Корабль на воде, а в дому корова

Елизавета Юдина
Кто из нас не учился по букварю? Смешной вопрос… А кто знает автора первого русского букваря – прообраза всех азбук и букварей принятых в до- и после революционной России?  У букваря есть автор? Представьте себе… Автором одного из первых русских букварей был иеромонах Чудовского монастыря Карион Истомин. Талантливый поэт, педагог, переводчик, составитель учебных книг для отрока-царевича Петра Алексеевича (будущего царя ПетраI) и царевича Алексея Петровича

Кто же он Карион Истомин?

Биографическая справка

До нас дошли довольные скудные, а подчас и противоречивые данные:

Карион Истомин родился в Курске,  в семье подьячего, Истомы Заболонского (Заулонского, разночтения наблюдаются даже в звучании и написании фамилии отца Истомина). Историки расходятся во мнениях и о дате рождения в семье Заболонского «дитяти мужеского пола» (такова была распространенная форма записи в церковной книге при крещении младенца). По некоторым данным Истомин родился в конце 1640-х годов, по другим датой его рождения считают 1650 год.  По мужской линии отец Истомина был в дальнем родстве с Силивестром Медведевым. Что, как мы увидим в дальнейшем, сыграло определенную роль в судьбе его сына. 

Около 1676 года Истомин принял монашество в одном из курских монастырей и вскоре по вызову Силивестра Медведева переехал в Москву. Поселился в Спасском монастыре вместе с  Медведевым, под руководством которого начал изучать латинский язык, а затем перешел в Чудов монастырь, где поступил в число учеников патриаршей школы. Школа эта находилась в ведении «грекофилов» и Карион Истомин получил возможность изучать греческий язык.

В 1679 году  Истомин определяется на службу в Печатный двор в качестве писца и чтеца. В 1682 году становится книжным правщика (редактора). Печатному двору  Истомин отдает 22 года жизни.

С 1698 по 1701 года он - начальник Печатного двора.  В 1701 году молодой царь Петр реорганизует Печатный двор. Истомин по указу царя сдает должность и продолжает ученые занятия «образованию во благо». Заметим, что Петр видит в Истомине не только хорошего исполнителя и образованного человека, но и литератора-переводчика, усилия которого могут существенно обогатить русскую изящную словесность. По приглашениию Митрополита Новгородского Иова и с одобрения царя он уезжает в Новгород, где занимается переводами перевода книг с греческого и латинского языков и преподавания в организованной им в Новгороде школе.

После новгородской  «командировки» Истомин возвращается в Москву, где подвизается в Чудовом монастыре в качестве летописца, пиита, переводчика, составителя учебных и литературных пособий.

Умер Карион Истомин в Москве в 1717 году.

Однако обратим внимание на одно имя в биографии Кариона Истомина - Силивестр Медведев? Тот самый, упоминающийся в «Петре I» Алексея Толстого? Да, тот самый…

Пересечение судеб

«Рассказывали, что, тоскуя по Васиии Васильевиче, Софья   взяла наверх ученого чернеца Силивестра Медведева, и он вроде, как галант  и астроном: ходит в шелковой рясе, с алмазным крестом, шевелит перстнями, бороду подстригает, - она у него как у ворона и хорошо пахнет. Во всякий час входит к Соньке, и они занимаются волшебством».

СПРАВКА

Василий Васильевич Голицын (1643 — 21 апреля (2 мая) 1714) — боярин, дипломат и государственный деятель допетровской Руси; фактический глава  правительства во время регентства царевны Софьи (1682—1689) в звании воеводы и с титулом «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский».

 Царевна Софья, Софья Алексеевна Романова (17 (27) сентября 1657 — 3 (14) июля 1704) -  дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской и была шестым ребенком и четвёртой дочерью среди шестнадцати детей Алексея Михайловича.

Можно ли полагаться на сведения, предоставленные Алексеем Толстым? При всем уважении к писателю, не совсем… Это все равно, что изучать историю Франции по романам Александра Дюма-отца.  Поэтому обратимся к историкам за более достоверными сведениями. 

Конечно, при написании романа «Петр I» Алексей Николаевич пользовался архивными данными…, но (да простит меня Алексей Николаевич)  писателям  разрешается некоторая вольность в обращении с фактами. 

Специалисты открывают новые документы, дающие возможность по новому взглянуть на жизнь мужей, которых мы привыкли называть государственными деятелями . В частности, и на тех из них, кто внес немалый вклад в развитие русского (российского) образования. Таков и Силивестр Медведев, имеющий непосредственное отношение к нашему герою – Кариону Истомину.

