смотрели вперёд на Ширкова,
потому что за ним они  ясно видели её.

    Никто не издал ни звука
в присутствии ОСОБЫ ТАКОГО РАНГА.

    Ширков её не видел , но, за спиной, он чувствовал присутствие чего-то главного, блистательное сияние и молчаливый истинный вердикт

     Американский лётчик после крушения своего самолета, был травмирован и
разбит. Он находился в волнах открытого океана ,в тумане и полной неизвестности. Время его жизни исчислялось минутами и секундами. В воде океана, вблизи акулы. Найти его и прийти на помощь не мог никто. Видимость почти нуль. Никакие радары и приборы тех времён не могут обнаружить в волнах океана тонущего человека.

     Вот только этот включил свои внутренние силы, способности и возможности, решил задачу, которая математически не имела решения. Ширков далеко не музыкант, но взялся лично и выполнил спасательную операцию, как по нотам. Всё делалось и шло только по личной индивидуальной интуиции, а не по инструкциям. Эта интуиция вовремя включилась в нужное время и в том месте. Успех всей операции обеспечили блистательные морские качества командира шлюпки, его личная невидимая навигация, его нестандартные решения и практические действия. Это ясно ,как и ясный день. И сейчас Ширков почувствовал.

    За спиной Ширкова стояла Она, Богиня Удачи. Конечно, её никто не видел, ибо такое невозможно. Но она была здесь, за спиной командира шлюпки. Никто не смел и вякнуть.
 
     Она просто не могла оставить его один на один с окружающим озлобленным контингентом конторы управления ЭСТРЫБПРОМа.
---------------

     Вдруг один седой Капитан дальнего плавания,
откашлявшись, заговорил, на полу- баритонах с тенорком и расстановочкой:

     "Дааа! Пускай бы они тоонууулиии, а Ширков бы читал техникууу бееезооопааасностииии…"

     Начальник из ОТБ быстро, и почти незаметно, смылся, и там осталось только пустое место. А ,возможно, он, только сейчас кое что понял...

     Ширков подписал свою бумагу и вышел из кабинета,
а затем покинул здание управления конторы ЭСТРЫБПРОМ навсегда…
Надо было бы раньше, но как-то не получалось. Но лучше так, чем никогда. Время ещё есть.

     Он ни с кем не попрощался и очень хотел
выбросить из памяти все, что было связано с этой конторой.
Попал сюда случайно, по распределению после мореходки ММФ и никогда не хотел здесь быть и работать. Мучительно ждал момента, чтобы вернуться на транспортные грузовые суда  ММФ.


     Такой морской рыбацкой конторы, как Эстрыбпром, невозможно себе представить. Абсолютно и относительно непригодна для нормального человека, которого не уважали и не считали человеком. В то время там не было даже морской гостинице, чтобы моряк мог переночевать. А в других портах были даже две и не только. Это была самая неудачная и непредпочтительная контора.

     Но,как выбросить из памяти почти всю жизнь,сотни или тысячи
авторских тралений,дрейфы с сетями в ураганах и штормах,
и горы тонн первоклассной столовой рыбы для страны и народа …

     Конечно, вдогонку этот ЭСТРЫБПРОМ закрыл Ширкову его морской загранпаспорт и пытался сделать много неприятностей. Но это было уже неважно, да и временно. На новой работе оформят новый.


     Ширков,"Адмиралл", чуть расслабившись, второй день сидел в своем удобном кресле у стены большого кабинета другой конторы. Инженер- судоводитель и Капитан дальнего плавания с дипломом международной категории, опыт и стаж мореплавания по всей географии морей и океанов соответственно. Он знает всё и может всё по флоту и не только.

     Перед его глазами был весь кабинет отдела,столы секретарши,инспектора и заместителя, и их лица располагались в профиль.

     У него за спиной, на фирменных морских часах,
не зная волнений, весело и неутомимо бежала
секундная стрелка.На стене,мягко светился бронзой,
морской барометр.

     На входной двери табличка- НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ФЛОТА.
В общем как никак,адмирал и весь табак.
Как сказал вышестоящий начальник министерства- образование больше, чем нужно и всего остального, тоже.

