Герои Ленинградского Неба 4

Поправкин
Никто не забыт, ничто не забыто.

Как ранее уже писалось, к началу войны было 1309 МиГ-3, 425 Як-1, 322 ЛаГГ-3 но это не означало, что все они поступили в части. С завода истребители отправляли упакованными в ящики по железной дороге. В частях их расконсервировали, собирали и облетывали. Но не все собранные и облетанные за день летчиками (заводскими и военной приемки) самолеты принимались заказчиком, некоторые из них возвращали для устранения дефектов. Поэтому к началу войны многие из них были еще в дороге, на различных стадиях сборки в частях, либо в ожидании облета и приемки, на этапах разборки и упаковки в ящики и в ящиках на заводе. Так как именно Як-1, как показало будущее, был самым лучшим нашим истребителем в 1941,  о нём и начну рассказывать.
Прототипом Як-1 послужил И-26. Работы по этому истребителю начались в КБ Яковлева А.С. в 1939 году. Т.к. мы проигрывали Ме-109 в скорости, то на новом самолёте и нужно было её достичь. Нужно было достичь 600км/ч. Новый самолёт был показан в 1940 году, а его массовый выпуск начался с 1941 года. Новый истребитель уже занял заметное место среди наших новых истребителей.
Для улучшения аэродинамики фонарь соединялся с хвостом гаргротом. Это улучшало аэродинамическое качество, но ухудшало задний обзор, поэтому, в 42 году, в одном из полков самостоятельно изменили этот гаргрот, сделав возможным обзор задней сферы. В этом же году КБ Яковлева на это откликнулось и стали выпускать Як-1 уже без гаргрота.
Мотор был М-105 с мощностью в 1050 Л.С. и полётной массой в 2800кг позволяли развивать скорость в 590км/ч.
В общем,  была достигнута скорость на 10 километров меньше. Но истребитель был манёвренным, скоростным и главное доступным в пилотировании для лётчика невысокой квалификации, кроме того, истребитель был технологичен в условиях надвигающейся войны.
Вооружение состояло из одной 20 мм пушки и двух 12,7 мм пулемётов. Как и основпого его немецкого конкурента- Мессершмита 109Е. Надо только сказать, что калибр немецких пулемётов был по-меньше.
Вот в таком виде он и начал поступать в полки.
В Ленинградский военный округ в 158-м иап  поступило 20 самолетов. Не все самолёты прошли военную приёмку и не весь лётный состав был переучен на данный тип. Именно этот факт, делал картину ещё более грустной.
Для истребителей новых типов на одном из заводов в Ленинграде были разработаны и испытаны козырьки фонаря с прозрачной броней для защиты лётчиков. Однако, завод до эвакуации в декабре 41 года было выпущено лишь около 40 таких козырьков. Они пошли на Як-1, защищавшие Ленинград
 

В перечне Героев-лётчиков я использовал
1 И. Каберова “В прицеле cвастика”
2 В. Голубева “Крылья крепнут в бою”
3 И.Г. Иноземцев “Воздушные тараны в небе Ленинграда”
4. Ленинград. Блокада. Подвиг.
5 Асы Сталина. Энциклопедия. Томас Полак.
6.Уголок Неба  http://www.airwar.ru/


97.Павлов Павел Ильич

       Родился 16 ноября 1919 г. в д. Плосково Боровичского района ныне Новгородской области  в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Учился в аэроклубе.
В ВМФ с 1939 г. Окончил Ейское военно-морское училище в 1940 г. Участник Великой Отечественной войны. В боях с 1941 г. Командир эскадрильи 21-го иап 8-й мтад ВВС КБФ капитан Павлов в небе Прибалтики и под Ленинградом совершил 57 боевых вылетов, 121 раз сопровождал бомбардировщики и штурмовики, 47 раз летал на разведку и 29 раз отражал атаки противника на корабли и береговые объекты. В 19 воздушных боях сбил три и в группе один самолет врага . В очередном бою 27 января 1943 г. Павлов спас боевого друга и сбил самолет противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 22 июля 1944 г.
После войны продолжал службу в ВВС ВМФ.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Умер в 1963 г. в Таллине.
98.Павлов Павел Иванович

         Герой Советского Союза (1944), генерал-майор авиации, морской летчик.
Родился 11 сентября 1908 г. в Москве. Русский.
Образование начальное среднее.

В ВМФ с 1929 г. В 1932 г. окончил Ейскую школу морских летчиков.

         Участник советско-финляндской войны (1939–1940 гг.). В 1940 г. вступил в ряды ВКП(б). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В годы войны командовал 21-м истребительным авиаполком 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. К октябрю 1944 г. получил звание подполковника, совершил 454 боевых вылета, сбил 10 самолетов противника лично и 5 в группе в 44 боях, а к концу войны сбил ещё 2.
       Звание Герой Советского Союза подполковнику П.И. Павлову присвоено 5 ноября 1944 г.

В 1946 г. окончил Академические курсы офицерского состава ВВС и ПВО при Военно-морской академии, а в 1951 г. – Военную академию Генерального штаба.

С 1956 г. генерал-майор авиации П.И. Павлов в запасе.
Умер 2 февраля 1967года.
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

99.Панин Павел А

           С 1941 года капитан П. А. Панин на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 255-го ИАП. Эта часть была сформирована в мае 1941 года и первоначально входила в состав 36-й авиационной дивизии Киевского особого военного округа.
        С 22 июня по 20 августа 1941 года полк участвовал в боях на Юго - Западном фронте. За это время лётчики совершили 815 боевых вылетов, провели 54 воздушных боя, в которых сбили 16 самолётов и 2 аэростата наблюдения противника. Кроме того, полк произвёл свыше 60 вылетов на штурмовку техники и живой силы противника.
С 20 августа 1941 года по 20 марта 1942 года 255-й истребительный авиаполк находился в составе 2-й запасной авиационной бригады на доукомплектовании. Личный состав осваивал новую материальную часть - самолеты ЛаГГ-3.
7 мая 1942 года полк влился в ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. Авиагруппа обороняла Ленинград и его пригородные районы. 2 июля 1942 года 255-й истребительный авиаполк в составе этой авиагруппы  ( переименованной 19 Июля 1942 года в Особую морскую ), перебазировался на Северный флот.
    26 августа 1943 года командир 255-го истребительного авиационного полка  ( 5-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота )  майор П. А. Панин поднял по тревоге 6 истребителей, которые вступили в бой с 30 вражескими самолётами. В ходе боя 8 немецких машин удалось сбить, враг отступил, но и наша группа вернулось с задания без своего командира: он прикрыл от "Мессершмитта" атакующий торпедоносец, и был сбит вместо него...
            К тому времени отважный лётчик - истребитель выполнил 114 боевых вылетов. Участвуя в 18 воздушных боях, сбил 13 самолётов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года майор Панин Павел Алексеевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/panin.html

