Герои Ленинградского неба 3

Никто не забыт, ничто не забыто.

Самым широко использовавшимся истребителем начала войны был И-16.Рождённый в 1933 году. Сам Валерий Павлович Чкалов его поднимал!  Их было  3552самолёта! Их применяли на Халхин-Голе и в Испании. Этот истребитель был лучшим из всех применяемых до тех пор, пока не появился Мессершмитт -109 Е. Вот и начал превосходить “Моску” по скорости почти на 100 км/ч и имел лучшее вооружение!( Моска -так его в Испании окрестили. Фашисты нарекли его Крысой, Ратой.)
В декабре 2003 я поехал на столетие первого полёта братьев Райт и там пришёл журнал с самыми лучшими самолётами мира. Среди них был И-16.
Я очень удивился. Просто знал об И-16, что это был первый наш истребитель моноплан(с одним крылом или двумя плоскостями и убирающемся шасси. Он был очень манёвренным!
Тут, спустя какое- то время я узнал, что он и прадед МиГ-29 и Су-27! Вот тут- то меня и осенило. Объединяет эти самолёты то, что они являются “аэродинамически-  неустойчивым“ т.е. взаимное расположение центра масс и аэродинамического  фокуса. Я не стану рассказывать вам что это такое, потому, что лучше, чем в учебнике по аэродинамике всё равно не расскажу.
Однако, если аэродинамический фокус разместить впереди центра масс, то управлять таким самолётом будет очень сложно. Зато появляется удивительная маневренность совсем несвойственная монопланам. Управление таким самолётом будет схожим удержанию палки в вертикальном положении на кончике пальца! Тут без компьютера не обойтись!
 В 30-е годы компьютеров не было, поэтому пилот и управлял И-16, как жонглёр удерживает палку в вертикальном положении. Поэтому и считалось, что пилотировать И-16 может лётчик средней квалификации, а не юнец.
С Мигом и Су чуть проще. “Палку на кончике пальца” удерживает компьютер.
Так вот, пока не появился Ме-109Е, И-16 “драл” всех. Но в 38-м году пришёл Эмиль, а Ишачок уже устарел. (Как Авиация стремительно развивалась!  5 лет, и всё. Старик!)
К началу войны с СССР  появился Фридрих, Ме-109Ф, который обладал ещё большей и скоростью и ещё более мощным вооружением. И-16 исчерпал модификации и окончательно устарел. Но ему пришлось защищать Ленинградское Небо!

В перечне Героев-лётчиков я использовал
1 И. Каберова “В прицеле cвастика”
2 В. Голубева “Крылья крепнут в бою”
3 И.Г. Иноземцев “Воздушные тараны в небе Ленинграда”
4. Ленинград. Блокада. Подвиг.
5 Асы Сталина. Энциклопедия. Томас Полак.
6.Уголок Неба  http://www.airwar.ru/

150.  Назимов Константин Савельевич

Родился в Петрограде 4 марта 1915 г. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал на заводе и учился в аэроклубе. После окончания в 1940 г. Чугуевского военного училища летчиков почти 3 года Назимов служил инструктором и попал на фронт только в марте 1943 г.
Воевал на Ла-5 в составе Волховского, а позднее 2-го Прибалтийского фронтов. В феврале 1944 г. во главе четверки он атаковал большую группу Ju-87, сбил 2 машины, сам подвергся удару Fw-190, был ранен, но сбил истребитель прикрытия. За 16 минут этого боя четверка Назимова, куда входили А. Серегин, В. Сидоренков и В. Иванов, сбила 10 самолетов.
Через полтора года на боевом счету комэска два 254-го иап (269 иад, 14 ВА) капитана Назимова было 240 боевых вылетов, 27 воздушных боев, 15 личных и 2 групповые победы. Погиб при выполнении боевого задания 23 декабря 1944 г.
Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.

