Танцверанда в Останкино

Владимир Федоров 4
Останкинская танцующая веранда

      В любой субботний вечер все дороги  молодых людей обоего пола дружно и
отовсюду вели к останкинской веранде танцев.  Это напоминало пеший съезд благородных гостей, на бал, дававшийся во дворце парка графом Шереметьевым.
       Вместо известных особ на встречу  спешили нарядные и юные правнуки и правнучки их бывших крепостных, но не на каретах, а единственно возможными трамваями или троллейбусами.  Большая  частью направлялись на своих двоих, через хорошо им  известные лазейки и  входы парка или у Щелкановской улицы или со стороны бывшего села Марфино и уж конечно, через главный вход рядом с дворцом.
       Сколько встреч было на этом танцующем пятачке...?
                Волшебный круг паломников танцевальных вечеров как внутри, так и снаружи кольца веранды, являл собой одно из живейших мест летних тусовок Москвы. По количеству посещений оно могло сравниться, только с зимним наплывом на каток, куда ходили люди всех возрастов.
    Танцующая веранда,помимо музыкальной вечеринки, решала еще и финансовую задачу, наполняя, бюджет парка больше, чем весь сбор от посещений Шереметьевского дворца.         
                Существовала, она с довоенного времени, может быть с 1932 года,  года открытия парка им. Дзержинского в Останкино. Смею заметить, что в 1950-55 гг, она не была злачным местом. Людей под хмельком практически не было. Подобное времяпровождение появится позднее.
    Тогда, на моих детских глазах, вся Останкинская молодежь, сумевшая скопить денег на входной билет, отправлялась  на танцверанду. По сути проведения вечера, она напоминала деревенские гулянья с танцами  под баян, на приподнятым от земли деревянном пятачке внушительных размеров.
    Детьми мы стояли у ограды, и выкрикивали имена увиденных своих старших сестер, братьев. Исполнялись совсем забытые сегодня-хороводные танцы "под - испань, под-играс, полечка".  Вальс, танго перемежали названные групповые, отдавая дань, утверждённой свыше, программе танцев и моде прошлого. Репертуар этих хороводов составлял не менее половины вечера.
 Местонахождение,укрытой в роще веранды, было между липовой аллеей и парковым прудом. Окруженная дубами, приподнятая по высоте на метр от земли, и огороженная узорчатым открытым для всех глаз подобием забора она являлась олимпом для счастливых обладателей билетов.
    Известность веранды уходила далеко за пределы  Останкино с его знаменитым особняком, и внутренним английским парком, направлявшим свои аллеи к танцевальной площадке.  Ее невидимое притяжение  простиралось к районам  дальнего Ростокино, связанного с парком трамвайными путями.  Ближний угол Марьиной рощи исторически соединялся своим Старомарьинским шоссе с НовоОстанкином, жители которого также выходили к дворцу с его увеселительным садом. Значение и авторитет веранды жило и в печных комнатушках   деревенских домишек Марфино,  Владыкино  и забытого Кашенкиного  луга.