100.Панов Алексей Борисович

      Панов Алексей Борисович командир 67-го гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) - гвардии подполковник. Родился 15 октября 1914 года в селе Сыромятникове ныне Путивльского района Сумской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил начальную школу на родине, затем 7 классов в городе Конотопе и школу ФЗУ при паровозоремонтном заводе. Работал столяром-краснодеревщиком. В 1932 году поступил в Киевский государственный университет. В 1934 году бросил учебу в университете и по комсомольской путёвке отправился в 8-ю Одесскую военную авиационную школу имени П.Осипенко, которую окончил в 1936 году.
По окончании летной школы в 1937 году, Панов добровольцем отправляется в Испанию - для оказания помощи Республиканскому движению. Он принял участие в воздушных боях над Эрбо и Maдридом. В одном из боев его самолет был поврежден и Панов посадил свой И-16 на аэродроме Реус, что называется "на живот" - в таком виде, что техники схватились за головы. В машине не было живого места - в плоскости дыры, перкаль местами обвисла, повреждены силовые элементы крыла и фюзеляжа, пробита головка первого цилиндра двигателя... Как только дотянул раненый Панов на таком "гробу" до базы, непонятно. И каким же "чудом" представляется то, что уже через 5 суток этот самолет снова вступил в бой. Алексею повезло меньше - он провел в госпитале более 3-х месяцев. Затем возвратился в Советский Союз, где за проявленную доблесть и 3 сбитых вражеских самолета, был награжден 2-мя Орденами Красного Знамени.
      В первый год Великой отечественной войны Алексей Борисович служил заместителем командира 185-го истребительного авиаполка. За этот период совершил 70 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев и уничтожил 6 вражеских самолетов. Однажды, в период боев за Москву в 1941 году, Панов в одиночку вступил в поединок с 7-ю бомбардировщиками Ju.88 и сбил 3 из них. Летчики же его полка провели под Москвой 200 воздушных боев и сбили 22 самолета.
     В Мае 1942 года Алексей Панов принял 436-й авиаполк ( через несколько месяцев он был переименован в 67-й ГвИАП, а в Апреле 1943 ста "Краснознаменным" ). В течение 2-х лет, под командованием А. Б. Панова, полк совершил около 4250 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 265 самолетов противника, из них 8 - на счету их командира. Но все это будет потом, а пока шла напряженная боевая деятельность.
        Весной 1943 года летчики полка вели напряженные воздушные схватки в районе Старой Руссы. 17 Марта 1943 года, по наведению постов ВНОС, командир 436-го ИАП Подполковник А. Б. Панов на истребителе "Киттихаук" Р-40Е атаковал севернее Старой Руссы пару "Мессершмиттов", которые "охотились" в тылу советских войск. После внезапной атаки один из Вf.109 развернулся и ушeл на запад, однако его товарищ, проявив мастерство и настойчивость, продолжал бой. В течение 20 минут противники активно маневрировали на вертикалях, однако окончательная победа осталась за советским лeтчиком.
      Удостоенный, незадолго до этого "Дубовыми листьями" к Рыцарскому кресту, командир шварма II-й Группы JG 54 Обер - лейтенант Ханс Бесиссвенгер, имевший 152 победы, был сбит и погиб. Однако, в документах "Grunherz", он до сих пор считается пропавшим без вести. Причиной подобного стало донесение, которое составил ведомый Бесиссвенгера - унтерофицер Карл Рихтер. "Последнее, что я видел, - писал он, - был "Мессершмитт" командира, ведущий бой с большой группой русских истребителей"
      В конце Июня 1943 года 30 истребителей 67-го ГвИАП, возглавляемые Майором Пановым, прибыли на аэродром Курска и вошли в состав уже 1-й истребительной авиационной дивизии Полковника И. Kрупенина. В одном из жестоких июльских боев, 6 советских истребителей встретили группу из 15 немецких бомбардировщиков прикрытую 4 Bf.109. В итоге, вражеские бомбардировщики сбросили бомбы не достигнув цели, а Панов добился в этом бою 2-х групповых побед.
       2 Августа 1943 года Подполковник А. Б. Панов вел группу из 17-ти истребителей, чтобы прикрыть войска Центрального Фронта. В районе Красникова они обнаружили группу из 70 бомбардировщиков под охраной 40 истребителей. Советские пилоты атаковали противника. Панов в первой атаке зажег Ju.87, затем правым крылом своей машины таранил другого, который упал вслед за первым. В этот день советские летчики уничтожили 25 вражеских самолетов.
     Весной 1944 года полк перебазировался на Сиевский аэродром ( Белоруссия ). В Июне 1944 года А. Б. Панов вместе с Лейтенантом Кузнецовым охотятся за немецким разведчиком. Они поймали Ju.88 и Панов, открыв огонь с 75 метров, сбил его.
В Августе - Сентябре 1944 года 67-й ГвИАП вел напряженные бои в Польше. 12 Сентября Алексей Панов вел группу из 12-ти истребителей на прикрытие Ил-2, штурмовавших немецкие войска около Варшавы. Их встретило около 30-ти Fw.190, но в течение боя Панов и его пилоты успешно оборонялись. Он сбил 2 "Фоккера", но и сам был ранен, а его самолет подбит. Под охраной своего ведомого, Панов был вынужден выйти из боя и совершил вынужденную посадку. При этом самолет скапотировал и пилот оказался зажат а кабине, повиснув вниз головой на привязных ремнях. Вскоре к самолету прибежали наши солдаты, чтобы помочь летчику выбраться. Но было уже поздно - в загоревшемся самолете стали рваться боеприпасы...
Всего совершил 241 успешный боевой вылет, в 41 воздушном бою сбил 14 самолётов противника. 12 сентября 1944 года гвардии полковник Панов в воздушном бою был тяжело ранен и погиб при вынужденной посадке самолета. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.
      Звание Героя Советского Союза Алексею Борисовичу Панову присвоено посмертно 23 февраля 1945 года.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/panov.html

101.Пантелеев  Иван   Степанович

На третий день наступления группа самолетов Ил-2 943-го штурмового авиаполка, возглавляемая майором Васильевым, штурмовала в районе станции Синявино вражеские железнодорожные эшелоны и скопление [80] автомашин. Удар штурмовиков был эффективен. От метко сброшенных бомб на путях стали рваться вагоны с боеприпасами. Но тут на выходе из атаки в самолет, пилотируемый старшим лейтенантом И. С. Пантелеевым, попал зенитный снаряд. Машина загорелась. Пламя быстро подбиралось к кабине.
       О дальнейших действиях экипажа Пантелеева так рассказывает командир группы майор Васильев: «В это время я увидел, что горящий штурмовик разворачивается так, словно ничего с ним не случилось. Прицелившись в колонну автомашин, Пантелеев сбросил на нее остаток бомб, выпустил снаряды. Не переставал мигать глазок пулемета стрелка. Трудно сказать, разговаривали ли между собой в тот момент Пантелеев и Сологубов, но действовали они одинаково: стреляли, хотя пламя уже охватило весь самолет. Затем я увидел, что штурмовик нацелился на немецкую колонну и врезался в самую ее гущу.
Когда немного рассеялся дым, поднятый сильным взрывом, мы увидели, что большой кусок дороги был опустошен».
       За этот подвиг старший лейтенант И. С. Пантелеев и воздушный стрелок старший сержант П. С. Сологубов были награждены посмертно орденом Отечественной войны I степени.
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