151.Неуструев Иван Павлович

Родился 15 Августа 1915 года в селе Скворечное Нижне - Ломовского уезда  ( ныне Каменского района )  Пензенской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов начальной средней школы, работал на Харьковском авиационном заводе. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С первых дней Великой Отечественной войны Лейтенант И. П. Неуструев в действующей армии. По Сентябрь 1941 года служил в 195-м ИАП; по Февраль 1942 года - 26-м ИАП; по Июль 1943 года - в Управлении 7-го ИАК ПВО; по Май 1945 года - в 11-м Гвардейском ИАП. Сражался на Ленинградском и 1-м Белорусском фронтах.
К Августу 1943 года командир 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-й Гвардейский истребительный авиакорпус ПВО, Войска ПВО территории страны )  Гвардии майор И. П. Неуструев совершил 128 боевых вылетов, участвовал в 55 воздушных боях, в которых сбил лично 11 самолётов противника и 6 в составе группы, а также уничтожил на аэродромах - 20 самолётов, 15 зенитных орудий и много живой силы неприятеля.
28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС на различных командных должностях. В 1946 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года Гвардии полковник И. П. Неуструев - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Умер 10 Февраля 1965 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Кутузова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( трижды ); медалями. На площади Победы в городе Каменке Пензенской области установлена стела и бюст Героя.
*     *     *
Боевое крещение Иван Неуструев получил зимой 1939 - 1940 годов, в период Советско - Финляндской войны. По окончании боёв был начальником курсов командиров звеньев на аэродроме Горелово  ( Ленинградский военный округ ).
Великую Отечественную встретил в должности комэска 195-го истребительного авиаполка ПВО, дислоцированного под Ленинградом. Каждый день Старший лейтенант Неуструев участвовал в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами противника. Так, 10 Сентября 1941 года в районе Коломенское шестёрка лётчиков 195-го ИАП провела бой с 50 бомбардировщиками Ju-87 и Ju-88, прикрываемыми истребителями Ме-109. Лётчики в этот день уже провели несколько воздушных боёв, в которых Неуструев сбил один самолёт врага.
А в Августе 1941 года - о чём мало кто знает - оказался под трибуналом. Его имя можно встретить во многих публикациях, но ни в одной из них об этой тёмной странице биографии нашего героя не написано ни строчки. Например, прочитав книгу "В огненном кольце", вы узнаете лишь о том, как И. П. Неуструев часто выступал на партсобраниях своей части и партактивах авиакорпуса, воодушевляя сослуживцев на отпор врагу. А политотдел корпуса направил даже в войска листовку об отважном лётчике.
Эскадрилья Неуструева действительно воевала блестяще. Уже за первые 3,5 месяца войны она уничтожила 46 немецких самолётов. 9 из них сбил сам командир.
Здесь же под Ленинградом 25 Августа 1941 года Неуструев был осуждён военным трибуналом за преступную халатность к 10 годам лишения свободы с применением отсрочки исполнение приговора и оставление в действующей армии.
Институт отсрочки оказался в годы войны весьма эффективным средством исправления осужденных. Большинство солдат и офицеров, нарушивших закон, но сохраненных таким образом для армии, как правило, самоотверженной службой в короткий срок искупали свою вину...
В чём конкретно выразилась "преступная халатность", Неуструева установить не удалось. А вот само упоминание о быстром искуплении Старшим лейтенантом Неуструевым своей вины в различных архивных документах военной коллегии Верховного суда СССР встречается не раз.
С 26 Августа по 15 Сентября 1941 года он участвовал в 18 воздушных боях, сбил 5 самолётов противника лично и 6 в группе.
Величайшего мужества требовали лётчиков осенние бои в небе Ленинграда. Они сражались с многократно превосходящим по численности врагом, и заставляли его поворачивать назад. Конечно, были и потери - и в воздушных схватках, и на аэродромах от артиллерийского обстрела и бомбежек. 17 Сентября 1941 года начальник политотдела 7-го истребительного авиакорпуса доносил старшим начальникам, что в строю осталось только 54 самолёта. И всё же защитники ленинградского неба наносили врагу огромный урон.
Однажды И. П. Неуструев в паре с Г. Н. Жидовым обнаружили на большой высоте до 50 вражеских бомбардировщиков. Разгадав замысел противника, пытавшегося бомбить объект с пикирования, они выждали удобный момент. Как только бомбардировщики перешли в пикирование, советские истребители атаковали их и сбили 2 самолёта.
За достигнутые боевые успехи судимость с Неуструева сняли досрочно и повысили его в должности, назначив инспектором авиационного корпуса. Теперь он должен был следить за точным выполнением правил техники пилотирования. Нередко Неуструев проверял и учил лётчиков в бою. Однажды инспектор показал, как быть, если враг атакует сзади. Он дал поймать себя в прицел и тут же, резко развернувшись, сам сбил врага первой же очередью. Много поучительного было и в других боях Неуструева - лётчика, сочетавшего беспредельную храбрость и твёрдый расчёт.
Вскоре Старший лейтенант Неуструев был переведён командиром эскадрильи в 44-го истребительный авиационный полк  ( 3-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус ПВО Ленинграда ).
За боевые заслуги 44-й истребительный авиационный полк приказом Народного Комиссара обороны СССР от 7 Марта 1942 года № 70 преобразован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Окончательные итог боевой деятельности И. И. Неуструева в различных источниках трактуется не однозначно. В большинстве случаях указывается на 17 личных и 6 групповых побед. Однако, М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 10 групповых побед лётчика.
После войны И. П. Неуструев продолжал службу в ВВС СССР. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы.
С 1949 года Гвардии полковник И. П. Неуструев - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Скончался 19 Февраля 1965 года. Похоронен на Ново - Волковском кладбище  ( Коммунистическая площадка № 2 )  города Санкт - Петербурга.
Памятная стела и бюст Героя установлены на площади Победы в городе Каменка Пензенской
152.Нефёдов Анатолий Иванович