     Многие ожидали и готовились к  воскресным  танцевальным вечерам. Связывали с ними свои помыслы и надежды - юные продавщицы с углового гастронома ярославского шоссе,   марьинские ребята с Калибровского завода,  повзрослевшие дембеля пришедшие из армии, и уходящие в нее призывники…
 Вспоминали, чем закончились прошлые воскресные вечера, кто с кем танцевал и когда ушел. Начинающие разучивали  вальс  в обнимку с венским стулом или угловатой табуреткой.  Повесы  надеялись на новое знакомство, кто-то ждал уже назначенной встречи. Предполагаю, что участников, той старой танцверанды, осталось немного, посылаю всем им ветеранский привет.                Напомню,      что в те незапамятные времена у нее впервые появился
эстрадный оркестр (джаз), который играл в 1955-1960гг. За пианино сидел спокойный и отзывчивый  на просьбы танцующих  маэстро
Файкинд, певицей была его жена. Особенно запомнился аккордеонист, невысокий человек, болезненно худой. Перламутровый музыкальный инструмент практически загораживал его, прикрывая отлично пошитый и отглаженный костюм.  Были видны только огромные пальцы рук, бегающие по черно-белым клавишам и кнопкам, и отбивающие такт колени и ступни ног. Исполнение было превосходным. Из ушедших, часто заказываемых мелодий, вспоминается - трофейная полька РОЗАМУНДА, задорные отечественные «МИШКА-где твоя улыбка, и МОЙ ВАСЯ-ты первым будешь на луне», зарубежные песенки,  рассказывающие о грусти неразделенности любви «ПЧЕЛКА-раз пчела в ясный день весной или, ДОМИНО-будь веселой не надо печали» и т.д. Из танцующих было много пар и групп, пришедших вместе, и занявших свои любимые уголки танцевального партера,за весь музыкальный вечер не менявших своего местоположения . Некоторые приходили просто, постоять в компании друзей на плоскости танцевального  пола под открытым  ночному  небу залом. Половина других присутствующих   постоянно смещалась  по кругу, высматривая партнеров и ожидая неожиданного приглашения или  заинтересованного взгляда какой либо красавицы или интересного парня.
        В тот осенний день   она пришла на танцы с подружками. Был уже сентябрь, танцевали мало,  приглашали не часто. Он увидел ее еще задолго до прощального танца. Рядом с ней стояли  какие- то девушки, но для него они были не приметны. Отличало ее независимость и отрешенность от вечернего события, на который, она попала от осенней скуки и настойчивых просьб подруг. Обращало на себя внимание, прямая осанка и вытянутая стройная фигурка. Особенностью черт лица, были чуть полноватые щеки, дающие ей округлость и очаровательность  свойственную детям. Тонкая и длинная шея дополняли   луноликость, и продолговатые непосредственные восточные глаза притягивали к себе. Она ему сразу понравилась, но решиться ее пригласить пришло позднее. Трудно было поверить, чтобы она была без кавалера. Набравшись духу, он позвал ее танцевать.
    Потом еще было несколько танцев, обратных возвращения ее до места приглашения, и его в свой пятачок. Последние танцы, разговорившись,  он уже  оставался рядом с ней.  Было провожание, как оказалось достаточно длинное и приятно затянувшееся, шли до  путевого переулка, ведущего к марьинорощинским проездам. Договорились о следующем свидании.
  С веранды уходили всегда группами или парами, сговариваясь заранее. У одной или у группы подружек почти всегда был знакомый  местный провожающий парень. Дело в том, что, хотя то время было  спокойнее, чем сейчас, но идти было далековато. Провожая ее до Марьиной Рощи, проходили путевые переезды, железнодорожные мосты, совершенно темные проулки и пустоты свалок, за которыми были покосившиеся заборы, с убогими избами  и темными стеклами домов. Возвращаясь, тогда он совершенно не испытывал тревоги или страха  от окружающих мрачных сооружений и глухих пустот задворок. Было легко и радостно.
      На следующее свидание он опаздывал, ехать с места учебы было далеко, и последний участок просто трудно было рассчитать,  трамвай номер Семь вышедший где, то от района трех вокзалов запаздывал из-за вечерней толчеи. Мысленно приходилось торопить время остановок, но народ не убавлялся. Проехали Мало-Алексеевскую, и последний пробег трамвай сочувственно торопился, ссаживая в  останкинские переулки,спешивших к себе домой пассажиров . Увидал ее он из закрытых еще дверей, она уже уходила, подхватывая за руку свою подружку. Выскочив, он поспешил объясниться, но это  не требовалось. Появились смешки, подтрунивания,
-якобы  загулял и забыл о свидании.
Возмущенное искреннее оправдывание вызвало только смех.
Затем пошли в  попутную сторону. Были простые разговоры типа «А у нас в квартире газ, а у вас»
- у нас было сегодня черчение, выдали огромное задание,
 -наши ребята смотрели вчера кино, надо бы сходить.
-А вот мой дом, а наш еще дальше.