102.ПАНФИЛОВ
Василий Дмитриевич

       Родился 29.3.1915 в г. Кинешма Ивановской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941. Окончил 9 классов, 2 курса гидротехникума в Ленинграде. Работал плановиком-экономистом. В Советской Армии с 1935. В 1937 окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. Участвовал в освободительном походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 и в советско-финляндской войне 1939-40.
        На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир эскадрильи 225-го ближнебомбардировочного авиационного полка (3-я резервная авиационная группа, 4-я отдельная армия) лейтенант Панфилов к декабрю 1941 совершил 124 боевых вылета на бомбардировку живой силы и техники противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 17.12.41. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.
Подполковник Панфилов погиб в авиационной катастрофе 26.11.1945. Похоронен в г. Витшток (90 км северо-западнее Берлина, ГДР).
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

103.Парфенов Дмитрий Георгиевич

      Родился 22 августа 1919 г. в  д. Глазово Окуловского района ныне Новгородской области в семье рабочего. Окончил среднюю школу п. Парахино. С первого курса Ленинградского института инженеров водного транспорта в 1937 г. по спецнабору направлен в летное училище. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1939 г. Летчик-наблюдатель ВВС КБФ.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Штурман звена 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии КБФ экипажа дальнего бомбардировщика ДБ-3ф в составе мл. лейтенанта П. С. Новикова штурмана лейтенанта Д. Г. Парфенова, стрелков В. Л. Новикова и А. М. Хохлачева совершил 30 июня 1941 г. коллективный подвиг. Вылетев на бомбежку моста у г. Двинска (Даугавпилс) без прикрытия, экипаж сбил два самолета противника, таранил в воздухе третий и направил горящую машину в танковую колонну противника. Это был первый воздушный таран бомбардировщиком в Великой Отечественной войне.
     Несмотря на ряд представлений к званию Героев Советского Союза, удостоены в 1969 г. только орденов Отечественной войны I ст. (посмертно). 6 июля 1995 г. Указом президента России П. С. Игашову, Д. Г. Парфенову, А. М. Хохлачеву и В. Л. Новикову присвоено звание Героев России (посмертно).
Останки найдены и захоронены в г. Даугавпилсе в Латвии. На месте гибели героев установлен памятник.
Награжден орденом Отечественной войны I ст., медалями.
 
104.Паршенков Петр .

           Через несколько дней бессмертный подвиг был совершен молодым летчиком полка комсомольцем младшим лейтенантом Петром Паршенковым.
Наша воздушная разведка обнаружила вражеский конвой. Тяжело груженный транспорт конвоировали семь сторожевых кораблей и катеров. По-видимому, груз для врага был очень ценный. На уничтожение конвоя вылетела четверка самолетов Ил-2 7-го гвардейского штурмового авиаполка во главе с лейтенантом Родионовым. Едва «илы» приблизились к конвою, как с кораблей охранения открыли шквальный огонь.
Младший лейтенант Паршенков, прорвавшись вместе с командиром группы сквозь огненный заслон, лег на боевой курс. На боевом счету летчика уже числилось два потопленных корабля, десять уничтоженных артиллерийских и минометных батарей и много другой боевой техники и живой силы противника.
И вот перед Петром Паршенковым новая цель. Такой крупный транспорт он не упустит! Когда цель оказалась в перекрестье прицела, гвардеец нажал кнопку сброса бомб. Самолет облегченно взмыл вверх, и летчик стал выходить из атаки. Но тут машину так тряхнуло, что ее с трудом удалось удержать в горизонтальном полете. Из-под мотора тут же вырвалось пламя. Кругом расстилалось холодное осеннее море. Только море и изрыгающие огонь вражеские корабли на нем.
Решение созрело мгновенно. Друзья видели, как Ил-2 Паршенкова круто пошел пряло на корабль. Последовал мощный взрыв. Море поглотило корабль врага и балтийского героя.
 http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

105.Паршин Георгий Михайлович

       Родился 23.5.1916 в с. Сетуха ныне Залегощенского района Орловской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил неполную среднюю школу. В 1936 окончил Херсонскую авиационную школу пилотов Осоавиахима. Работал летчиком-инструктором в аэроклубах Днепропетровска, Чебоксар, Грозного. В Советской Армии с 1941.
В действующей армии с сентября 1941. Окончил курсы усовершенствования офицерского состава в 1943. Командир эскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан Паршин к марту 1944 совершил 138 боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и техники противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.8.44. 19.4.45 за последующие 96 боевых вылетов на штурмовку вражеских позиций, лично сбитые к февралю 1945 10 самолетов противника майор Паршин (943-й штурмовой авиационный полк, 277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) награжден второй медалью "Золотая Звезда".
          С 1946 майор Паршин - в запасе, работал в гражданском воздушном флоте, затем летчиком-испытателем. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, медалями, иностранным орденом. Погиб 13.3.1956 при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве, где его именем названа улица. Бронзовый бюст установлен в пос. Залегощь Орловской обл.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988

106.ПАСЫНКОВ
Григорий Васильевич

     Родился 12.9.1922 в г. Ардон ныне Северо-Осетинской АССР в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил 7 классов, аэроклуб в г. Орджоникидзе. В ВМФ с 1940. Окончил в 1941 Ейское военно-морское авиационное училище.
В боях Великой Отечественной войны с 1941. Заместитель командира эскадрильи 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии лейтенант Пасынков к февралю 1944 совершил 96 боевых вылетов для нанесения бомбовых ударов по живой силе, боевой технике и военным объектам противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 31.5.44.
После войны продолжал службу в ВМФ. В 1956 окончил Военно-морскую академию. С 1959 полковник Пасынков - в запасе. Живет в г. Евпатория Крымской обл. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
    Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988 http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

107.Пашкевич Алексей Васильевич

       Родился 24 декабря 1916 года в посёлке Александровка Гатчинского района Ленинградской области, в семье железнодорожника. Окончил 7 классов неполной средней школы. Был рабочим, затем токарем на заводе в Белорецке. После окончания аэроклуба, был оставлен в нём лётчиком - инструктором. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
     В боях Великой Отечественной войны с октября 1942 года. Сражался на Як-1 под Сталинградом. После перевооружения на Ла-5 воевал на Курской дуге и под Киевом, участвовал в операции "Багратион", в боях в Прибалтике и Германии. В составе 653-го истребительного авиаполка ( впоследствии 65-й Гвардейский ) и 63-го Гвардейского авиаполка сражался на Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах. Отличился при освобождении Могилёвской и Минской областей.
      К октябрю 1944 года командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) гвардии майор А. В. Пашкевич совершил 115 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника.
      23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, гвардии майору А. В. Пашкевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего совершил более 300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.
       После войны продолжал служить в ВВС. Участвовал в Корейской войне, где сбил 2 американских самолёта. В 1955 году окончил Высшую Военную академию имени Ворошилова.
С 1959 года генерал - майор авиации А. В. Пашкевич - в запасе.
Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.
       Умер 28 августа 1967 года. Похоронен в Ленинграде.

