Распутное детство - Гримасы пубертата

Антон Кольцофф
Вам ещё не надоели педоборческие тёрки вокруг абсолютно любого произведения, в котором фигурируют обнажённые дети? Мне кажется, что у людей, независимо от повода орущих налево и направо о педофилии, просто не было такого вот «Распутного детства».

Да, это одна из тех картин, споры вокруг которых не утихнут уже, наверное, никогда. Я не стану бередить эту воду — подобные разговоры всем уже изрядно надоели. Скажу лишь, что назвать педофильской сцену секса двух ПОДРОСТКОВ невозможно в принципе, ибо ни один взрослый там при этом не присутствует и участия в процессе не принимает. Так что перед нами — лишь фильм о детях, начинающих постигать половую жизнь.

Надо сказать, итальянцы оказались поэкстравагантнее французов. Там, где вторые покажут всё красиво и с надрывом, но не акцентируясь на откровенных деталях, первые грань перешагнут и продемонстрируют половые органы, а надрыв заменят на наслаждение. То, что переживают Фабрицио и Сильвия в середине фильма — это неприкрытый, абсолютный рай, который совсем не у каждого был в жизни — и необязательно в указанном возрасте. Да, рай этот происходит на фоне страданий первой девочки — Лауры, влюблённой в Фабрицио; да, мальчик и Сильвия — слабые и эгоистичные создания, находящие удовольствие в издевательствах над Лаурой и заставляющие её наблюдать за своими сексуальными свершениями… Но когда смотришь, как они голышом бегут по полю и валяются в траве, как они нежатся в самодельной постели из матраса и одеяла посреди глыб и водопадов — как-то даже забываешь, что рядом за скалой прекрасное и светлое создание не находит себе места от неразделённой любви и одиночества.

Мир «Распутного детства» — это мир, полностью отделённый от «большой» реальности. Здесь нет родителей, нет городов, деревень, квартир и школы. Есть только лес — особая, а для детей и вовсе фантастическая, реальность. И в этой сюрреальности раскрываются самые несдержанные подростковые чувства — предельная жестокость, неуправляемая похоть, ощущение превосходства над слабым и беззащитным. Всё это в той или иной степени было с каждым из нас — только кто-то сумел вовремя поумнеть и воспротивиться инстинктам, а кто-то, как Фабрицио, — дал им полный ход… и закончилось это в результате трагически.

Фильм оставляет больше мыслей, чем впечатлений — здесь нет особой глубины, нет хорошей игры — дети по большей части просто отрабатывают текст (не считая эротических сцен, где они как раз выкладываются на полную). Зато здесь есть красота, и немалая — музыка, пейзажи леса, водопады, пещеры, руины неведомого каменного замка, в конце концов — Сильвия в исполнении той самой Евы Ионеско, которая 34 года спустя сняла «Мою маленькую Принцессу»… Да-да — знаменитая модель-ребёнок из взрослых журналов 70-х предстаёт в «Распутном детстве» во всей своей 12-летней красе, и в первую очередь я бы назвал фильм единственным видеосвидетельством той запретной прелести, что была отражена в те годы в фотографиях её матери, а затем — фотографа Жака Бурбулона. Только вот фотографии — это фотографии, а в фильме обнажение было хоть как-то оправдано общим смыслом сюжета, поэтому в случае с «… детством» я бы все споры о (не)пристойностях и (не)допустимостях прекратил. Просто настройтесь на волну фривольных 70-х, включите эстетическое воображение… и смотрите.