О чем рассказывают мумии

Слава Орлов
"Лорд Лондесборугх приглашает Вас на сеанс дегутации  10 июня
1850  года на Пиккадилди, 144, где он угощает апериритивом, изготовленном  на отваре из порошка мумии, являющимся хорошим средством от всех болезней. Получить такое приглашение в XIX веке для знати считалось весьма почетным. Сами же такие дегустации были окутаны какой-то таинственностью: аперитив из порошка ... мумии! И люди шли на такие  дегустации, искренне веря в  их целительную силу, почему? Действительно ли мумии обладают какой-то магической силой?
НА ПУТИ К ИСТИНЕ
Сейчас каждый год с ноября по апрель пустыни и оазисы, где находятся древнейшие    захоронения, «наводняются" специалистами с совре-меннейшей исследовательской техникой. Мумии до сих пор представляют особый интерес, к примеру, для египтологов, так как по ним можно так кК по ним можно судить о жизни людей, проживавших несколько тысяч лет назад об их мировоззрении и наклонностях… В  19 веке ученые не очень-то бережно относились к «своим» пациентам - мумиям. Средства исследования
были довольно грубыми: молотки, ножи, ножницы. Поэтому мумии просто "выхолащивались" - из них вырезались целые органы, которые зачас¬тую предназначались не для чисто научных целей, а для проведения некоторыми "специалистами" дегустаций," вроде  той, какую проводил лорд Лондосборугх, даже не подозревая об их последствиях.
Теперь с таким "специалистами покончено навсегда. С помощью томографов, биопсии, эндоскопии удалось уже очень многое узнать. К примеру, о болезнях древних египтян.
«Известно, что эти люди страдали артритом и сколиозом из-за длительных работ в полях, - говорит египтолог Роже Лихтонберг. -Большое количество содержания пыли в воздухе Египта приводило к большому числу легочных заболеваний. С помощью рентгена нами было зафиксировано и большое количество переломов у древних египтян.
Правда, только у простых людей. У фараонов и знати переломов практически не было. Возникает вопрос: а как-же многочисленные «баталии», кото¬рых те участвовали? Ученые шутят, что во время военных сражений
власть придержащие, включая военоначальников, предпочитали находиться не впереди армии, а позади ее. Не все умершие имели возможность быть бальзамированными после смерти. Все зависело от их благосостояния при жизни. К примеру, не была бальзамирована найденная мумия женщины с двумя головами. Еще один любопытный экземпляр находится в музее Манчестера: мумия пятнадцатилетней девочки-транссексуалки. Изучение тканей мумий принесло многочисленные вопросы. Определение же ДНК некоторых мумий позволило определить их родственные связи. В настоящее время ученые пытаются "просчитать" внутренности трех прекрасно сохранившихся мумий. И уже
многое стало известно...
Одна из этих мумий - семилетняя девочка, почему-то похороненная в парике. Возраст самой мумии составляет около двух тысяч лет. После сканирования головы этой девочки удалось выяснить, что под очень короткие волосы. Ученые сделали вывод о том, что, скорее всего, девочка заболела тифом, от чего и скончалась. Вывод был сделан на том основании, что при этой болезни волосы почти вы¬падают или  не растут. Мать девочки, видимо, решила  по¬хоронить дочку, надев ей на голову парик, чтобы она выглядела луч¬ше на том свете.
Любопытный, похоже, ответ исследователи получили и на другой вопрос: почему у некоторых этих мумий оказались "выскобленными" зубы, но абсцесс был на уровне практически до корней, ведь кариес встречался у древних египтян до¬вольно редко по причине того, что сладости и мед были достоянием в Древнем Египте лишь очень богатых людей? Возможно, это из-за хлеба, в который добавляли песок, чтобы уберечь потом продукт от долгоноси¬ков и других вредных насекомых.
