Лекция 7 Осмысление Смысл жизни

Арт Ангелуа
     Лекция  7    Осмысление Смысл жизни

   Страх смерти, заставляет человека пытаться понять и объяснить явления окружающего его мира. На первоначальном этапе развития человека, в первобытном обществе - эти объяснения мистические и приписываются сверхъестественному разуму по образу и подобию человека. Исходя из необходимости упорядочения, нормализации и организации племени с целью комфортного совместного проживания, а также организации совместной добычи и распределения пищи, формировалось и развивалось иерархическое устройство и соответственно духовная жизнь человеческого сообщества.
   На первых этапах вождь племени являлся и верховным жрецом – он организовывал и проводил ритуальные действия с целью умилостивить духов и заслужить их расположение для удачной охоты. Подспудно эти действия совершались для того, чтобы заглушить страх смерти и получить пищу и тепло из-за любви к жизни. В дальнейшем, по мере накопления знаний стали выделяться жрецы – шаманы, которые являлись хранителями знаний и вожди, которые являлись предводителями племени и организовывали охоту и отпор враждебным племенам.
   Задача шамана была - умилостивить злых духов и расположить к себе добрых, а также освятить любое решение вождя волей высших сил. Задача вождя состояла, помимо организации отпора нападениям враждебных племен, в организации порядка и законности внутри племени, с целью соблюдения норм общежития, а также разбора тяжб между членами племени при разделе добычи и других имущественных споров. С тех пор ничего не изменилось – задача руководства любого организованного сообщества поддерживать законность и порядок в обществе, а именно – осаживать слишком ретивых членов, подгонять ленивых и поощрять законопослушных членов.  Для этого в современном мире имеются демократически выбранные главы государств, премьер-министры, судьи и прочие атрибуты любого демократического общества.
   Таким образом, с первых шагов человечества, рядом с вождем всегда стоял шаман. И с тех пор ничего не изменилось – вожди превратились в монархов, президентов, премьер министров и всегда рядом с ними стоят папы, патриархи, кардиналы, епископы, муфтии, ламы и другие священники и политические идеологи. Изменялась лишь форма одежды и отправления обрядов, в ногу с развитием технологий и новыми веяниями моды.
   Жрец действует на чувство страха смерти – запугивает потусторонними силами, которых никто и никогда не видел, и поэтому их боятся – все неизвестное вызывает страх и ужас смерти.
   Вождь всегда действует на чувство любви к жизни – запугивает страхом наказания на земле. За ослушание или нарушение законов – изгнание из сообщества (тюрьма), уменьшение доли и количества распределяемой добычи, обвинения в малодушии - воздействие на любовь к жизни ради самой жизни, как к собственной, так и к любви к родным и близким – т.е. выработке бесстрашия перед любовью к родине, женщине, семье и т.д.
   По мере глобализации и организации больших территориальных сообществ, появилась необходимость создания из многочисленных местных и региональных божков, универсальных – способных объединять большое количество мелких племенных формирований. Все это, привело к созданию крупных религиозных организаций монотеистического – единобожного типа на базе крупных государственных образований. Первая из таких известных в истории попыток, была попытка фараона Эхнатона в древнем Египте создать культ единого верховного бога Солнца - Атона. Попытка не увенчалась успехом, но показала направление духовного развития человечества. Вторая попытка была предпринята Буддой и увенчалась успехом - была создана религия Буддизм на базе создания великого государственного образования - Древнего Китая. После этого были созданы вероучения – христианство – на базе становления и развития государств – Древнего Рима и Византии, и мусульманство – на базе создания Великого халифата - арабского государства средневековья.
   В основе всех трех мировых религиозных учений – Буддизма, Христианства и Мусульманства, лежит все тот же инстинкт самосохранения индивидуума – страх смерти и любовь к жизни. Религия исходит из вполне реальных земных потребностей человека - из страха смерти, чтобы при отсутствии возможности получить материальные блага, индивидуум не совершил антиобщественный проступок, нарушающий порядок и спокойствие в обществе. Человека заранее предупреждают о возможном наказании и воздаянии по заслугам в загробной жизни.