Родился 5 октября 1914 года в городе Пурятин, ныне Полтавской области  ( Украина ), в семье рабочего. Окончил среднюю школу, в 1933 году - автотракторный дорожный техникум. Работал токарем на Харьковском заводе "Серп и Молот". В 1934 году окончил аэроклуб. С сентября 1934 в Военно - Морском Флоте. В 1935 году окончил Харьковскую военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей.
Служил в ВВС Балтийского флота. В июне 1937 года необоснованно репрессирован и уволен из армии. В апреле 1938 года восстановлен в армии, продолжал службу в ВВС Балтийского флота.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Командир отряда 12-й отдельной истребительной эскадрильи  ( 61-я истребительная авиационная бригада ВВС Балтийского Флота ), старший лейтенант А. И. Нефёдов совершил 87 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника и 1 в составе группы. 2 февраля 1940 года при возвращении с боевого задания спас экипаж советского самолёта, упавшего на территории, занятой противником.
21 апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В период Великой Отечественной войны командовал истребительной эскадрильей, был помощником начальника и начальником штаба авиационного полка. Всего совершил около 500 успешных боевых вылетов, участвовал в 113 воздушных боях, в которых сбил 13 самолётов противника.
С июня 1941 года по май 1942 года был командиром 5-й авиационной эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота  ( с января 1942 года - 3-й Гвардейский ИАП ВВС КБФ ). Участвовал в обороне Прибалтики и Ленинграда, в прикрытии "Дороги жизни" на Ладожском озере.
После войны продолжал служить в авиации Военно - Морского Флота. С 1962 года полковник А. И. Нефёдов - в запасе. Умер 29 сентября 1973 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды;
153.Новиков Егор Павлович

Родился 1 октября 1915 года в деревне Косилово ныне Жуковского района Брянской области в семье крестьянина.  Окончил 8 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на механическом заводе в пгт. Жуковка (ныне город Брянской области), затем на прожекторном заводе в Москве.  В РККА с 13 января 1938 года. В 1939 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в небе Ленинграда. Всего за годы войны Егор Новиков совершил 60 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 10 (по другим данным - 12) лично и 6 в группе самолётов противника.
Погиб 17 сентября 1941 года таранив вражеский самолет.
Награждён орденом Ленина.
Звание Героя Советского Союза Егору Павловичу Новикову присвоено посмертно 16 января 1942
154.ОБЕЛОВ Лев Васильевич

Родился 3.01. 1923 в г. Уржум Кировской обл. в семье служащего. Русский. Окончил 2 курса Московского речного техникума. В Советской Армии с июня 1940. Окончил Олсуфьевскую (1940), затем Балашовскую военную авиационную школу пилотов (1941) и Краснодарское объединенное военное авиационное училище (1943).
В боях Великой Отечественной войны с января 1944. Командир эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) старший лейтенант Обелов к февралю 1945 произвел 145 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, скоплений войск противника, уничтожил 18 танков, несколько десятков автомашин, 2 самолета, склады боеприпасов и горючего. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.4.45.
После войны продолжал службу в армии. С 1953 майор Обелов - в запасе. Жил в Москве. Работал мастером на автобазе. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, медалями. Умер 4.5.1987.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

155.ОБУХОВ Тимофей Петрович

Родился 28.12. 1916 в дер. Коровино ныне Серебряно-Прудского района Московской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов в г. Озеры Московской обл., курсы бухгалтеров. Работал бухгалтером. Окончил Ухтомский аэроклуб (той же области). Работал в нем летчиком-инструктором. В Советской Армии с 1938. В 1939 окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков, в 1941 - курсы командиров звеньев.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941. Штурман 12-го истребительного авиационного полка (209-я истребительная авиационная дивизия, 14-я воздушная армия, Волховский фронт) майор Обухов к январю 1943 совершил 263 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 10 и в составе группы 2 самолета противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 1.5.43.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1950 окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). С 1953 подполковник Обухов в запасе. Жил в г. Озеры. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3 степени, медалями. Умер 25.9.1972.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index

156.Одинцов. И. Д.