Кстати, рентгенологи нашли на бедренной кости  параллельные полоски, свидетельствующие о том, что человек сильно голодал. Даже, вероятнее всего, от голода и умер. В этом не было ничего удивительного. Археологи в свое время доказали, что, к примеру, 6о процентов умерших в оазисе Кхарга в Египте отправились на тот свет из-за голода, пять процентов из которых принадлежали к семьям царствующих особ.
Благодаря томографу удалось узнать причину смерти девочки, останки которой были найдены на вершине горы Ампато. Она была принесена в жертву богу инков в древние времена. Однако жертвоприношение делалось не на вершине горы, имеющей высоту 6200 метров и покрытую льдом и снегом, а в долине, девочку умертвили внизу ударом в голову, после чего произошло кровоизлияние в мозг. Биологический анализ и показал, что ядра клеток оказались разрушенными, что происходит, когда тело первоначально находится в тепле, а не на холоде.
Современный спектральный  анализ ткани, в которую был завернут трехмесячный младенец,похороненный вместе с мужчиной и тремя женщинами, в Китае, позволяет приоткрыть тайну ... шотландской юбки! Это недавно обнаруженное археологами захоронение датируется I веком до нашей эры. Ткань на мумии малыша оказалась идентичной ткани знаменитой шотландки. По¬лается, что шотландку изобрели китайцы? Однако, вскоре выяснилось, что в этом районе Тарим Хин-Дкианр очень давно жили кавказские переселенцы, которые и изобрели эту знаменитую эту ткань.К 400-му году до нашей эры эти люди поселились на территории нынешней Шотландии.
Сегодня благодаря современной технике можно делать исследования мумий, не доставая их из плотно закрытых саркофагов, чтобы предохранить Теперь научились этим способом даже ставить диагнозы этим "пациентам", не говоря о наряде, в который они одеты. Например, было установлено, что мумия одной египетской певицы было обернута в сотни метров  ткани, сотканной из самого высококачественного льна. Такого  погребения1 была достойна действительно только выдающаяся представительница этого вида искус¬ства очень далекого прошлого. Одновременно томограф в руках архео¬логов показал и ее анатомическое строение. Как заверили археологи, певица была и очень прекрасно сложена!
По древесным опилками, которыми египтяне  заполняли внутренности мумий, сейчас научились определять породу деревьев, из которых делались эти опилки, а также по ним уточнять торговые связи и даже пути древнего мира,
МУМИФИКАЦИЯ. ПАСПОРТ В ВЕЧНОСТЬ.
Мечта людей о бессмертии также стара, как и сам мысля¬щий человек. В ней и кроется весь секрет создания мумий - попытка сохранить тело, так как по версии многих  народов, жизнь после смерти не закан¬чивается. К тому же, необходимо еще   сохранить и душу усопшего, на¬ходящуюся в его «оболочке». В Чили, Перу, Египте,на Канарских ост¬ровах - все искали способ сохранения "ушедшего по ту сторону" для вечности. Однако делали это только на свой лад.
 - Например, в Китае по-своему решали эту проблему, пытаясь зани¬маться различного рода "рационализацией" ритуалов погребения для реализации мечты о вечности,  - поясняет китаевед   Музея Человека во Франции Даниэль Елисеев.  - Для начала китайцы, чтобы справиться
с задачей, решили определить, что такое человек. По их мнению, смерть - всего лишь временная «дислокация» души и тела, которые через некоторое время возвращаются    и соединяются вновь.
А вот, по мнению перуанцев, между душой и телом никогда не бывает даже временного разделения. При этом
они считали, что чем лучше сохранено тело, тем больше власть чело¬века даже после его физической. Поэтому перуанцы бальзамировали тела убитых даже во время войны. Для египтян мумификация - это своего рода паспорт для прохода на берег вечности, душа же, улетевшая после смерти, возвращается после бальзамирования к своему "владельцу".