Итак, портал «Слово. Ру» (http://www.portal-slovo.ru/history/35574.php),  статья редактора раздела «История» Сергея Вячеславовича Перевезенцева  «Силиверст Медведев».

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ И ЛЮБОПЫТНЫХ:
Сергей Вячеславович Перевезенцев - доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России, автор многих книг по истории России, истории отечественной и зарубежной философии, историософии.

Позволим себе привести некоторые выдержки из статьи ученого:

«Сильвестр Медведев (в миру — Симеон Агафонович Медведев) (1641–1691) — поэт, писатель, историк, переводчик, педагог, автор проекта первого в России высшего учебного заведения, один из идеологов "латинства".  Родился и до семнадцати лет прожил в Курске. В 1658 г. переехал в Москву и стал служить в Приказе тайных дел. С 1665 г. в течение трех лет учился в школе Заиконоспасского монастыря. Здесь на него обратил внимание Симеон Полоцкий и их отношения переросли в крепкую дружбу».
 
«Служил в Приказе тайных дел, участвовал в дипломатической миссии под руководством российского дипломата А.Л. Ордина-Нащокина. В 1672 г., после того, как Ордин-Нащокин попал в опалу, Медведев скрылся на юге Русского государства в Молчинском монастыре в Путивле. После долгих размышлений и уговоров, через три года он принял монашеский постриг под именем Сильвестра и поселился в курском Богородицком монастыре. В 1667 г. приехал в Москву, где, в присутствие Симеона Полоцкого, встретился с новым царем Федором Алексеевичем и после долгого разговора с ним получил прощение. С тех пор Сильвестр Медведев служил на Печатном дворе "справщиком", т.е. исправлял рукописи и тексты печатных книг. Вместе с Полоцким создал типографию в Кремле — так называемую "Верхнюю", то есть дворцовую типографию, неподвластную церковной цензуре. Принимал активное участие в книгоиздательской деятельности, занимался переводами и поэзией. После смерти Симеона Полоцкого в 1680 г., Сильвестр Медведев стал своего рода лидером "латинского" направления в отечественной религиозно-философской мысли. Исполнял обязанности придворного поэта при дворах царя Федора Алексеевича и царевны Софьи. Современники говорили о нем: «Чернец великого ума и остроты ученой».

«В 1682 г. составил и подписал у царя Федора Алексеевича "Привилею Московской Славяно-греко-латинской академии". Смерть царя помешала решению вопроса. В 1685 г. переработанный текст "Привилеи" Медведев подал царевне Софье. Но в этот период его начинание вызвало резкий протест со стороны "грекофилов" и официальной Церкви. В 1687 г. школа Заиконоспасского монастыря, возглавляемая Медведевым, была закрыта. Вместо нее и вместо академии были открыты "элленославянские схолы" во главе с прибывшими из Греции братьями Лихудами.
Когда в 1682 г. к власти пришла царевна Софья, Сильвестр Медведев участвовал в подделке решения о передаче ей власти при малолетних царях Иване и Петре. Поэтому после отстранения Софьи в 1689 г. оказался одним из главных врагов пришедшего к власти царя Петра I. Осенью 1689 г. Медведева арестовали и расстригли. Более года он провел в застенках — в колодках и под пытками. 11 февраля 1691 г. был публично казнен».

Возникает законное сомнение в том, что Медведев мог состоять при Софье Алексеевне в качестве галанта – любезного кавалера… Да и волшебством он вряд ли бы стал «заниматься». А составлением гороскопов занимались ученые мужи  и ученые-монахи и в до- и в петровское царствование, но это так, к слову.

Теперь вернемся к Истомину. Переводчик, поэт, книгоиздатель, «чернец великого ума…», поддерживая родственные отношения с семьей Истомина, заметил способного юношу и определил его на учение в Спасскую школу, где преподавал Симеон Полоцкий.

К сожалению, нет точных сведений в какой мере Полоцкий и Медведев наставляли своего талантливого ученика, но можно сделать предположения, что таковые наставления вполне могли быть.
Дальнейшее образование Карион Истомин получил в Славяно-греко-латинской академии у братьев Лихудов. Заметим, в той самой, где позднее учился Михайло Ломоносов.

Истомин получил блестящее образование. Свободно владел греческим и латынью, был блестящим оратором и знаменитым для своего времени пиитом.

Достаточно сказать, что именно Истомин впервые стал переводить на русский педагогические труды Яна Амоса Каменского  (Jan Amos Komensk;, (1592-1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы).