   Причем все вероучения, как буддизм, христианство, мусульманство и прочие религиозные учения, в принципе, не отличаются основными постулатами – все они основаны на страхе смерти. Для буддиста – это реинкарнация в плохого существа за плохие деяния, и в хорошего - при послушании на земле. Для христианина и мусульманина – это наказание в загробной жизни - ад с его муками и геенной огненной - за плохие деяния, рай с его вечным наслаждением – за хорошие деяния на земле.
   Религии появлялись и развивались из реалий общественной жизни и являются необходимыми для развития индивидуума и гармонизации общественной жизни. Религия является созидательной силой, силой способной сохранить и идентифицировать нацию, народность и доказательства этого имеются на всех этапах развития человеческого сообщества. Примеры – Израиль, Армения, Греция, Грузия и многие другие древние нации, которые потеряли свою государственность, но благодаря религии сохранили свою сущность и со временем возродили и государственность.
   Как и всякое духовное учение, основанное на инстинкте самосохранения все мировые и многие местные религии с момента зарождения и в своем развитии, с теми или иными непринципиальными  различиями, прошли один и тот же путь от непонимания и гонений на первоначальном этапе, до становления самими непонимающими и гонительницами других мнений.
   Все создатели духовных течений, на первых же этапах своей деятельности, проходили через гонения и преследование толпы. И поэтому, восхищения достойны исторические личности, которые ради высоких духовных ценностей и блага всех людей, пренебрегли материальными выгодами и даже пошли на смерть ради своих идей.
   Среди них первый был Моисей. Он бросил свою семью и детей, дал своему народу единого Бога, законы и вывел его в землю обетованную. Причем, сам он ее не увидел. Но потомки запомнили его героизм и мудрость и чтят его память и законы.
   Увидев «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника, Будда осознал суровую правду жизни - смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых, в конечном счёте, превращаются в прах. Он понял, что проблема бытия личности состоит из четырех благородных истин: - сужествует страдание, причины страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий, познать который человек не в состоянии, но должен постоянно стремиться к этому. Страдание – это состояние души в бесконечном беспокойстве, нелегкости, напряжении, неудовлетворенности и является эквивалентом желания и причиной страдания. Поэтому смерть не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новым желаниям и страданиям в каждом перерождении - реинкарнации. Вечная жизнь и реинкарнации – это как горение пламени светильника - временами пламя затухает, временами ярко вспыхивает, а чаще всего горит плавно и равномерно. Отсюда мораль – жизнь должна быть спокойной, чему способствует правильное знание и правильное поведение, т.е. терпимость к бедам и страданиям и умеренность в желаниях. Идеал буддиста – человек занятый изменением своего внутреннего мира и бытия посредством сочетания совершенной посвященности внешним обстоятельствам и самоуглубленности во внутренний мир, для освобождения духа  и перехода в нирвану – т.е. освобождение души и тела от желаний и страданий. 
   Это подвигло Будду в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и богатства, чтобы стать монахом-аскетом. В ходе дальнейших 50 лет жизни он жил подаянием, преподавая своё учение самым разным людям, в том числе сторонникам соперничающих философий и религий. В возрасте 80 лет он решил уйти из мира. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался, сказав свои последние слова: - «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!»
   Христос – ему предлагали бросить свои идеи облагодетельствования человечества, завести семью, детей и жить спокойно. Но он пренебрег этими материальными выгодами и пошел до конца на крестные муки ради своих идей. И мужественно и достойно встретил смерть на кресте. За это его потомки и последователи чтут его память, а также чтут его законы и заповеди.
   Магомету предлагали отказаться от своих идей и жить спокойно со своей семьей. Но он не послушался и продолжал проповедовать новую религию. И на первых порах своей миссионерской деятельности он вынужден был скрываться от преследователей, желавших его смерти за его новые идеи.
   Из новейшей истории – Кромвель отказался короноваться королем Англии, чтобы потомки не подумали, что все его дела и даже самое страшное дело – убийство короля, были совершены им ради материальной выгоды.
   Во Франции Робеспьер пошел до конца и принял смерть за свои идеи освобождения человека от рабства.