Теперь есть предположение, что египтяне, находя   песках прекрасно сохранившиеся мумии своих предков, вновь озарились идеей о том, что мертвые могли ожить, Мумификация - это превращение тру¬па в мумию, то есть высыхание его без гниения /при захоронении в сухих почвах или искусственно - при бальзамировании: пропитывании тканей трупа веществами, препятствующими  их разложению/. Теплый песок пустыни блокирует разложение тела и препятствует гниению.
Раньше считалось, что чистое бальзамирование лучше сохраняет тело
усопшего. Теперь же все видится в несколько ином свете: даже найдены
 мумии в носках, не подвергавшиеся бальзамированию, сохранились
в некоторых случаях даже лучше бальзамированных, Поэтому ритуалы
погребения и бальзамирования трудно различить. Но, между тем, что
тогда нам думать о камерунцах, которые мумифицируют покойного, закапывая тело, но оставляя его голову на поверхности песка, прикрыв ее шля¬пой, лишь через год после этого, захоранивая и саму голову?
Но и ритуалы  погребения были тысячи лет назад у разных народностей и резко отличались друг от друга. Тело старосты деревни Дани в
Новой Гвинее было высушено путем окуривания наркотическими веществами, затем "свернуто" в положение, которое занимает зародыш в утро¬бе матери, и в таком положении «посажено»" на кресло. В Китае принц лю Шенг, умерший в 113 году до нашей ары, был мумифицирован и покрыт двумя тысячами пластинками нефрита, «сшитыми» между собой золотыми нитями. Правда, как считают археологи, этот способ ритуального погребения оказался не очень  хорош: пыль проникла через "шитье" и эта  мумия не смогла сохраниться.
 В Китае саркофаги чаще всего заполняли бактерицидными веществами, - говорит Даниэль Елисеев.  - Это одна из самых древних традиций данного  народа. В  бронзовый период вдоль Желтой  реки покойных хоронили вместе с жертвоприношениями, женщинами и слугами. Тела посыпали землей, сохранившей скелеты. Затем,  стала  применяться другая техника сохранения тел усопших. Речь идет о маркизе Дай. После смерти у нее изъяли все внутренности, кровь же выпустили, заменив ее жидкостью на основе ртути. Потом тело завернули в 13 слоев ткани и положили в гроб с бактерицидной жидкостью. Этот гроб лежал еще в четырех гробах. Могила была глубиной 15 метров. Ее дно перед захоронением выложили древесным углем с очень тонким слоем глины, не пропускавшим воду.
В наше время определили, что Дай умерла от атересклероза, две артерии у нее были в очень плохом состоянии, а в почках обнаружили камни.
И египтяне со временем меняли способы погребения, пытаясь найти самый лучший. Могилы рыли в пустынях, где песок выполнял роль «сушилки» тел. К 3200 году до нашей эры египтяне начали хоронить в гробах. К 2650 году до на¬шей эры стало практиковаться помещение внутренностей усопшего в специальные вазы, мозг вынимали, заполняя пустоту в черепе смолой. При этом тело покрывали каустической содой. Затем заполняли  тело древесными опилками  и пряностями, после чего обматывали его тканями. Для очень состоятельных покойников требовалось до 846 квадратных метров льняной ткани, при мумифицировании бедных людей обходились небольшим количеством тряпья... Исследование этих тканей также  дают любопытные результаты. Например, в Лионском муеее имеется мумия, обмотанная  обыкновенной парусиной.
Покойный был  моряком!
 процедура мумификации в Древнем Египте занимала семьдесят
дней. Египтяне занимались этим делом  вплоть до прихода на их зем¬ли мусульман в шестом веке. Но еще до этого, как говорит научный сот¬рудник Института египтологии в Страсбурге Анни Швейцер, в Египте
на лицо мумии одевали маску. Египтяне мумифицировали даже кошек. В местечке  Айн Лабакха была найдена мумия, уникальность которой состояла в том, что глаза были прикрыты золотыми пластинами.