30 июня основные силы 4-й танковой группы находились уже на правом берегу Западной Двины и ждали только, когда подтянется пехота 18-й и 16-й армий. 2 июля в 5 часов утра немцы возобновили наступление. Ленинградские летчики делали все чтобы ослабить удары вражеской авиации, не задумываясь, шли на самопожертвование.
Так 3 июля, спасая своего ведомого, пошел на таран заместитель командира эскадрильи по политической части 7-го иап старший политрук И. Д. Одинцов. Прикрывая 3 июля наземные войска в районе Иматра, звено 7-го истребительного авиаполка, ведомое лейтенантом И. Д. Одинцовым, вступило в бой с пятеркой «мессершмиттов». Фашистам удалось поджечь самолет ведущего. Одинцов пытался скольжением сбить пламя, но все усилия оказались напрасными. Огонь уже подбирался к кабине,  когда он увидел впереди себя истребитель противника. Комсомолец сделал резкий до ворот и бросил свою машину на ненавистного врага. Уничтожив «мессер», Иван Давидович оставил свой пылающий, разваливающийся истребитель и спасся на парашюте.
Лейтенант Одинцов получил сильные ожоги лица и рук, однако после излечения в госпитале вернулся в полк, был принят в члены Коммунистической партии, стал политработником. Он самоотверженно защищал город Ленина, словом и личным примером звал товарищей на подвиги. 23 марта 1943 г. заместитель командира 14-го гвардейского истребительного авиационного полка по политической части капитан И. Д. Одинцов погиб в воздушном бою в районе поселка Красный Бор.
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html

157.ОДНОВОРЧЕНКО Степан Савельевич

Родился 13.9.1914 в с. Михайло-Коцюбинское, ныне пгт Черниговского района Черниговской обл. в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1939. Окончил школу ФЗУ в Чернигове. Работал электромехаником. В Советской Армии с 1935. В 1939 окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1941. Командир эскадрильи 448-го штурмового авиационного полка (281-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) майор Одноворченко к июлю 1944 совершил 99 боевых вылетов на штурмовку оборонительных сооружений, аэродромов, железнодорожных эшелонов, скоплений войск противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.02.45.
После войны продолжал службу в ВВС на командных должностях. С 1958 подполковник Одноворченко - в отставке. Живет в г. Астрахань. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988
http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index
 
158.Осипов Василий Николаевич

Осипов Василий Николаевич - старший лейтенант, летчик- бомбардировщик 81 авиационного полка. Родился 30 декабря 1917 года в Петрограде в рабочей семье. По национальности русский. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1937 года. В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище. Во время Великой Отечественной войны В.Н. Осипов участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронтах. Был командиром звена, зам. командира и командиром эскадрильи авиации дальнего действия. Только в период с 1 марта 1942 года по ноябрь 1943 года он совершил 267 боевых вылетов ночью и 8-днем. Всего же за годы войны он совершил около 400 боевых вылетов. Его экипаж уничтожил много боевой техники и живой силы противника. Награжден многими орденами и медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Василию Николаевичу Осипов присвоено 20 июня 1942 года. Второй медали "Золотая Звезда" заместитель командира эскадрильи 5-го гвардейского авиационного полка гвардии капитан Осипов удостоен 13 марта 1944 года.
После Великой Отечественной войны В.Н. Осипов окончил высшую офицерскую летно-тактическую школу, а затем занимал ряд командных должностей в ВВС.
С 1954 года жил и работал в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где скончался 16 июля 1991 года. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Южном
159.ОСКАЛЕНКО
Дмитрий Ефимович