108.Пелевин Константин Яковлевич

       Родился 13 мая 1916 года в городе Петроград ( ныне Санкт - Петербург ) в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в 1934 году. Работал слесарем на оптико - механическом заводе.
       В Красной Армии с 1937 по 1940 гг. и с 1941 года.
На фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года. Служил воздушным стрелком в составе 174-го штурмового авиационного полка ( впоследствии ставшего 15-м Гвардейским ШАП ).
В составе экипажа с 5 марта по 4 Апреля 1944 года совершил 17 боевых вылетов. Уничтожил 1 танк, 6 орудий, 4 автомашины, 2 пулемёта, 2 миномёта, 5 повозок и до взвода живой силы противника. 28 марта 1944 года в воздушном бою в районе населённого пункта Коссари ( 16 км юго - западнее города Нарва, Эстония ) сбил вражеский самолёт Ме-109.
8 апреля 1944 года награждён орденом Славы 3-й степени.
В октябре - ноябре 1944 года юго - западнее города Вилкавишкис ( Литва ) в 5 воздушных боях отразил несколько атак вражеских истребителей, огнём из пулемёта по наземным целям подавил 3 пулемётных точки, вывел из строя 4 автомашины, 7 повозок, истребил большое количество солдат.
      3 декабря 1944 года награждён орденом Славы 2-й степени.
      К 3 мая 1945 года выполнил 146 боевых вылетов на штурмовку военных объектов, аэродромов, скоплений живой силы противника. 29 Июня 1945 года награждён орденом Славы 1-й степени.
В 1945 году демобилизован. Жил в Ленинграде. Работал слесарем - модельщиком.
      Умер 22 октября 1987 года.

109.ПИЛЮТОВ
Петр Андреевич

     Родился 23.12.1906 в дер. Лучин ныне Рогачевского района Гомельской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1939. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 - рабочий металлургического завода в г. Аша Челябинской обл. В Советской Армии с 1928. Окончил военную школу авиационных техников в 1932, Качинскую военную школу летчиков в 1935. Участник спасения челюскиицев в 1934, боев у оз. Хасан в 1938, советско-финляндской войны 1939-40.
     На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан Пилютов в воздушном бою 17.12.41 у оз. Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолета и, несмотря на ранения, сумел посадить свой подбитый самолет. К этому времени совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолета противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 10.02.43. Всего за время войны сбил 17 самолетов противника.
     После войны продолжал службу в армии. С 1955 полковник Пилютов - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Умер 24.3.1960. В г. Аша его имя носит парк, а в Ленинграде - улица.
    Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
Другие материалы
Один против шести. Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат

110.Плеханов Иван Ефимович

       Плеханов Иван Ефимович - командир звена 158-го истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса Войск ПВО территории страны, старший лейтенант.
Родился 27 сентября 1917 года в селе Ильинка Пристенского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов и 1 курс Курского железнодорожного техникума.
В Красной Армии с 1936 года. Окончил Качинскую военно-авиационную школу лётчиков в 1938 году. С 1938 по 1941 годы жил в городе Люберцы Московской области.
     21 июня 1941 года Плеханов выполнил своё первое "боевое" задание, доставив пакеты особой важности в авиационные полки Московского военного округа с предписанием рассредоточить самолёты и быть в полной боевой готовности.
     В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней Плеханов участвовал в патрулировании воздушных подступов к Москве.
В начале сентября 1941 года полк, в котором служил Плеханов, был переброшен на защиту Ленинграда.
     Как-то раз воздушный разведчик врага пытался сфотографировать под Ленинградом переправу наших войск. Плеханов немедленно атаковал врага. С дистанции 50 метров он открыл огонь. В результате подбитый "мессершмитт" врезался в болото.
26 июня 1942 года стремясь разрушить железнодорожный мост и взорвать плотину Волховской ГЭС, гитлеровцы предприняли массированный налёт. Всего в нём участвовало 56 бомбардировщиков Ю-88 и 12 истребителей Ме-109. Нашу десятку вёл Плеханов. Он, настигнув флагмана, обрушил на него всю огневую мощь. Тот вспыхнул факелом и пошёл к земле. Ещё одного "Юнкерса" уничтожил Михаил Жуков. В этом бою Плеханов был легко ранен. Всего в тот день советские лётчики уничтожили 13 вражеских самолётов.
28 июля 1942 года Плеханов сбил в первом вылете в районе города Урицк (ныне в черте Ленинграда) 2 бомбардировщика, а во втором - истребитель противника.
Старший лейтенант Плеханов к августу 1942 года совершил 244 боевых вылета, в 34 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 2 самолёта противника.
        2 августа 1942 года Плеханов, уже сбив 2 вражеских самолёта, увидел, как 3 "мессершмитта" нацелились на его ведомого. Он поспешил на помощь, и один "мессер", дымя, пошёл к земле. Но когда выходил из атаки, 2 немецких истребителя обрушились на него.
      Снаряд попал в кабину. Плеханов не сразу заметил, что осколком снаряда ему срезало руку. Колоссальным усилием воли обливающийся кровью лётчик развернул самолёт в сторону своей территории и, теряя силы, открыл колпак кабины и отстегнул ремни:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Ивану Ефимовичу Плеханову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (No. 780).
Последние 2 года войны Плеханов провёл на одном из аэродромов. Капитан без правой руки занимался обучением молодых лётчиков премудростям воздушного боя.
       После войны продолжал службу в Главном штабе ВВС. В 1956 году в звании полковника Плеханов уволился в запас. Работал в Первомайском райисполкоме города Москвы. Скончался 19 апреля 2005 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
      111. Погорелов Василий Порфирьевич
             Родился 18 августа 1919 года в селе Новоспасовке Куйбышевского районе Ростовской области. В 1930 году семья переехала в город Красный Луч Луганской области.
Закончил Ворошиловградскую школу пилотов.
На фронте с июня 1941 года в составе бомбардировочного полка на Пе-2. В сентябре 1941 года сражался на Северо - западном фронте.
За 33 успешных боевых вылета на разведку в ноябре 1941 года Василий Погорелов был награжден орденом Ленина.
21 июля 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.
10 марта 1943 года во время 241-го вылета на разведку в район Дно - Сольцы - Шимск - Новгород - старая Русса его самолет был атакован истребителями.
Хотя летчик смог посадить израненный самолет, но раны были слишком тяжелыми.
Похоронен в поселке Выползово Новгородской области.

