Ночные охотники

Владимир Шаповал
   Летом корову держали во дворе. Недалеко от хлева с поросятами вбили кол, поставили корыто. Буренке понравилось место, и она вечером с пастбища спешила туда. Ясли всегда были наполнены чем-то вкусненьким: свежей травой, кукурузными пасынками, а ближе к осени нарезанной тыквой или свеклой. И если прибавить к этому свежий воздух, ночную прохладу и чистоту, о чем еще мечтать животному?  Правда, в дождь неуютно бывает лежать на земле. Но случается  это не часто. Можно и постоять какую-то ночь под теплым дождиком.
 Зато мухи не досаждают, да и шкура становится чище.

       К середине лета ночлег коровы превращается в утрамбованный круг без былинки и соринки. А по периметру растёт трава. Невысокая, но густая. По ней приятно ходить босиком. На лужайке валяются, кувыркаются, борются детишки в ожидании окончания вечерней дойки, чтобы испить парного молока. А ночью их место занимают собаки. Каждый день, когда село засыпает, 5-6 дворняг, которых
не держат на привязи, собираются у круга. Сидят молча, словно сфинксы. Все смотрят в сторону коровы.
- Опять у собак заседание,  - шутят люди.

       Но животные молчат. Не поддерживают, даже если начинает лаять какая-то цепная собака, исполняющая свой сторожевой долг.

       Юле стало интересно - чем обусловлено такое поведение.
Однажды в полнолуние, когда у людей бывает бессонница, всё прояснилось. Юля стояла на пороге дома. Площадка вокруг коровы была  залита лунным светом. Как говорят в народе, «видно, хоть иголки собирай». Вдруг какой-то маленький зверек отделился от свинарника, пересек лужайку, остановился у края голого круга. Затем быстро побежал к коровьей кормушке. В этот момент одна из собак сорвалась с места, молча настигла зверька, прижала передними лапами и схватила зубами за загривок, резко мотнула головой из стороны в сторону. Зверек затих и больше не трепыхался. По последнему писку Юля поняла, что это была крыса. Их много водилось в сарае. Собака с добычей отошла в сторонку и стала ужинать. Другие сидели молча. Ни признаков зависти, ни претензий. Каждая ждала своего часа. Вот снова промелькнула тень. Другая собака проделала то же.

      Юля стояла в изумлении. Сон как рукой сняло. Разные мысли роились в голове. Чувства смешались. С одной стороны - крысы такие противные, надоедливые, так быстро плодятся. Если их не истреблять, то все перегрызут. А с другой стороны - они ведь тоже жить хотят. Вероятно, природой предусмотрены такие способы поддержания равновесия.

      А на лунной площадке действие повторялось в который раз. Под утро собаки разошлись. Корова встала, потянулась. Пора доить и выгонять в стадо.

      Днем собак никто не замечал. Вероятно, они сытые где-то отсыпались. А вечером бригада охотников в том же составе собралась на прежнем месте. Корова узнала их. Одобрительно посмотрела, глубоко вздохнув, улеглась и стала размеренно жевать свою жвачку.

Юля спокойно ушла спать, не опасаясь, что противные крысы напугают буренку или покусают ей вымя. Собаки не позволят. Им верить можно.