Первые поэтические опыты Истомина относятся к 1681 году -  приветственные панегирические стихи  несомненно понравились «государыне Великия и Малыя»:

ПРИВЕТСТВИЕ ЦАРЕВНЕ СОФЬЕ АЛЕКСЕЕВНЕ
Благородная София царевна,
Госпожа княжна Алексиевна!
Пречестна дева и добросиянна,
В небесную жизнь богом произбранна!
Мирно и здраво от господа света
Буди хранима во премнога лета.
Убо мудрость есть росски толкована,
Еллински от век Софиею звана.
Мудростию бо вси цари царствуют
И вси велможи добре началствуют.
Мудростию же вся управляются.
И о том люди вси утешаются;
И того ради в России издавна
Мудрость святая пожеланна славна;
Да учатся той юнейшие дети

На ниве просвещения

Истомин был сторонником просвещения и образования.  В приведенном выше отрывке «Приветствия» пиит просил правительницу основать в Москве учебное заведение для преподавания различных наук.
Поэзия служила и для педагогических целей. В книге «Вразумление» (преподнесенной царице Нателье Кирилловне – матери Петра I) он наставлял "мудрости" 11-летнего царя Петра I: "Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися"

По содержанию «стихотворения» Кариона Истомина весьма разнообразны. Среди них акафисты, эпитации, богословские трактаты, панегирики, связанные с различными событиями придворной жизни, составляющие подчас целые книги. Стихами написан  и знаменитый "Полис" - стихотворная энциклопедия, содержащая характеристику двенадцати различных наук, времен года и стран света.  Нельзя не упомянуть и истоминский «Домострой» - наставление о воспитании детей.

Однако самым знаменитым трудом монаха-просветителя исследователи считают "Малый букварь" (1694 г.) и "Большой букварь" (1696 г.). Ко всем буквам написаны небольшие дидактические стихотворения, к каждой статье сделаны гравюры (это первый русский иллюстрированный букварь). Каждой букве отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы. Часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы ( как в современных букварях).

СТИХИ ИЗ БУКВАРЯ 1694 Г. ПОД БУКВОЙ "К"

Како кто хощет видом си познати,
В первых вещей сих будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суши,
Юный, отверзай в разум твоя ушы,
В колесницу сядь, копией борися,
Конем поезжай, ключом отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
И кокошь в требу и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе друга!

В петровскую эпоху издавалось значительное количество учебной литературы. Чем же отличается истоминский «Букварь»?

Впервые свет увидела иллюстрированная детская учебная книга,  составленная по принципу наглядности и занимательности. Вспомним принципы обучения Каменского. Составляя учебник, Истомин руководствовался основными постулатами «Великой Дидактики». «Букварь» Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. Гравюры для "Букваря" были. сделаны выдающимся русским гравером Леонтием Буниным.

Но Истомин пошел дальше своих предшественников: развлекая, играй, возбуждай интерес, но не учи насильно. Он считал, что надо учиться читать не только церковные книги, но и "гражданские обычаи и дела правные". "Букварь" предназначался не только для обучения мальчиков, но и девочек.
К сожалению,  Истомин не успел окончить "Малую грамматику"  - пособие по изучению языка, построенное по принципу, который позже блестяще использовал в своих учебных книгах замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: изучение языка через изучение обычаев (светских и религиозных), изучение природы, культуры, традиций народного фольклора.

Распалась связь времен

Блестящая плеяда русских педагогов-просветителей петровской эпохи ушла в небытие. О них знают и помнят только специалисты – историки и филологи. Это странно и грустно.

Ведь имя Кариона Истомина должно стоять в титульном посвящении каждого русского букваря, да, что букваря любого пособия, по которому учатся читать наши дети.

Но может быть историческая справедливость будет восстановлена, и хотя бы в учебниках истории появится краткое упоминание об этом человеке.
Ведь знаем же мы о первопечатнике Иване Федорове…

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

Николаев, С. И. Карион Истомин - поэт, автор проповедей и педагогических сочинений / С. И. Николаев // Литература древней Руси : библиогр. Словарь. - М., 1996. - С. 85-87.
Робинсон, А. Н. Истомин Карион / А. Н. Робинсон // Краткая литературная энциклопедия. М, 1966. - Т.3. - С.226-227
Шехирев, М. К. Истомин / М. Шехирев // Гордость земли курской. - Курск, 1992. - С. 63-65
Гетьман, Н. Курские корни "Лицевого букваря" / Н. Гетьман // Гор. известия. - 2004. - 23 окт. - С. 5.
Карион Истомин // Полиграфия. - 1989. - № 6. - С. 43-44. - (Выдающиеся деятели отечественного книгопечатания).
Шехирев, М. Автор "Букваря" / М. Шехирев // Курская правда. - 1981. - 5 апр.- (Наши знаменитые земляки).