112. Покрышев Петр Афанасьевич

        Петр Покрышев родился 24 Августа 1914 года в селе Голая Пристань, ныне гор. Голопристанский Херсонской обл, в семье крестьянина. Окончил школу ФЗУ. В 1934 году поступил в ВВС и закончил Одесскую школу пилотов, год спустя. Боевое крещение принял во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 гг.
     18 Декабря 1939 года у Выборга финские истребители атаковали группу советских бомбардировщиков. Им на помощь вылетела эскадрилья 7-го ИАП КБФ. Не найдя противника, она занялась штурмовкой железнодорожных составов. Неожиданно в воздухе появились 3 финских "Фоккер Д-21". Лейтенант Покрышев первым заметил опасность и развернул свое звено навстречу противнику. После упорного боя ему удалось сбить ведущего финской группы. Бой проходил над территорией противника, который открыл по нашим самолетам сильный зенитный огонь. Один снаряд попал в машину Покрышева - она загорелась. Но летчик сумел посадить ее на лес и остался жив.
Упорный бой эскадрилья 7-го ИАП во главе с Ф.И.Шинкаренко провела с группой финских истребителей 23 Декабря. В этом бою Петр Покрышев добился новой победы. По одному самолету сбили также А.Д.Булаев, Г.П.Ларионов и другие летчики. Всего же противник потерял в этом бою 10 машин.
   22 Июня 1941 года, Старший лейтенант Покрышев встретил в 154-м ИАП, расположенном под Ленинградом. Уже 25 Июня, на своем И-16, он одержал 1-ю победу в этой войне - сбил разведчик Ju.88. Две последующие победы были одержаны 29 Июня и 3 Июля 1941 года.
Лето и осень 1941 года были тяжелым временем для Советских ВВС. Под командованием Майора Йоханнеса Траутлофта, эскадра JG 54 "Gruneherz" - одна из лучших в Luftwaffe, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из Советских Истребительных подразделений - 39 ИАД, довольно успешно действовало даже против таких опытнейших немецких летчиков. В течение Августа 1941 года, 39-я ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолетов в этом районе. Петр Покрышев содействовал этому - 4 личными победами. За успехи в течение первых, самых трудных месяцев войны, его назначили Комэском 154-го ИАП (Командир - Полковник Матвеев А.А.), одним из первых получивший по Ленд-Лизу Американские истребители Curtiss P-40 "Томахаук".
     17 Декабря 1941 года, пять "Томахауков" P-40B под командой Покрышева вылетев на сопровождение группы транспортных самолетов, были атакованы девятью Bf.109F. В ходе боя, Покрышеву удалось сбить один самолет. Пилот немецкого истребителя (командир I-й Группы JG 54, хауптман Юлиус фон Селла) имел 15 побед, отметки о которых были нанесены на руле поворота его машины.
В течение зимы 1941 - 42 гг, "Томагавки" 154-го ИАП занимались прикрытием "Дороги жизни", связывающей Ленинград с Большой Землей. В течение 1942 года, полк получил новые P-40E "Warhawk". Одна из машин, с "Белым номером 50", досталась и Покрышеву. 24 и 25 Апреля 1942 года "uftwaffe предприняли массированные налеты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го ИАП. В напряженных воздушных боях за эти дни, было сбито и повреждено 35 немецких самолетов при потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило Немецкое командование отказаться от дальнейших налетов на Кронштадт.
      Петр Покрышев не только воевал, он экспериментировал, искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в частности пары. Так, Главный Маршал авиации А.Новиков, бывший в первые месяцы войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового боевого порядка истребителей, вспоминал:
"Первыми систематически применять боевой порядок "пары" стали Петр Покрышев и Андрей Чирков. Кстати, Покрышев предложил перейти на пару еще во время войны с Финляндией, доказывая преимущества пары перед звеном из 3-х самолетов. Но тогда этот вопрос повис в воздухе - переход к "паре" во многом менял тактику воздушного боя, требовал от ведущего и ведомого абсолютной синхронности и согласованности в действиях...".
Покрышев довел эти элементы до совершенства. Он был одним из первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения истребителей по радио: "...без твердой связи в парах и группах между собой и землей, нечего и думать о завоевании господства в воздухе..." Все о чем мечтал                Петр Покрышев, уже вскоре было внедрено в боевую практику нашей истребительной авиации.
      К Июлю 1942 года, Покрышев совершил 211 боевых вылетов, провел 38 боев и сбил 11 самолетов лично и 7 в группе. В течение лета и осени 1942 года, он удвоив свой счет, внес достойную лепту в деятельность полка, который в Ноябре 1942 года получил звание "Гвардейского" (29-й ГвИАП). Успехи Покрышева были впечатляющими: в течение 282 боевых вылетов до Февраля 1943 года, он провел около 50 воздушных боев, в которых сбил 29 самолетов противника (7 из них, в группе с другими пилотами).
       10 Февраля 1943 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза за победы одержанные к Июлю 1942 года. Весной 1943 года, все P-40 были переданы в 196-й ИАП, а полк получил новые Як-7Б. 13 Июля 1943 года комэск 29-го ГвИАП Петр Покрышев сбил в районе Ленинграда Fw.190 из JG 54. Его пилотом оказался 32-летний оберфельдфебель Петер Бремер (имевший 40 побед), из штабного штаффеля, прозванный "лисом" за соответствующие качества характера. Он попал в плен, после вынужденной посадки на советской территории.
     В Июне 1943 года, Петр Покрышев, теперь уже Майор, принял командование 159-м ИАП летающим на истребителях Ла-5. В этом полку он и закончил войну, заработав репутацию не только отличного пилота, но и грамотного руководителя. Примером проявления личного мужества, выдержки и самообладания в воздушном бою, мастерского владения маневром и огнем может служить следующий эпизод из боевой практики Покрышева.
      Он летел принимать полк один, без прикрытия, и встретил звено вражеских бомбардировщиков. Стремительная атака - и "Хейнкель", объятый пламенем, пошел к земле. В это время со стороны солнца появилось 6 FW.190. Теперь Покрышев атакует истребители. И один из них разделяет участь бомбардировщика. Но к оставшейся пятерке подходит еще пара вражеских истребителей. И они все устремляются к самолету Покрышева. Связав их боем, летчик постепенно подвел "Фоккеры" к своему аэродрому, где по ним ударили зенитки. Сам же он благополучно приземлился.
       6 Сентября 1943 года, во главе двух пар истребителей, Покрышев прикрывал наши наземные войска. В это время в небе появилось 12 "Юнкерсов" под прикрытием четверки Bf.109. Обманув вражеских истребителей, Покрышев атаковал бомбардировщики и сбил 2 "Юнкерса". Наша группа потерь не имела.
"Маневр и огонь ! - писали фронтовые газеты, - в этом сила Покрышева." Сам он называл маневр своей левой рукой, которой "хватал врага за горло", а огонь - правой, которой "насмерть пронзал его".
       В своих последних 27 боях, Покрышев уничтожил еще 18 немецких самолетов. 24 Августа 1943 года он был представлен ко второй Золотой Звезде Героя Советского Союза за победы одержанные к Февралю 1943 года. Вскоре после этого, Петр Покрышев получил серьезную травму. В одном из учебных полетов на самолете УТИ-4 (двухместный вариант И-16) вместе с пилотом Кудрявцевым, двигатель неожиданно загорелся на высоте 400 метров. Они попытались дотянуть до аэродрома, но не сумели...
Но карьера Петра Покрышева на этом не закончилась. Авиационный конструктор Александр Яковлев, на присужденную ему премию, приобрел специально подготовленный Як-9 для травмированного Покрышева и, уже в Октябре 1943 года, торжественно вручил его отважному летчику (фото слева).
На этой машине Петр Афанасьевич провоевал до конца войны. Под его командованием, 159-й ИАП стал одним из лучших в наших ВВС. Среди его пилотов были такие известные Асы, как Владимир Серов (41 победа) и Петр Лихолетов (25 сбитых лично и 5 в группе). За активное участие в боях за Эстонию и освобождение ее столицы, 159-й ИАП получил наименование - Таллинский.
        Петр Покрышев был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды) и Отечественной Войны 1-й Степени. Войну закончил с 38 персональными и 8 групповыми победами (в т.ч. 2 сбитых в Финскую), одержанными в более чем 300 боевых вылетах и 77 воздушных боях.
         Петр Покрышев оставался на службе и после окончания войны. В 1954 году он закончил Военную Академию Генерального Штаба. Затем, служил в войсках ПВО. С 1961 года Генерал - Майор Покрышев - в отставке. Работал Начальником Ленинградского Аэропорта. Был Депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва. Умер 22 Августа 1967 года. Похоронен в Голой Пристани.

