О национальном самосознании малороссов

Виктор Постников
  "Каждая культура, потерявшая свой миф, теряет по этой причине свою природную здоровую способность к творчеству. Образы мифов играют роль невидимых демонических стражников, объясняющих человеку его жизнь и борьбу» - Ницше


Сегодня, когда на майдане в Киеве звучат зажигательные речи украинских оппозиционеров, я думаю о ... малороссах, т.е. русско-язычных гражданах Украины, которые оказались за бортом национально-освободительного движения.  У них нет такого общекультурного единства как у украинцев, нет общей цели, общей истории, они потерялись в этом мире.  Оказавшись в изоляции после распада СССР, они потеряли, так сказать, свой миф,  свою идентичность. (Этим мифом могла быть "Великая Россия" или "всечеловечность",  или православие, покорение космоса, коммунизм и т.п.)  И мне их жаль.  Их поддержка нынешней (действительно преступной) власти, вызвана чувством обиды и зависти к украинским оппозиционерам.  У  них нет ни одного лидера. Они оказались вне исторического контекста.

Этому, кстати, способствовала вся история.  У русских  вообще слабое чувство национального самосознания.  В СССР это чувство еще более ослабло. Сегодня, когда Союза уже нет, и другие национальные республики отошли и демонстрируют единство, у русских остались лишь горечь и злость к "инородцам".

Как их объединить на демократической основе - вот вопрос.  Кроме того, они должны найти свою культурную нишу и украинцы могут им в этом помочь.

Украинцы не остановятся, пока не создадут свое национальное государство. За их плечами Запорожская Сечь, как-никак.  (Это как-раз тот миф, которого нет у русских).  Конечно, это запоздалый процесс, большинство европейских национальных государств завершило его в 19 – 20 столетии, но тем не менее  это естественный процесс и он продолжается по всему миру. Достаточно назвать стремление Шотландии к независимости, страны басков, или Северной Ирландии.

С другой стороны «сознательные» малороссы могут помочь украинцам побыстрее очистить государство от криминальной власти.  Каким  образом?  Перестать поддерживать  её из ложной зависти к украинским оппозиционерам или страха.  Формировать свою независимую прессу, свою децентрализованную экономику, местные системы власти и взаимопомощь.  Искать общий язык с украинскими оппозиционерами.

Близость двух языков, вообще говоря, одна из главных проблем, не дающих возможность «встретиться» демократам Запада и Востока.  Украинцы должны понять, что для русских их язык такая же святыня, как для украинцев  украинский. И что у русских в Украине есть свой менталитет,  своя, не сводимая к украинской или общероссийской, культура, свое понимание истории, свои герои.  Эти вещи нужно оставить неприкосновенными. И объединяться на том, чтобы уважать свободу, различие, и богатство друг друга. Как это делает Европа.

Создать в рамках федеративной Украины «Маленькую демократическую Россию» - разве это не прекрасно? (К сожалению момент мирного  разделения Украины на украино-язычную и русско-язычную части был преступно упущен. За всю историю независимости на Украине так и не нашлось такого дальновидного политика как Вацлав Гавел).

И если возвратиться к главному контексту (экологический коллапс и т.п.), выжить в грядущем апокалипсисе смогут только те народы, нации, племена, у которых сохранилась коллективная жизнь. То есть, объединяющие культурные корни, язык, мифы, земля.  Без этого народ обречен. В этом смысле национальные корни оказываются важнее экономических и технологических достижений, важнее даже идеологического багажа (левые и т.п.).  По-видимому, здесь работают  уже экологические законы выживания этноса, близость генов.  Правда, есть опасность погружения в "националистические мечты" (Орвелл), которым не суждено сбыться.


[Послесловие, 27/09/17.  Этот текст я писал в конце 2014 года.  К сожалению, ультра-националисты перехватили инициативу у гражданского сопротивления.  Ненависть к режиму вскоре перекинулась на Россию, на коммунизм, на левых и вообще на русских, в том числе граждан Украины.  Ослепленные ненавистью националисты так и не смогли почувствовать трагедию русско-язычных граждан Украины, оказавшихся за бортом истории.  Отчаяние привело последних к противостоянию на востоке и образованию "республик".  Последующие  военные действия это прямое игнорирование судьбы своих бывших сограждан].