     Ширков, в полном золоте на кителе, и всех регалиях - начальник отдела флота другой фирмы или адмирал. Эта кличка перешла к нему от прежнего начальника. Хотя, если по военному, то так оно и есть. Под его началом группа судов или флот фирмы.

     На его кителе, отливая синей эмалью, светился академический знак
авторитетного Калининградского технического ВТУЗа КТИ. Капитан дальнего плавания без ограничений.


     Вдруг зазвонил служебный телефон:

    "Как жизнь, Альберт!"

     Звонил главный капитан флота ЭСТРЫБПРОМ
Клочко Игорь Александрович,однокурсник по КТИРПИХ.

    "Давай срочно на вокзал,Москву,
МИНРЫБХОЗ к МИНИСТРУ.Получаешь новейшую автомашину…"

     Ширков сразу понял,  что это блестящий результат действий его сопутствующего коллеги и друга. Вместе шесть лет учились в КТИ на заочном, вместе ездили в Калининград на экзаменационные сессии и жили в одном номере гостиницы или МДМ. Тот отлично знал морские способности и вообще уровень Ширкова.
Сейчас Игорь Александрович, в должности главного капитана, крупной фирмы ЭСТРЫБПРОМ, имел выход по телефону на Министерство. Он,имея копию РДО администрации США по данному событию, выпросил новейшую авто для Ширкова прямо у Министра СССР.


     Ширков почти не слушал слова МИНИСТРА…
Хотя там была хорошая оценка по этому делу от высокого начальства...
Да и вообще.Это был Ширков, да и всё.

-"Такие ,как Вы…Да. Конечнооо…

 Выбирайте машину, командир!
 Конечно, люкс!

 Ваш цвет? Голубая волна..."

-"Да. Именно эта..."

     Мысли Ширкова занимала машина.

     Светло- голубая красавица, последней модели, экс-люкс-класса тех времен,
смотрела на хозяина всеми фарами и фонарями, в зеркалах и бликах новейшего никеля.

Остальное было уже неважно.

     Ширков искренне был благодарен Игорю Клочко за машину,но эта услуга была, в общем то, ответной.
Что-то год назад ,на пятом курсе КТИ, было задание на курсовой проект- разработка индивидуальной картографической проекции в дифференциальных уравнениях. Даже для Ширкова такой проект был сложным или очень сложным и требовал повышенной подготовки в высшей математике и не только. А для Игоря
 Александровича, который в разы уступал в этом моменте Ширкову, это было вообще
почти невыполнимо и создавалась угроза для защиты диплома.
Конечно, Ширков выполнил два проекта, для себя и для Игоря.
Да и выезжали из Таллина в Калининград на сессии всегда вместе
и проживали в одном номере гостиницы МДМ в центре Калининграда.

Ширков хотел тогда помочь Игорю, да так и получилось. Ну, а позже , Клочко Игорь Александрович, который досконально знал Ширкова, помог получить ему новую машину. Он имел прямой телефон на Министра и доверительно говорил с Министром о Ширкове. Заслуги были. Конечно, по тем временам это было только право на покупку машины, Ширков оплатил чек магазина наличными- 8200 рублей. Эта сумма была заработана за несколько тяжёлых и длительных рейсов, была на сберкнижке. Машина новейшей модели, очень дорогая и так просто в магазине такую купить было тогда невозможно, а только через министерство. Поэтому счастье стоило дорого, но это был миг настоящего счастья для моряка и человека. Оценку Ширкову уже дали ответственные лица Великого, самого мощного и сильного, богатого и компетентного государства США, а также и высокого руководства своей великой страны, министра МРХ СССР. Остальных нейтрально можно было оставить за кадром.

     В скользнувшем по большому окну МИНИСТЕРСТВА,
золотистого цвета, лучу Солнца, Ширкову почудилась
улыбка Богини Удачи.




 
Примечание:

Вместо иллюстрации.

Почётный вымпел от Эстонии.

Пентагон- рыбацкое наименование конторы ЭСТРЫБПРОМ,
          тех времен ,1978 год.

Клочко Игорь Александрович- Главный капитан флота ЭСТРЫБПРОМ,
тех времен.Мой однокурсник по КТИРПИХ.Этот капитан,
будто эталон капитана,вообще,кроме ВТУЗа,теории и практики, имел
уникальные личные и морские качества.

РП - Рыбная промышленность.

Благодарю за внимание.