113.Поляков Сергей Николаевич

Родился в 1908 году в Москве, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1930 года в Красной Аpмии, окончил военное авиационное училище лётчиков.
Служил в 40-й ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского ВО. Находился в Испании с 17 мая 1937 года по 28 января 1938 года. Летал на И-16.В воздушных боях сбил 3 самолёта противника. Награжден двумя Орденами Красного Знамени (28.10.1937 и 02.03.1938).
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
На начало войны был заместителем командира 174-го штурмового авиаполка. 19 сентября 1941 года полк был переброшен на Ленинградский фронт. В первом же боевом вылете огнем с земли был сбит Ил-2 комполка Богачева. На его место был поставлен майор Поляков. Однако он ненадолго пережил своего предшественника: 23 декабря во время перелета на другой аэродром У-2 Полякова был перехвачен "мессершмиттами" и сбит. На тот момент майоp С. Н. Поляков совершил 42 боевых вылета.
10 февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Сеpгею Hиколаевичу Полякову было присвоено звание Геpоя Советского Союза ( посмертно ).
За период службы награжден Оpденами Ленина, Кpасного Знамени ( дважды ), Кpасной Звезды, медалями. Похоpонен в деpевне Лгалатово Всеволожского pайона Ленингpадской области.
 
114.ПОЛАГУШИН
Николай Иванович

         Родился 7.3.1923 в г. Ташкент в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1943. Образование неполное среднее. В Советской Армии с июня 1941. В 1942 окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.
В действующей армии с сентября 1942. Командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Полагушин к январю 1945 совершил 192 боевых вылета на штурмовку аэродромов, железнодорожных составов и войск противника, нанеся ему большой урон. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.4.45.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 окончил Высшие летно-тактические курсы, в 1955 - Военно-воздушную академию. С 1958 полковник Полагушин - в запасе. Живет в Москве. Работает в НИИ молекулярной биологии. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

115. ПОНОМАРЕНКО
Илья Неофитович

          Родился в 1909 в с. Ольховатка, ныне пгт Ольховатского района Воронежской обл. в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1931. Окончил 7 классов, работал в колхозе. В ВМФ с 1932. Окончил военную школу пилотов. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40.
В боях Великой Отечественной войны с 1941. Помощник командира 51-го минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) майор Пономаренко к июлю 1944 совершил 57 боевых вылетов, потопил 2 вражеских транспорта, участвовал в потоплении броненосца. Звание Героя Советского Союза присвоено 22.7.44.
С 1946 подполковник Пономаренко - в запасе. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Умер 1.01.1953. Похоронен в Ленинграде.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

116.ПОПОВ
Георгий Тимофеевич

        Родился 10.02.1919 в станице Урюпинская, ныне город Урюпинск Волгоградской обл. в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1944. Окончил 7 классов. В Советской Армии с 1937. Окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1941.
В боях Великой Отечественной войны с 1942. Командир эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) старший лейтенант Попов к августу 1944 совершил 97 боевых вылетов, потопил 5 транспортов, сторожевой корабль, 3 тральщика, 5 сторожевых катеров, 4 торпедных катера противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 5.11.44.
После войны продолжал службу в ВМФ. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями. 26.01.1947 капитан Попов погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в г. Урюпинск.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

117.ПОТАПОВ
Александр Семенович

         Родился 8.10.1914 в дер. Ковригино ныне Павловопосадского района Московской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941. Окончил 7 классов. В ВМФ с 1936. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Участник советско-финляндской войны 1939-40.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир звена 57-го штурмового авиационного полка (8-я бомбардировочная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) лейтенант Потапов к началу 1942 совершил 55 боевых вылетов, нанес большой урон противнику в живой силе и технике. Звание Героя Советского Союза присвоено 14.6.42. Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды.
Погиб 12.01.1943 при выполнении боевого задания. Его именем названа улица в Ленинграде, в г. Павловский Посад - бюст.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988 http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

118.ПОТАПОВ
Сергей Иванович

      Родился 23.9.1920 в дер. Слободка ныне Козельского района Калужской обл. в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1944. Образование среднее. Учился в аэроклубе г. Владимир. В Советской Армии с 1940. В 1941 окончил Балашовскую школу военных авиационных пилотов.
В действующей армии с 1943. Командир звена 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) гвардии лейтенант Потапов к октябрю 1944 совершил 146 боевых вылетов, нанес большой урон врагу в живой силе и технике. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.4.45.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1945 окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1955 - Военно-воздушную академию. С 1957 полковник Потапов - в запасе. В 1964 окончил Одесский государственный университет. Работает старшим диспетчером службы движения авиапредприятия. Живет в Одессе. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, медалями.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index
 
119.ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Евгений Николаевич

        Родился 22.6.1909 в с. Благовещенье ныне Кирилловского района Вологодской обл. в семье учителя. Русский. Член КПСС с 1940. Окончил 3 курса педагогического техникума. В ВМФ с 1927. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1930, курсы усовершенствования командного состава в 1933. Участник советско-финляндской войны 1939-40.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. В августе 1941 командир 1-го минно-торпедного авиационного полка (8-я бомбардировочная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) полковник Преображенский участвовал в нанесении первых бомбовых ударов по военным объектам Берлина. Звание Героя Советского Союза присвоено 13.8.41. С 1942 командир авиационной бригады, с сентября 1944 исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота, с февраля 1946 командующий ВВС Тихоокеанского флота. В 1950-62 командующий авиацией ВМФ. С 1962 генерал-полковник авиации Преображенский - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2 степени, Красной Звезды, медалями, иностранным орденом. Умер 29.10.1963. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя носят улицы в гг. Череповец, Кириллов Вологодской обл.; в с. Волкославино Кирилловского района установлен бюст Героя.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index
 
120.ПРЕСНЯКОВ
Александр Васильевич

         Родился 14.10.1917 в г. Скопин ныне Рязанской обл. в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал мотористом. В ВМФ с 1938. Окончил военно-морское авиационное училище в 1939. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40.
В боях Великой Отечественной войны с 1941. Командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии старший лейтенант Пресняков к началу 1944 совершил 222 боевых вылета, потопил 2 транспорта, 2 тральщика, уничтожил 5 вражеских самолетов на аэродромах. Звание Героя Советского Союза присвоено 22.7.44.
В 1954 окончил Военно-морскую академию, в 1960 - Военную академию Генштаба. С 1982 генерал-майор авиации Пресняков - в запасе. Живет в г. Феодосия Крымской обл. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, 3 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

