Ленинградский День Победы

Антон Данилец
Опубликовано в газете "PROтрадное"
На фото: Надежда Александровна Николаевская
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день (с 8.09.41 по 27.01.44). Это самая продолжительная и страшная осада за всю историю человечества.
Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. 27 января 1944 года  войска Красной армии после двухнедельного наступления полностью освободили Ленинград. Более 2-х лет гитлеровцы безуспешно пытались сломить сопротивление защитников и овладеть городом. Бомбардировки, артобстрелы, и голод унесли жизни почти миллиона человек.
Сейчас мы вспоминаем те далекие годы с некоторым удивлением:
- Неужели с тех пор прошло уже 70 лет?
Трудно оценить и почувствовать это время…, но можно. Если обратиться к судьбе человека.
Прошедший год мне довелось работать в газете «Никольское время», до недавнего времени её выпускал наш отрадненский медиа-холдинг «Невская волна»,  поэтому внимание к ближайшим соседям Отрадного было вполне оправдано. На протяжении всего  года мне посчастливилось работать с удивительной женщиной, прекрасным педагогом, очень талантливым автором – Надеждой Александровной Николаевской.
Надежда Александровна – председатель Никольского отделения «Общества жителей блокадного Ленинграда» и в течение года рассказывала читателям в рубрике «Родом из блокады» о блокадниках – никольчанах. Рассказывала поименно, находя в каждом какую-то черту, особенность, «изюминку». В её статьях жители блокадного Ленинграда представали живыми людьми со своими воспоминаниями и мечтами, итогами и надеждами. Так вместе от статьи к статье, от человека к человеку, мы перешли в 2014, Юбилейный год. Многое поменялось в жизни и работе, но вспоминая близкий и дорогой каждому ленинградцу – петербуржцу Ленинградский День Победы мне представилось совершенно логичным побеседовать именно с ней.
А.Д.: Надежда Александровна, журналист, литератор, Автор, в более широком смысле, остается для читателей как бы «за кадром». Вот и Вы в течении года оставались таким «закадровым летописцем истории», но сегодня настал день, когда можно представиться?
Н.Н.: В Никольском меня знают, как Надежду Александровну Николаевскую, но настоящее мое имя Надежда Алексеевна Нечаева. Это не детектив «с переодеванием» - это блокада. В октябре 1941 года я осталась сиротой. Рано повзрослела, детства не было. Был детский дом, потом приемная семья, в которой жила с 1943 года  Так получилось, что от имени, данного мне по рождению, осталась «Надежда из Ленинграда».
А.Д.: За время нашей совместной работы я немного познакомился с Вашей биографией и знаю историю Вашей приемной семьи. В наше время, усыновительных коллизий, «Закона Димы Яковлева», детских омбудсменов, ювенальной юстиции эта история кажется удивительно деликатной, тонкой, проникнутой заботой и пониманием?
. Н.Н.: Семья Максимовых, в которой я и жила С 1943 года, удочерила меня в 1951 году. До этого ждали, может, объявятся родные. Но время шло, а чуда не происходило. И тогда, уже с моего согласия, меня удочерили, дали новую фамилию (Максимова) и отчество (Александровна), даже дату рождения поменяли. Чтобы было близко к Дню Ангела, но на год меньше.
А.Д.: Такая душевная деликатность, бережное отношение людей друг к другу, кажутся удивительным на фоне всенародного бедствия, тяжелых испытаний, жизни «на грани». Вы были ребенком…
Н.Н.: Но все, что происходило тогда, сделало меня, как и большинство тогдашних ленинградских детей очень серьезной и не по годам взрослой.
А.Д.: Как же эта «недетская серьезность», взрослость, впечаталась в Вашу жизнь?
Н.Н.: Первым принятым серьезным, ответственным решением для меня стал выбор профессии. Я выбрала математику, и в 1960 году закончила Петрозаводский Государственный университет. Профессию себя я выбрал правильную. Не оставалась с ней «без куска хлеба», да уже в солидном возрасте могла подработать на жизнь репетиторством, уроками по алгебре, геометрии, тригонометрии. Среди моих учеников и сегодня  ребята из всех школ Никольского.
А.Д.: Нельзя не согласиться: решение Ваше было ответственным и правильным…
Н.Н.: По окончании Университета распределилась на работу в Медвежьегорскую школу-интернат № 4, учителем физики и воспитателем к  восьмиклассникам. Мои первые ученики были там 1944 – 46 годов, так что сейчас мы почти ровесники. С возрастом небольшая разница в возрасте как-то сгладилась и теперь они приезжают на мои Юбилеи, как ровесники. Были и в этом году на 75-летии. Жизнь шла своим чередом. Я вышла замуж, взяла фамилию Николаевская «по мужу», родила сына,  перешла к преподаванию математики. Так пролетели 12 лет, быстр, как миг. Много работала, а в 1970 году и вообще выпускала одновременно 4 класса (два восьмых и два десятых). После такой нагрузки уже ничего не было страшно.
Понимала:
- Выдержу все!
И ведь действительно, отработала еще 20 лет, но уже в Никольском. Причина переезда  - грустила по родному Ленинграду, никогда не переставала любить это Великий город.
А.Д.: Вы неоднократно писали в своих статьях, что люди «военного поколения», блокадники, особенно дети тех лет, отличаются особенной тягой к учебе, знаниям?
Н.Н.: Это действительно так и проявляется во всех сторонах жизни, работы. У них разное образование и профессии. Есть такие, кому война помешала учиться, и они остались с начальным уровнем, есть закончившие семилетку, получившие среднее и среднее специальное образование, закончившие вузы. Но все мы – блокадники, никогда не теряли интереса и вкуса к учебе, так, что многие и сейчас еще продолжают учиться друг от друга, из книг, у своих детей и внуков В 1974 году я закончила курсы экскурсоводов. Начала водить экскурсии по Ленинграду, в Прибалтику, Новгород, Псков, Пушкинские Горы и т.д. Мозг был подготовлен для восприятия истории, архитектуры, литературы, религии, театроведенья. «Был, кстати, такой маршрут «выходного дня» «Театральный Ленинград». Очень любила его и с моими слушателями пересмотрела почти весь репертуар БДТ, Александринки, Театра Комиссаржевской. Так что теперь могу ответственно утверждать, если человек изучал математику, то любая другая наука, включая творческие, гуманитарные будет ему «по плечу». И еще у меня появились много новых знакомых, которые запомнили мои экскурсии. Сейчас при встречах приветствуют меня на улице, улыбаются, вспоминают, наверное, наши экскурсионные поездки.
В школе учила своих учеников не только математике, но и «жизни». Всегда для них примером были дети-ленинградцы, пионеры-герои Нина Куховерова, Зина Портнова, возила учеников на Родину пионера-героя Вали Котика в украинскую Шепетовку. Провела своих учеников по множеству музеев, выставок, бывали в театрах и сами ставил небольшие постановки. Вот, к примеру, сыграли «сцену» «молодогвардейцы в тюрьме». Недаром, наверное, еще в университете занималась в театральной студии…
Так что свой жизненный девиз: «Лишних знаний не бывает» старалась воплотить в полной мере. И до сих пор радуюсь, когда удается узнать что-то новое. И сейчас много читаю, собрала неплохую библиотеку, книги даю читать своим знакомым, друзьям, ученикам, передавала некоторые издания Никольской городской библиотеке.
Уверена, книга не только источник знаний, но и воспитатель, учитель, наставник.
А.Д.: Выслушав Ваш рассказ, я понял, что вместили те самые 70 лет «после блокады». В чем-то Ваша жизнь стала воплощением жизни и труда целого поколения. Поколения дорогого и близкого нам. И все же Ваша склонность к осмыслению, научному анализу, обобщению подводят меня к совершенно логичному в данной ситуации вопросу: В чем особенность, «изюминка» Вашей жизни и что вообще отличает блокадника-ленинградца в современной жизни?
Н.Н.: Жизнь склоняется к закату. Пора подводить итоги. Мне за мою жизнь не стыдно. Я состоялась и как профессионал и как Личность. Всегда имела и отстаивала принципы:
- Честно и хорошо трудиться.
- Не чураться общественной работы (сколько за это время было субботников, сколько посажено деревьев, цветников, кустов).
- Не проходит мимо чужой беды
- Любить людей и уметь быть благодарным за любое даже самое маленькое дело, внимание, помощь,
- Быть требовательной к себе и от других требовать выполнения возложенных на них обязанностей.
А еще – вырастила сына, помогла поднять внука…
Верю, те, кто встретил меня в жизни будет долго помнить меня, а значит, и проживу я – долго.
Все это, по-моему, отличает и других блокадников.
А.Д.: Надежда Александровна, приближается Юбилейная дата. 27 января будет множество теплых слов, добрых пожеланий, подарков. Будут воспоминания, будут итоги. Скажите нашим читателям что-то, что по Вашему должно отразить внутреннюю сущность, содержание предстоящего события?
Н.Н.: Мы – блокадное братство. И нас неизменно отличает трудолюбие, доброта, терпенье, забота о близких, умение заметить и помочь человеку, если ему стало плохо на улице, в магазине, в автобусе. Еще для блокадников свойственны верность профессии, скромность, улыбка, любовь к жизни. Ольга Берггольц так писала об этом:

Нас по улыбке узнают! Не частой,
но дружелюбной ясной и простой.
По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,
по доблестной привычке трудовой.

В статьях о земляках-блокадниках я старалась привести разные стихотворения. Стихи о блокаде проникновенны и трагичны. А сейчас, в канун Юбилейного года Ленинградского Дня Победы, мне хочется рассказать вам стихотворение Корнея Чуковского, написанное им в 1945 году
Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.

И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Татка наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки,

И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь семьдесят лет,
И все дети, всё дети на свете
Будут называть его: дед.

И до пояса будет тогда
Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками,
И чтоб размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости, -
(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку),
Или тогда же, - в две тысячи двадцать
       четвертом году; -
- На лавочку сядете в Летнем саду.
Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
       маленьком скверике
В Новой Зеландии или в Америке,
- Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
       везде, одинаково,
Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
       и Кракова -
На вас молчаливо укажут
И тихо, почтительно скажут:
"Он был в Ленинграде... во время
       осады...
В те годы... вы знаете... в годы
       ... блокады"

И снимут пред вами шляпы.
Всех читателей газеты «PROтрадное», особенно жителей блокадного Ленинграда, поздравляю с Ленинградским Днём Победы. Желаю здоровья, любви, бодрости, мужества, терпенья, радости, взаимопонимания и всего самого хорошего и доброго!