   Авраам Ликольн – ради сохранения единства государства и создания единой нации не побоялся угроз и пошел на развязывание кровавой гражданской войны, освобождение рабов и полное уничтожение политических противников - элиты южных штатов, рабовладельцев – «унесенных ветром», по терминологии известного романа. За свои идеи и дела был убит политическими противниками. Но он создал и развил государство, и его память чтят потомки.
Самый последний пример – образцы духовной стойкости во время революции в Российской империи. 26 бакинских комиссаров – им предлагали отречься от своих идей, пойти домой и жить спокойно. Но они, все до одного, пошли на смерть ради своих идеалов – Свободы. Равенства и Братства.
   И поэтому ради сиюминутных, коньюктурных политических выгод разрушать исторические памятники, поставленные современниками исторических событий героям своего времени, является кощунством. Надо уважать решения своих предков увековечивших в памятниках героические события, в которых они принимали непосредственное участие и героев, которые руководили этими событиями.
   Нельзя осуждать действия своих предков не зная всех обстоятельств побудивших их принять в свое время то или иное решение. Ибо, рассуждать в свое время и при тех обстоятельствах, какой образ действий был самым лучшим, нашим предкам было намного труднее, чем нам сейчас, по прошествии времени, сидя в тепле и покое, рассуждать и осуждать деятельность предков и решать, не был ли избранный ими путь самым худшим. Только уважая священные предания, можно надеяться, что граждане будут чтить и уважать свою историю и своих героев, даже если они, с точки зрения потомков, и не всегда поступали правильно. И потомки, зная и хорошие и плохие стороны истории своих предков, не будут сами совершать ошибки в будущем.
   Но, по мере распространения идеи единобожия, вожди стали понимать привлекательность ее, как религии дающей возможность управлять обществом на базе инстинкта самосохранения и стали вводить монотеизм в своих территориальных образованиях. Поэтому всякая идея и любое учение бывает гонимо до тех пор, пока власть предержащие не убедятся в их практичности и полезности. И только тогда появляются «спонсоры-инвесторы» и для внедрения и развития идеи в жизнь выделяют материальные средства и подкрепляют ее реальной силой –  в противном случае ни одно учение или открытие не имеет шансов на реализацию. Придя к власти, все монотеистические государственные религии, с целью распространения собственного вероучения и искоренения ересей, сразу же приступают к физическому уничтожению инакомыслящих. Достаточно вспомнить: - строгие ограничения в буддийских монастырях, инквизицию в христианстве, мусульманские гонения на своих соотечественников и представителей других религий.
   Все великие религии создавались незаурядными личностями способными понять и открыть новое неизведанное, а именно понять законы природы и развития общества и создать стройную систему объяснения строения мироздания и место человека в нем.
   В духовной сфере таких людей в истории человечества не очень много, точнее сказать единицы. К ним можно отнести: - Моисея, Будду, Христа, Магомета. А в наше время - К. Маркса. В материальной сфере это были великие мыслители - Галилей, Ньютон, Коперник, Фарадей, Менделеев и др. На основе открытых ими законах физики и разработанных на их основе системах объяснения устройства мироздания, развивались культура и науки - философия, астрономия, литература, поэзия, музыка и т.п.
   В своем развитии человек измерял, взвешивал и создавал критерии оценки явлений природы. Не подавались только оценке действия и поступки человека. Открытые создателями мировых религий законы позволили упорядочить общественную жизнь – все религии разработали и внедрили этические нормы – т.е. создали критерии оценки поведения человека в обществе – Заповеди и смертные грехи. Эти критерии позволяют оценивать поступки человека и Государства и, в случае их нарушения, объявлять их преступлениями. Как сказано в библии – «Там, где нет закона, там нет и греха». На основании этих критериев писались и пишутся все светские законы.
   Т.о. государственное право подкрепленное религией, является кодифицированным  инстинктом самосохранения общества, основанном на инстинкте самосохранения, а имнно: - страхе смерти – наказании за преступления  и любви к жизни – поощрение за соблюдение законов человеческого общежития.
   На этих же критериях – Десяти заповедях и семи смертных грехах - основаны все сюжеты произведений исскуства - литературы, музыки, архитектуры, живописи и т.д.

     Следующая статья  8    Сообщество людей