 121. ПРОНИН Александр Георгиевич

       Родился 23 апреля 1917 года в Москве в семье рабочего Московского военно-артиллерийского завода. В 1932 году закончил семилетку, после чего пошел работать. В 1937 году без отрыва от производства закончил Пролетарский авиаклуб г.Москвы. В 1938 году окончил 2-ю ВШЛ им. В.П. Чкалова и был направлен в 8 ИАП (г.Чита).
        С августа  1939 года в составе 70 КИАП принимал участие в боях на Халгин Голе. Был награжден ОКЗ.
Согласно наградного листа  на его счету 33 боевых вылета,  7 воздушных боев. Согласно официальным данным одержал три групповые победы ( 1 парой  и 2 звеном).
         В 1940 году направлен на финский фронт в состав 25 КИАП.
После финской войны (в мае 1940 г) направлен в г.Орша на формирование 124 ИАП.
Войну встретил в 50 км западнее Белостока. После отступления направлен в ПВО г.Москвы. С 21 сентября 1941 г. на Ленинградском фронте в составе 124 ИАП, с июля 1943 ; командир полка.
       За ВОВ его боевой счет составил 6 побед (2 лично + 4 в группе).
Послевоенная карьера такова:
06.1943 ; 12.1947 Ленинградский фронт, Западный Округ ПВО командир полка, 102 гв. истребительный авиационный Выборгский полк
12.1947 ; 02.1949 МВО слушатель, Липецкие высшие летно-тактические курсы усовершенствования командиров частей ВВС
02.1949 ; 06.1951 ЛенВО командир полка, 27 гв. истребительный Выборгский полк
06.1951 ; 05.1952 Войска ПВО Ленинградского района, зам. командира дивизии, 50 истребительная авиадивизия
05.1952 ; 10.1953 ЛенВО ком. дивизии, 81 истребительный авиадивизия
10.1953 ; 11.1955 Отдельная мехармия (Румыния, Бэрэгану), командир дивизии, полковник, 66 истребительная. авиадивизия
11.1955 ; 12.1957 Москва слушатель, полковник, авиацианный факультет Высшей военой академии им. Ворошилова
12.1957 ; 07.1960 1 отд. Мехармия, ОдВО (Лиманское), командир дивизии, генерал-майор, 66 истребительная авиадивизия
07.1960 ; 06.1962 МВО (г. Липецк) первый заместитель начальника Центра по летной подготовке, генерал майор, 4 Центр БПП ВВС
06.1962 ; 02.1963 МВО (г. Липецк) заместитель нчальника Центра, генерал майор, 4 Центр БПП ВВС
02.1963 ; 01.1964 ОдВО (г. Одесса) главный штурман, генерал майор, Управление 48 Воздушной Армии
01.1964 ; 12.1967 ОдВО (Одесса) заместитель Командующего по боевой подготовке и ВУЗ, начальник отдела боевой подготовки, генерал майор, Управление 48 ВА
12.1967 ; 03.1970 спецкомандировка (Сирия), советник
03.1970 ; 11.1970 ОдВО (Одесса) начальник оперативного отдела, заместитель начальника штаба второго комплекта, генерал майор, в/ч 13700
11.1970 ; 08.1973 ОдВО (Одесса) заместитель начальника штаба, генерал майор, в/ч 13700
           После выхода в отставку, жил в Киеве.
Умер 27 июля 1992
122.ПРОХОРОВ
Алексей Николаевич

         Родился 19.01.1923 в с. Рождественское Поворинского района Воронежской обл. в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943. Окончил среднюю школу. В Советской Армии с 1940. Окончил Балашовскую военно-авиационную школу в 1942.
В действующей армии с марта 1943. Командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Прохоров к ноябрю 1944 совершил 180 боевых вылетов на штурмовку объектов врага, за что 19.4.45 ему присвоено звание Героя Советского Союза. 29.6.45 за 236 боевых вылетов, совершенных к маю 1945, и новые боевые отличия командир эскадрильи гвардии капитан Прохоров награжден второй медалью "Золотая Звезда".
В 1950 окончил Военно-воздушную академию. В 1968-75 на преподавательской работе, затем заместитель начальника Высшего военного авиационного инженерного училища. Генерал-майор авиации (1976). С 1979 снова на преподавательской работе в Военной академии им. М. В. Фрунзе. Живет в Москве. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями. Бронзовый бюст установлен в Борисоглебске Воронежской обл.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

123. ПУЗЕЙКИН Владимир Васильевич

         Родился в 1913 году в Колпине, в семье рабочего. Свой трудовой путь начинал токарем, как и отец, на Ижорском заводе. Отец Владимира, участник русско - японской войны.
        Окончив школу Владимир стал работать токарем, потом поступил в Горный институт. Однако проучился в нём Пузейкин недолго - в 1932 году по партийному набору он был направлен в лётную школу. Служил в Ленинградском Военном округе в 11-й ИАЭ.
С 3 января  1937 года по 7 сентября 1937 года находился в правительственной командировке в Испании. Летал сначала на И-15, а потом пересел в кабину И-16. По некоторым данным совершил 255 боевых вылетов, сбил в неравных схватках 6 вражеских самолётов (не подтверждается архивными данными). За "испанскую" компанию был награждён двумя орденами Красного Знамени.
В мае 1938 года был назначен командиром 2-го ИАП.
С началом Великой Отечественной войны - на фронте.  Летал на истребителе МиГ-3, сражался на Западном фронте. Участник обороны Москвы.
К осени 1941 года майор В. В. Пузейкин был уже командиром 127-го истребительного авиаполка. В 20-х числах сентября лётчики полка перелетели из Подмосковья на Ленинградский фронт. Задача была такова - прикрытие транспортных самолётов летающих в Ленинград над Ладожским озером.
На новом месте полк не имел передышки. Уже на следующий же день после прилета в                Кайваксу первая группа истребителей сопровождала транспортные Ли-2 в Ленинград и обратно. Начались жаркие дни боевой работы. Оказалось, что полёты на сопровождение транспортников не так просты, как казалось пилотам поначалу: очень часто возникали непривычные и непредвиденные ситуации. Но все эти трудности уже обстрелянные и бывалые лётчики 127-го полка сумели быстро преодолеть. Ведь большинство пилотов полка были кадровиками, окончившими авиационные училища и получившие закалку еще до начала войны. Школу боёв прошли в первые месяцы войны и лётчики младшего поколения, сражаясь под Москвой.
        За мужество и героизм, проявленные на трассе воздушного моста, командир 127-го ИАП майор В. В. Пузейкин был награждён орденом Ленина.
Владимир Пузейкин прошёл всю войну от первого дня до последнего, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника, был удостоен 20 правительственных наград. После её окончания - продолжил службу в ВВС. В запас уволился в звании генерал - майора авиации.
      Работал в Ленинградском управлении гражданской авиации. Возглавлял совет добровольцев - участников войны в Испании, а также совет боевой славы при Ленинградском Дворце пионеров

124.ПУШКИН
Николай Петрович

        Родился 4.12.1918 в дер. Норино ныне Клепиковского района Рязанской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 8 классов. Работал слесарем. В Советской Армии с 1937. Окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков в 1940.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, Калининский фронт) гвардии старший лейтенант Пушкин к маю 1943 совершил 380 боевых вылетов, в 52 воздушных боях лично сбил 7 и в составе группы 9 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 2.9.43.
         В 1948 окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), в 1955 - Военно-воздушную академию. С 1966 полковник Пушкин - в запасе. Живет и работает в г. Балашиха Московской области. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988 http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

