Мефисто

Иванова Наталия
«Вселенский скепсис», - сказал мой отец, глядя на статую Мефистофеля Антокольского. Выражение каменного лица, действительно, заставляло задуматься о несовершенстве Творения. Мефистофель явно сомневался в идеальности всего сущего и даже скорбел о нем. Точно о том же, о вселенской скорби,  я думаю, когда слушаю Дьяволову сонату Тартини. По слухам, маэстро навестил сам дьявол во сне и продиктовал ноты. Ничего, кроме печали, но до чего ж красиво. Все в один голос утверждают, что Мефистофель особа ехидная и язвительная, склонная к злой иронии. Я лично никогда особой иронии за ним не замечала, по-моему, он, скорее, смертельно устал от пресловутого Творения, уж очень хорошо его успел изучить. Так изучил, что от скуки помереть готов, а куда там, все жизнь вечная покоя не дает. Тут не до язвительности. А вот скепсис-то да, пожалуй, самое то. Бедолага-то. Красив. Мощен. Мудр. Проводник. Олицетворение Силы. Вот крылья-то мне у него не зря мерещатся, не просто плащ на нем. Особенно, где он летит на коне рядом с Фаустом. А рога – так, шутки ради. Как и обращение в пуделя. Хотя…. Если вспомнить о Бафомете… В каждой шутке есть доля шутки, знаете ли. Тут не до бесов. Все серьезно.  Вспоминается Эллекен, предводитель сонма дьяволов. Потом его образ трансформировался в образ Арлекина, такого забавного клоуна… в маске. Ну да, маска. Я еще в детстве чуяла за забавной маской все ту же великую печаль. Арлекин мне всегда казался чем-то большим, чем остальные персонажи. И тут маска и маска ехидного существа с эспаньолкой. И контракт, такая игра, в самом деле. Я читала версию, что Мефистофель – тень Фауста. Я бы, скорее, говорила не о тени, если на то пошло, а об обретении того, что в мистике называют «Внутренний Учитель».  Если уж рассуждать в этом ключе, то «Фауст» это описание пути к небесам с помощью посредника в лице Мефистофеля, а кто вообще может быть таким посредником, если не Внутренний Учитель?.. Действительно, игра, игра со своей душой, со своими страстями, борьба двух начал в человеке, трансформация…
Вот только кто из двоих олицетворение тени? Фауст с его иногда вполне человеческими желаниями или Мефистофель, создающий, по сути дела, все условия, чтобы привести к нужной развязке? И уничтожающий все препятствия к этому, даже несчастную Маргариту…
А напоказ – все та же ирония, мефистофелевский хохот, и карнавальный костюм, красное трико и треугольная шапочка с пером. Эллекен/Арлекин…
О да. «Та сила, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо».
Кто только не играл Мефистофеля на сцене! Большинство признают, что лучшие воплощения образа удались Ф.Шаляпину и Густаву Грюндгенсу.
А в наши дни появилась даже компьютерные игры «Фауст. Семь ловушек для души»,  и аниме Ao no Exorcist с Мефистофелем. До сих пор его образ покоя не дает, хотя, стоило ли  настолько упрощать его в угоду масскульту?
Масскульту что ни дай, он все сожрет. Даже Мефистофеля не пощадил.