Родился 7.11.1920 в дер. Следюки ныне Быховского района Могилевской обл. в семье крестьянина. Белорус. Член КПСС с 1941. Окончил 3 курса Минского политехникума. В Советской Армии с 1937. В 1939 окончил Ленинградское военное авиационно-техническое училище. Участник советско-финляндской войны 1939-40. В 1941 окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.
Командир звена 26-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская армия ПВО, Войска ПВО территории страны) старший лейтенант Оскаленко к июню 1942 совершил 197 боевых вылетов, в 23 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолет противника. Погиб 26.9.1942 при выполнении боевого задания. Звание Героя Советского Союза присвоено 14.02.43. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.
Похоронен в пос. Дубровка Всеволожского района Ленинградской обл. Его именем названы улицы в гг. Ленинград и Быхов, площади в пос. Дубровка и в дер. Следюки. На здании Дубровской школы установлена мемориальная доска.
Из книги: Герои Советского Союза, Краткий биографический словарь, М., Военное изд-во, 1988 http://az-libr.ru/index.htm?Persons&000/Src/0006/index
 
160.Охват  Афанасий Степанович

Родившись через год после Великой Октябрьской социалистической революции, 6 ноября 1918 г., в семье крестьянина-бедняка на Украине, он учился в ФЗУ при железнодорожном депо, работал слесарем-паровозником.  В 1940 г. Афанасий окончил Чугуевскую летную школу и получил назначение в Ленинградский военный округ. Здесь он стал коммунистом, одним из первых переучился на новый скоростной истребитель МиГ-3 и с первого дня войны стал защищать город Ленина от фашистских захватчиков.
Едва политрук закончил беседу о важности тарана, о необходимости добиваться победы над врагом всеми средствами, не щадя собственной жизни, как над аэродромом появились немецкие бомбардировщики. Летчики бросились к самолетам. А на летном поле уже взрывались вражеские бомбы.
Младший лейтенант А. С. Охват тоже побежал к своему «мигу». Он видел, как взорвалась бомба, как упал моторист. Но его истребитель оказался цел, и механик Кудряшов уже готовил его к вылету.
После взлета Охват разогнал скорость и затем боевым разворотом набрал высоту. Разъяренный, он врезался в самую гущу тупоносых машин с черными крестами, поливая свинцом то одну, то другую. Но у него, как и у Рощупкина, еще не хватало выдержки, да и обстановка не позволяла сосредоточить огонь на одном «юнкерсе». Вражеские бомбардировщики могли уйти безнаказанно. Тогда младший лейтенант пошел в лобовую атаку на Ю-88.
Не надеясь на мощь своих пулеметов, фашистские пилоты резко накренили свой самолет, пытаясь избежать лобового удара. Но это им не удалось — с обрубленной плоскостью [26] «юнкерс» перешел в беспорядочное падение.
Афанасий Охват от удара на мгновение потерял сознание. Очнувшись, он с большими усилиями вывел самолет из пикирования.
Двигатель не работал. После напряженного боя было непривычно тихо, лишь за кабиной свистел ветер. Впереди Охват разглядел относительно ровную площадку и, не выпуская шасси, произвел посадку на фюзеляж. Самолет прополз по грунтовой дороге и уткнулся в канаву. Подбежавшие местные жители доставили летчика в полевой госпиталь. Афанасий Степанович Охват еще не раз отражал налеты вражеской авиации, отстаивая Ленинград. Только в июле он сбил еще два фашистских самолета. 6 сентября 1941 г. он в составе эскадрильи истребителей сопровождал пикирующих бомбардировщиков. В районе станции Мга им пришлось вступить в жестокий бой с большой группой противника, насчитывавшей до 50 самолетов. Охват увидел, как к командиру эскадрильи капитану Т. А. Белову сзади зашел немецкий истребитель, и, несмотря на то что его машина была подбита, поспешил на выручку. Крутым разворотом он зашел в хвост «мессершмитту», напавшему на командира. Фашист, отвалив от самолета Белова в сторону, ввел свой истребитель в пикирование. Его неотступно преследовал Охват. Что случилось с ним потом, почему он не вывел свою машину из пикирования — никто не знает. Но летчики видели, как обе машины — «мессершмитт» и за ним «миг» — врезались в землю. Так, выручая командира, погиб замечательный летчик Афанасий Степанович Охват.
http://militera.lib.ru/h/inozemtsev_ig/index.html


Рецензии
Очень ценный материал, спасибо Вам за такой труд!!!

С теплом и уважением,

Мира Вам и успехов во всем,

Ренсинк Татьяна   28.06.2014 17:20     Заявить о нарушении
Спасибо. На даче. Плохой интернет.

Поправкин   29.06.2014 18:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.