Уходить ему не хотелось, хоть рядом была мешающая подружка. Было ясно, что первое свидание в жизни с девушкой, которая вызывала восторг и нежность - несравнимо ни с чем.
   Чтобы бы не показаться навязчивой, она намекнула,  что его, наверное, ждут дома и попросила возвращаться, сказав, что отсюда они дойдут сами. Наступившая затем встреча, опять произошла в общественном месте у закрытого помещения переполненного танцзала, куда он не сумел попасть.
    В следующий день свидания они было вдвоем, и ушли в осенний парк…           Посещение веранды, беззаботность и счастье встреч в наступившую холодную осень продолжались. В ноябрьские праздники они  танцевали в неотапливаемом помещении летнего кинотеатра, но холодно не было. Были все в пальто. Приподнятое настроение танцзала не исчезало, хотя виден был пар от дыханья танцующих. Согревающим шлягером, постоянно исполняемым, была удалая подбадривающая песенка «Все что было, все что ныло. Все давным-давно уплыло. Только ты моя гитара прежним звоном хороша».                Затем пришла в город и их знаменитый парк
настоящая зима, но  прогулкам  это никогда не  мешало. Мороз, пурга для них были  естественны, как весенняя капель. Парк и каток были открыты всегда, понятие стужи таяло от поцелуев.
     На новый год, вышел на экраны фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь». Никто не думал тогда, что родился необыкновенный режиссер на пятьдесят будущих лет, ставший новогодним Буревестником. Но большинство отметили, что такого фильма у нас никогда не было, впервые появилась, комедия о счастливом новогоднем празднике, о дураках, которые мешали
жить даже на новогоднем балу.
    Так продолжалось до весны, за это время приехал Ив Монтан, попасть на концерт которого никто из нас и не помышлял, на них шла избранная публика. Привез он удивительные нежные песни «Опавшие листья», «О, Париж». Жизнь следующего сезона танцующей веранды возобновилась уже с новыми мелодиями. Потом был фестиваль молодежи, это была большая волна, смывшая со всех нас   пыль прежних представлений
о человеческих отношениях. Гости прилюдно обнимались, целовались, знакомились, подавали руки на улице не испытывая никаких ограничений, и стеснений. Мы с удивлением, старались успеть повсюду и по возможности попасть на открытые встречи. Оцепления милиции для нас были кругом, но для приехавших в столицу гостей преград не было и они с удовольствием выходили за границы выставленных красных флажков. Приезжие молодежные оркестры играли свободно на открытых площадках парка. Веранда танцев расширила репертуар,  включив в него быстрый танец-фокстрот. Жизнь продолжалась. Время шло.
 В свои семнадцать не думаешь о будущем, только в последующие годы появляется меркантильный интерес. Но все, когда ни будь, заканчивается, об этом не помышляют встречающиеся пары, они мечтают о вечной дружбе, любви, кто-то о браке и счастливой жизни, некоторые думают  о возможной близости.
      За равномерной повседневностью встреч, отсутствия развития отношений, постепенно уходил восторг новизны, исчезала пелена обожания. Тогда думалось, что очарование от свиданий должно быть всегда. Но как выяснилось позже, это не так.  Уже другие девушки манили своей новизной чувств,  загадочностью, и влекущей красотой.
     Однажды они без ссоры расстались. Рассказывать об их чувствах не берусь, но воспоминания об ушедшем, в их памяти остались надолго, а может и навсегда. 
Веранда еще долго притягивала к себе молодых людей, но это уже были другие «часовые любви» Вначале она успешно  соперничала с появившимися повсюду кинотеатрами, кафе. Со временем состав ее посетителей постепенно менялся, пришли новые гости с иными запросами и музыкальными ритмами.
    Сдавая свои позиции, оставляя прежнее помещение, веранда кочевала в пределах паркового пруда, затем остановилась, разглядев наилучшее место у лодочного причала. Ее прихожанами остались стойкие верные ей поседевшие партнеры, не желавшие расставаться с ритмами ушедшей молодости.  Их можно увидеть и сейчас,  если вы придете вечером в выходные дни, летом