125.ПЫСИН
Николай Васильевич

     Родился 19.12.1917 в дер. Сережино (ныне не существует) Малоярославецкого района Калужской обл. Русский. Член КПСС с 1940. Окончил 7 классов. Работал токарем на заводе в Москве. Окончил Центральный аэроклуб. В ВМФ с 1938. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1940.
В боях Великой Отечественной войны с августа 1943. Командир эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского фяота) гвардии капитан Пысин к маю 1944 совершил 76 боевых вылетов, нанес поражение 6 судам противника, сбил 2 вражеских самолета. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.8.44.
   После войны продолжал службу в ВМФ. С 1948 подполковник Пысин - в запасе. Жил в Москве. Работал в гражданском воздушном флоте. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 28.10.1975.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988 http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

126.РАЗГОНИН
Александр Иванович

         Родился 30.8.1919 в пос. Минеральные Воды, ныне город Ставропольского края, в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1958. Окончил 9 классов и аэроклуб. В ВМФ с 1938. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1940. Служил в авиации Балтийского флота.
Участник Великой Отечественной войны с 1941. Летчик 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии старший лейтенант Разгонин к ноябрю 1943 совершил 69 боевых вылетов, потопил 5 вражеских транспортов общим водоизмещением 29,5 тыс. т. Звание Героя Советского Союза присвоено 22.01.44.
После войны продолжал службу в авиации ВМФ. С 1981 подполковник Разгонин - в отставке. Живет в Ленинграде. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, медалями.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

127.РАКОВ
Василий Иванович

      Родился 8.02.1909 в дер. Большое Кузнечково ныне Кувшиновского района Калининской обл. в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1932. Окончил среднюю школу и школу ФЗУ. В ВМФ с 1928. Окончил военно-теоретическую школу летчиков в 1929, военную школу морских летчиков в 1931. Участник советско-финляндской войны 1939-40. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, командиру эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота) майору Ракову 7.02.40 присвоено звание Героя Советского Союза. Окончил Военно-морскую академию в 1942.
В Великую Отечественную войну командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии подполковник Раков к июлю 1944 совершил 68 боевых вылетов, потопил броненосец береговой обороны противника, 22.7.44 был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
После войны командовал авиационным соединением, в 1946 окончил Военную академию Генштаба. Доктор военно-морских наук (1967). До 1971 на преподавательской работе в Военно-морской академии. С 1971 генерал-майор авиации Раков - в запасе. Живет в Ленинграде. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст установлен в Ленинграде.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

128.РАЧКОВ
Иван Ильич

        Родился 8.3.1921 в с. Ивановка ныне Очаковского района Николаевской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1946. Окончил неполную среднюю школу. В ВМФ с 1939. Окончил военно-морское авиационное училище в 1943.
В боях в Великую Отечественную войну с июля 1944. Штурман авиационного звена 51-го минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) комсомолец младший лейтенант Рачков к началу 1945 произвел 19 боевых вылетов, участвовал в потоплении 5 вражеских транспортов и тральщика. Звание Героя Советского Союза присвоено 6.3.45.
       После войны служил в ВМФ. В 1956 окончил Военно-воздушную академию. С 1974 полковник Рачков - в запасе. Живет и работает в Ялте Крымской обл. Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3 степени, медалями.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

129.РЕНЗАЕВ
Алексей Иванович

        Родился в 1912 в с. Лесное ныне Земетчинского района Пензенской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1938. Образование неполное среднее. В Советской Армии с 1931. Окончил курсы летчиков-наблюдателей при Ейском военно-морское авиационное училище в 1937.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Штурман эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии капитан Рензаев к октябрю 1944 совершил 283 боевых вылета для нанесения ударов по военным транспортам и объектам врага. Звание Героя Советского Союза присвоено 6.3.45. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, медалями.
Погиб при выполнении боевого задания 19.3.1945. Похоронен в братской могиле в пгт Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской обл. В Мурманске Герою установлен памятник, в дер. Борки Ломоносовского района - мемориальная доска. На родине и в пгт Земетчино школа и улица носят имя Героя.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index
 
130.РЖАВСКИЙ
Никита Харитонович

         Родился в 1916 в с. Першемарьевка ныне Славянского района Донецкой обл. в семье крестьянина. Украинец. Окончил 2 курса рабфака. В Советской Армии с 1938. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков.
           На фронте в Великую Отечественную войну с июля 1941. Командир звена 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт) кандидат в члены КПСС лейтенант Ржавский совершил 283 боевых вылета, в т. ч. 81 - на штурмовку живой силы и техники противника. Погиб 7.12.1941 при выполнении боевого задания. Звание Героя Советского Союза присвоено 10.02.43 посмертно. Награжден 2 орденами Ленина.
          Похоронен в братской могиле у дер. Суоранда Всеволожского района Ленинградской обл. В память о Герое в деревне установлен обелиск.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

131.РОЛИН
Николай Михайлович

         Родился 27.10.1914 в с. Пол-Успенье ныне Новодеревеньковского р-на Орловской обл. в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1944. Окончил учит. институт в Курске в 1938. Работал учителем, директором неполной средней школы. В Советской Армии с 1939. Окончил Харьковское военное авиационное училище в 1941.
           На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941. Штурман эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (276-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Ролин к марту 1945 совершил 175 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника. Будучи раненным, сумел посадить машину на своем аэродроме. Звание Героя Советского Союза присвоено 29.6.45.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 майор Ролин - в запасе. Жил и работал в г. Елец Липецкой обл. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 9.6.1977.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988 http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

132.РОЩУПКИН Иван Фролович

            5 июля 1941, Полчаса гнался Рощупкин за «юнкерсом», выпуская очередь за очередью, а фашистский самолет, как заколдованный, продолжал лететь. Видимо, у молодого авиатора не хватало еще опыта и выдержки. Патроны кончились — враг, скрываясь за облаками, безнаказанно уходил. На какое-то время Рощупкин даже потерял его из виду. Но вот ниже себя в просвете облаков он заметил ускользающий Ю-88. Решение созрело быстро: перед его глазами стоял яркий пример командира. Всей массой своего самолета комсомолец обрушился на фашистский бомбардировщик, и обе машины стали падать. Таранный удар оказался настолько сильным, что Рощупкина выбросило из кабины и он на какое-то время потерял сознание. Очнувшись, он выдернул кольцо парашюта...
           После приземления его в тяжелом состоянии подобрали рядом с обгоревшими остатками вражеского самолета. Вскоре Рощупкина наградили орденом Ленина. Вернувшись из госпиталя, он снова встал в боевой сирой, в боях с воздушным противником сбил еще четыре самолета лично и пять в группе. 2 мая 1943 г. командир звена старший лейтенант Иван Фролович Рощупкин не вернулся с боевого задания.
И. Г. Иноземцев Воздушные тараны в небе Ленинграда
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

далее http://proza.ru/2014/01/22/30