Однако египтяне не были первыми, кто стал  мумифицировать покой¬ников. На севере Чили нашли мумии, возраст которых  составляет не менее  на менее 7 тысяч лет! Процесс изготовления, к сожалению,канул в историю, си    "провалились под землю, поэтому сейчас можно лишь приблизительно догадываться об этом уникальном ритуале захоронения, используя лишь одни экземпляры обнаруженных мумий исчезнувшего народа.
 При мумификации представителей этого народа, сначала удаляли со скелета покойного  все мышечные волокна и убирали все внутренности трупа. Части скелета "поддерживали" кусочками дерева. Руки и ноги могли быть отрезаны, "высушены" над огнем, а затем привязаны к скелету веревочками, после этого все покрывалось растительными волокнами, звериными шкурами и илом. Затем голову покрывали слоем марганца. Рисовали глаза, ноздри и рот на лице, покрашенном в красный цвет. Красную краску делали на основе железной ру¬ды.
Такая процедура распространялась не только на взрослых, но и на умерших детей и даже внутриутробные тела. Иногда делали захоронения по 4-5 мумий  Можно сделать вывод, что это были фамильные склепы. Изучив кости мумий, специалисты склонны считать, что основной пищей этого народа
была рыба. Следы уплотнений в слуховых каналах мумий говорит о том, что мумии долгое время находились в воде.
Если  поначалу мумии просто закапывали в землю, то со временем стали предварительно помещать их в матерчатые мешки.  Одна из таких мумий  любопытна тем, что был мумифицирован  мальчик, которому надели парик  из натуральных волос.
СВАРЕННЫЕ,ВЫСУШЕННЫЕ, ЗАМОРОЖЕННЫЕ
Были и совсем экзотические способы сохранения тела и души   усопшего, чтобы "вернуть его к жизни". Во французском городке Оверне была найдена мумия 10-13-летнего мальчика. Его внутренние органы не были вынуты, однако при мумификации использовались ароматизированные смолы. Мумия   этого мальчика,завернутая в ткань, разрисованная  красным цветом, сейчас находится в парижском музее Человека.
Позднее, с XIII по ХY век, для сохранения   тел принцев и королей, их после смерти варили!    Король Сан -Луи был сварен  Б котле с соленой водой, а королю Филиппу Сент-Лу «посчастливилось» больше: в котел добавили вино.
Поскольку жизнь не останавливалась для усопшего после смерти,
как считали и инки, то с XII по XII века они особенно заботились
об усопших. При мумификации внутренности вынимались специальным специальным ножом, сделанным из обсидиана. Затем  эти внутренности клали в закрытые емкости. Тело же покойного обрабатывалось ментолом /!/ и другими субстанциями, за¬тем высушивалось на солнце или на огне, мумию складывали Б положе¬ние, схожее с тем, как находится будущий ребенок в только что заро¬дившееся состоянии в утробе матери. На умершего затем надевали ме¬шок, сшитый из шкуры ламы. Нередко вместе с покойным захоранивали его жену и слуг /более или менее добровольно/, так как он в них нуждался в потустороннем мире.
В прибрежных районах, где жили инки, жара и песок гарантировали естественное иссушение тела. В горах же все обстояло иначе. Тела трех детей инков, найденных в марте 1999 года, после  смерти замерзли сразу сами. В легких и сердце оказались следы крови, а в желудке - даже остатки пищи. Возможно, что эти две девочки и мальчик были принесены в жертву. Более позд¬нее вскрытие, как надеются, раскроет эту тайну ритуального убийства.
Путешественники еще в восемнадцатом веке пришли к выводу, что на Канарских островах  2  тысячи лет до нашей эры мертвых бальзамировали также, как и в Египте. На Канарах использовали для этой процедуры козлиное сало, сосновую кору и абсорбирующий камень. Мумии женщин захоранивали в горизонтальном положении со скрещенными на груди руками, а мужчин - с руками вдоль туловища. Эти мумии закатывали в шесть-семь козлиных шкур с шерстью и без нее.
И люди верили, что таким образом жизнь после смерти обеспечена!
Галина Остякова,
Слава Орлов